Почему трейдеры предпочитают «архаичные» технологии современным сервисам

19.08.2022

Внебиржевой финансовый рынок часто остается без достаточного внимания исследователей, хотя это важный его сегмент. Отчасти поэтому его рассматривает Сергей Глебкин, выпускник РЭШ (МАE’2011), а ныне профессор кафедры финансов известной французской бизнес-школы INSEAD. Вместе с коллегами из INSEAD и Пекинского университета он изучил, как на внебиржевом рынке покупатели и продавцы взаимодействуют с дилерами, и пришел к неожиданному выводу.

 

Наша работа – про то, как дизайн рынка влияет на его качество, т. е. на цены, скорость транзакций, ликвидность и некоторые другие характеристики.

На внебиржевом рынке (ОТС – over the counter market) торгуются облигации, деривативы и более экзотические инструменты. Он быстро меняется, эволюционирует, на нем появляются новые технологии. В ХХ в. сделки совершали по телефону: человек звонил дилеру, запрашивал цену и торговался с ним.

Это было исключительно двустороннее взаимодействие (ВВ – bilateral bargaining). Но цифровизация это изменила.
В последние годы наблюдается рост электронной торговли, в основном в форме запроса котировок (RFQ – request for quote). Система работает так: клиент связывается сразу с несколькими дилерами, собирает от них ценовые предложения, а затем заключает сделку с тем, кто предлагает лучшую цену. По сути, это аукцион для дилеров, весьма напоминающий биржевой механизм. В противовес ВВ это называется одновременным многосторонним поиском (SMS – simultaneous multilateral search).

Нам стало интересно, как появление таких систем влияет на качество рынка. Для этого мы построили модель, в которую заложили такие параметры, как интенсивность SMS (как часто можно искать) и пропускная способность поиска (со сколькими дилерами можно связаться). 

Изначально кажется, что эти показатели взаимосвязаны. Для нас стало неожиданностью, что повышение интенсивности поиска (т. е. частоты запросов) помогает добиться лучшего результата, а вот увеличение пропускной способности запросов (т. е. числа дилеров), напротив, часто оказывается бесполезным.

Причина в том, что ОТС – это рынок с посредником. На нем есть клиенты, которые хотят купить, допустим, облигацию. И есть те, кто хочет ее продать. А еще есть дилер, который должен сначала купить ее у одного игрока рынка, а затем продать другому.

В нормальной рыночной ситуации, когда соблюдается баланс спроса и предложения, SMS работает эффективно. Но когда это равновесие теряется, уходит и эффективность такого способа найти наилучшего по цене контрагента.

Например, представим ситуацию: кредитные агентства снижают рейтинг какого-то эмитента с А до BBB. Фонды, которые держат эту бумагу, согласно внутренним правилам должны в этот момент продавать ее. Возникает избыток предложения. В такой ситуации продавцам сложно найти дилера с наилучшей котировкой. А на другой стороне, стороне покупателя, напротив, легко. 

На стороне продавцов увеличение пропускной способности позволяет существенно улучшить цену за счет конкуренции между дилерами. Это значит, что больше продавцов получит приемлемую цену и будет больше завершенных сделок между дилерами и продавцами.

На стороне покупателей ситуация другая. Если покупатель свяжется с одним дилером, скорее всего, цена будет уже очень хорошая. С двумя – почти наверняка наилучшая, ведь все хотят продать бумагу. Поэтому если мы увеличиваем пропускную способность SMS (т. е. число дилеров для запроса котировок), то это ничего не поменяет – цена будет та же. Это означает, что увеличение пропускной способности не увеличит количество совершенных сделок между дилерами и покупателями.

В итоге дилеры покупают больше у продавцов, чем продают покупателям. Облигации скапливаются у дилеров, а не переходят от клиентов-продавцов к клиентам-покупателям. И это неожиданный эффект. Потому что, казалось бы, чем ближе рынок к централизованному (как биржа), тем лучше. Увеличение пропускной способности поиска – это движение в сторону централизованного рынка, и от этого благосостояние (welfare) игроков должно улучшаться. Но мы показываем, что этого не происходит.

Ситуацию, когда много облигаций попадает от продавцов к дилерам, но не все переходят к покупателям, мы называем эффектом узкого горлышка.

Эмпирическое исследование O’Hara and Zhou (2021показало, что в ситуации рыночного стресса участники ОТС реже пользуются SMS, а обращаются к старому доброму ВВ. В упомянутом выше примере с даунгрейдом облигаций такое поведение будет характерно для продавцов – им сложнее получить нужную (высокую) цену с помощью RFQ, потому что конкуренция среди дилеров за их актив будет низкой. В такие моменты можно получить лучший оффер, просто поторговавшись с дилером один на один по телефону или – чаще – в мессенджере.

Получается, что новые цифровые системы (SMS) оказываются менее устойчивы к рыночному стрессу, чем классические (BB). А это негативно влияет и на распределительную эффективность рынка. 

Еще один наш вывод – похоже, что можно наблюдать эффект и с точки зрения увеличения прозрачности (transparency) рынка. В данном случае речь о том, насколько клиенты знают, к каким дилерам стоит целенаправленно обращаться. В США дилеры должны периодически отчитываться обо всех сделках регулятору. Имея эту информацию, можно реалистично предполагать, у кого сколько нужных покупателю активов и кто может предложить лучшую цену. Мы показываем, что увеличение прозрачности тоже может быть не всегда хорошо для рынка. По той же самой причине: оно может создавать такие узкие горлышки.

Результаты нашего исследования могут быть интересны в первую очередь регуляторам. Если в торговые протоколы (например, в тот же RFQ) внедрить каналы, где клиенты могут продолжать торговаться и вести переговоры с выбранными ими дилерами после первоначального аукциона, то это может улучшить благосостояние всех участников рынка.