Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Магические обряды могут помочь в бизнесе – к такому выводу пришла группа исследователей, изучив поведение африканских торговцев пивом. Правда, помогает магия лишь тем, кто в нее верит: они начинают вести себя рациональнее. Еще лучше их бизнес шел бы, если бы они не верили в волшебство вовсе. Но когда формальные институты слабы, а доверие в обществе низкое, люди пытаются защититься с помощью неформальных институтов, пусть даже это лишь ритуалы. В таких обществах люди часто завидуют друг другу, в них сильнее распространены суеверия, например вера в сглаз.
Екатерина Сивякова, Филипп Стеркин
В макроэкономической литературе вслед за Максом Вебером уже давно признается потенциальное влияние культуры – и особенно религии – на экономический рост, пишут авторы работы «Бог страхует тех, кто платит?». Куда беднее литература о влиянии традиционных религий бедных стран на экономическую деятельность их жителей. Группа ученых из Африки, Америки и Европы решила восполнить этот пробел, изучив влияние традиционной африканской религии на поведение предпринимателей в Демократической Республике Конго.
Кто авторыОснователи некоммерческой исследовательской организации Marakuja Kivu Research (Демократическая Республика Конго) Льюис Дуниа Бутинда и Эмабл Амани Ламеке, Натан Нанн (Школа экономики Ванкувера), Макс Пош (Бизнес-школа Эксетерского университета) и Рауль Санчес де ла Сьерра (Школа государственной политики Харриса Чикагского университета).
Несколько лет они ежедневно собирали информацию о деятельности продавцов пива в трех районах провинции Северное Киву. Напиток продают почти везде, а бизнес этих предпринимателей схож, что позволяет сравнивать их финансовые результаты, объяснили авторы исследования свой выбор. Сначала в эксперименте принимал участие 81 продавец, потом их количество сократилось до 44 человек из-за конфликта в регионе.
Участников эксперимента снабдили смартфоном для ввода данных и солнечной батареей для его зарядки, при этом ученым пришлось научить продавцов пользоваться телефонами. Каждый из них получил $30 за участие в эксперименте, им оплачивали телефонную связь и проезд до районов с мобильным покрытием. Чтобы убедиться в том, что участники корректно вводили данные, члены исследовательской группы еженедельно звонили каждому из них.
С июля 2015 г. по ноябрь 2017 г. продавцы пива передавали информацию о ценах, количестве проданных и закупленных бутылок, запасах и кражах. А еще их спрашивали, сколько они потеряли из-за отсутствия запасов и насколько высокими считали риски быть обворованными. На следующем этапе эксперимента с его участниками был проведен за счет исследователей «защитный ритуал» от воровства. Шаманов отобрали, опросив местных вождей и старейшин. Во время ритуала шаман взывал к предкам племени, просил о защите, сопровождая это пением и танцами. В конце ритуала человек получал амулет, который, как ему обещали, на несколько недель защитит его при соблюдении определенных условий.
Для части торговцев это было не впервой – они уже прибегали к магии, чтобы получить защитный амулет. Поэтому авторы исследования разделили участников эксперимента на две группы: на тех, кто верит и не верит в эффективность обряда, причем верящих оказалось больше – две трети.
Оказалось, что ритуал действительно подействовал на бизнес участников эксперимента. До его проведения предприниматели сильно преувеличивали вероятность кражи – особенно те из них, кто верит в сверхъестественные силы. После обряда эти участники эксперимента начинали чувствовать себя более защищенными. До обряда они оценивали вероятность кражи в 8,9%, после него – в 5,2%, что, впрочем, все равно гораздо выше фактического риска – около 0,9%. То есть ритуал скорректировал предвзятость убеждений участников эксперимента, верящих в эффективность обряда, и помог им точнее оценить вероятность кражи.
Неверующие безопаснее себя чувствовать после ритуала не стали, они и так относительно рационально оценивали угрозу. Более того, им ритуал лишь навредил: они стали больше бояться воров. Это могло объясняться тем, что им пришлось поехать на место обряда и за это время их могли обокрасть.
Став меньше бояться краж, верящие в ритуал продавцы пива увеличили запасы. До обряда они не рисковали хранить много товара, поэтому несли убытки из-за систематической его нехватки и даже рисковали разориться. После ритуала они стали реже сталкиваться с дефицитом. Среди неверующих такого эффекта не наблюдалось.
Торговцы, верящие в обряд, смогли не только уменьшить потери, но и увеличить продажи, а с ними и свой доход. Эффект начинал проявляться через несколько дней после ритуала и держался в течение нескольких недель. Причем увеличение дохода происходило именно за счет роста продаж (на 5–11%, или на $0,55–1,2 в день), а не цен.
Средняя рыночная цена ритуала составляет $40–50. Продавцы были готовы заплатить в среднем $31,5 за обряд. Исследователи сопоставили его стоимость с дополнительной прибылью от увеличения продаж благодаря ритуалу. В течение 10 дней после обряда она составила в среднем $6,1. Экономическая польза от ритуала сохранялась довольно долго – примерно в течение трех месяцев, и почти у четверти продавцов (22%) прирост прибыли превысил расходы на ритуал.
Вместо проведения обряда торговцы могли бы нанять ночного охранника, но ритуал они считают более выгодной инвестицией – ведь и охранник может их ограбить (почему в условиях низкого доверия растут транзакционные издержки, рассказывал в подкасте «Экономика на слух» научный руководитель РЭШ Рубен Ениколопов).
Исследования показывают, что, хотя суеверия вредны для конкретного человека, группе они могут принести пользу. Это продемонстрировали Натан Нанн и Рауль Санчес де ла Сьерра на примере магического мышления жителей восточной части Демократической Республики Конго. Так, участники вооруженных конфликтов могут воздерживаться от действий, которые способны разрушить заклятие (нельзя воровать у гражданских лиц, насиловать, убивать и т. д.).
Ритуалы влияют не только на поведение людей, но и на качество формальных институтов, в том числе позитивно. Например, профессор РЭШ Султан Мехмуд и его соавторы показали их воздействие на правосудие. Проанализировав миллионы судебных дел и работу тысяч судей в исламском мире, они обнаружили, что соблюдение поста во время священного месяца Рамадан делает судей более милосердными, рассказывал профессор Мехмуд в колонке для GURU.
Авторы исследования о влиянии ритуалов на бизнес африканских торговцев надеются, что полученные ими результаты вносят вклад в изучение влияния традиционных религий на экономику беднейшего континента мира и развивающихся стран. Таких работ немного, отмечают они, хотя в целом литература о влиянии религий на экономику куда богаче и имеет длинную историю.
«В литературе, восходящей по крайней мере к Адаму Смиту и Максу Веберу, утверждается, что религиозность связана с набором характеристик, способствующих экономическому успеху, включая трудолюбие, бережливость, доверие и сотрудничество», – пишут Гарад Брайан (Лондонская школа экономики), Джеймс Джей Чой (Йельский университет), Дин Карлан (Северо-Западный университет) в работе о влиянии религии, а именно протестантизма, на доходы людей и другие их экономические результаты. Исследования фиксировали как положительное влияние (люди, например, больше заботятся о здоровье, реже совершают преступления), так и негативное (сосредоточены на потустороннем, могут меньше работать). Но все эти утверждения спорные, отмечают авторы, ведь люди могут выбирать религию, которая наиболее соответствует их личностным характеристикам.
Чтобы проверить причинно-следственные связи духовного и мирского, они в партнерстве с евангельской протестантской организацией изучили влияние теологической образовательной программы на ее участников – беднейшие домохозяйства Филиппин. Они обнаружили, что спустя полгода после окончания программы повысилась не только религиозность ее участников, но и их доход (на 9,2%). Анализ показал, что люди демонстрировали большую выдержку и настойчивость, что согласуется с веберовской концепцией протестантской трудовой этики. Насколько продолжителен этот положительный эффект? Данные противоречивы, признали исследователи, проследив влияние программы в течение 30 месяцев.
Социальный конфликт религийВ Центральной Африке, где распространены христианство и ислам, негативно воспринимают людей, исповедующих традиционную религию, выяснили Этьен Ле Россиньоль (Намюрский университет), Сара Лоус (Калифорнийский университет в Сан-Диего) и Натан Нанн. Отношение к ним менее просоциальное, более того, антиобщественное поведение рассматривается как более приемлемое, когда оно направлено на людей, придерживающихся традиционных религий. И это имеет социальные последствия, отмечают авторы.
Как связано между собой влияние формальных и религиозных институтов на экономические решения? Этому вопросу посвящено немало исследований, в том числе в развивающихся экономиках.
Два типа институтов представляют собой нечто вроде сообщающихся сосудов. Это продемонстрировало, например, исследование экономистов Эммануэля Ориоля и Пола Сибрайта из Тулузской школы экономики, Аммы Панин и Евы Райбер из Университета Экс-Марсель и Жюли Лассеби из Лувенского института анализа данных и моделирования, изучивших поведение прихожан в Гане. Они задались вопросом, дают ли верующие деньги церквям в надежде получить страховку от экономических потрясений. Если да, то в какой степени это связано с ожиданиями, что церковь позаботится о них в случае потрясений, и в какой степени прихожане ожидают, что бог позаботится о них, снизив вероятность этих потрясений? В поисках ответа они проверили, как покупка настоящего полиса (а именно на похороны) скажется на желании прихожан платить за божественную страховку – жертвовать деньги церкви.
Оказалось, что коммерческое страхование уменьшает в глазах людей необходимость снижать риски с помощью пожертвований: «Эксперимент подчеркнул важность религии для экономических решений, принимаемых людьми в условиях слабых официальных институтов <…> формальное частное страхование может, по крайней мере частично, заменить механизмы страхования, основанные на духовности». Но церковь не препятствие для развития формального страхования, а скорее «заслуживающий доверия координатор системы страхования», делают вывод ученые.
Схожие результаты показало и исследование Елены Брионес Алонсо, Ромена Хусса и Марийке Верпоортен (Лёвенский католический университет, Намюрский университет, Антверпенский университет соответственно), которые проанализировали поведение рыбаков из Бенина в Западной Африке, их интересовало сосуществование традиционных институтов (основанных на религии вуду) и светских – рыболовных комитетов. Они выяснили, что рыбаки-вудуисты, нарушающие обряды, так же как и другие рыбаки, соблюдают правила комитета. Это показывает, как меняется поведение при переходе от традиционных к светским институтам.
Там, где формальные институты не развиты, суеверия глубоко пускают корни. Борис Гершман из Американского университета показал, что в слабо институционализированных обществах имущественное неравенство приводило к деструктивному поведению, вызванному завистью. В ответ у людей усиливаются защитные механизмы вроде веры в сглаз.