Качество правосудия: как на него влияет соблюдение религиозных ритуалов и традиций

08.02.2023

Как повысить качество правосудия и какие факторы могут влиять на него? Необычный ответ на этот актуальный для любого общества вопрос дают профессор РЭШ Султан Мехмуд и его соавторы Авнер Серор (Университет Экс-Марсель) и Дэниел Л. Чен (Тулузская школа экономики). Исследовав огромный массив данных – миллионы судебных дел и работу тысяч судей в исламском мире, – они показали, как на правосудие влияет соблюдение судьями поста во время священного месяца Рамадан. Анализ привел авторов к ряду выводов. Один из них – соблюдение этого ритуала делает судей более милосердными. В колонке для GURU Султан Мехмуд рассказывает об исследовании.

 

В каждом обществе есть свои традиции и ритуалы. Независимо от того, связаны ли они с религией, географической принадлежностью или культурой, их символика и содержание так или иначе определяют поведение людей. Поэтому неудивительно, что ритуалы способны влиять на наши решения, а изучение этого влияния давно привлекает внимание исследователей и политиков. В нашем исследовании (готовится к публикации в журнале Nature Human Behaviour) мы продемонстрировали это влияние на примере судебных дел.

Предполагается, что процесс принятия судебных решений не должен зависеть от посторонних факторов, а судьи должны быть предельно объективны. Однако многочисленные исследования показывают, что судьи тоже подвержены поведенческим предубеждениям: на них могут воздействовать такие, казалось бы,  посторонние факторы, как имена или даты рождения участников процесса, погода или время дня, не говоря о политическом климате и идеологии, – все это негативно сказывается на качестве судебных решений. Очевидно, что соблюдение судьями религиозных ритуалов тоже должно оказывать влияние на процесс. Но как именно и с каким знаком это влияние – позитивное или негативное? 

В нашем исследовании мы рассказываем о влиянии на судей и их решения по уголовным делам поста в священный для мусульман месяц Рамадан, который ежегодно соблюдает более 1 млрд человек по всему миру. Для этого мы изучили массив данных более чем за полвека по Индии и Пакистану, где проживает четверть населения планеты. Во время Рамадана взрослые правоверные мусульмане должны поститься от рассвета до заката, посвящать себя молитве и познанию, демонстрировать самоконтроль при принятии решений в ситуации морального выбора. 

Мы рассматриваем два канала, через которые этот религиозный ритуал может влиять на принятие решений. С одной стороны, голодание и физическое истощение могут негативно сказываться на качестве суждений. С другой – под влиянием поста, требующего от человека также соблюдения внутренней чистоты и совершения благих дел, люди больше стараются вести себя правильно, что позитивно влияет на качество решений. Таким образом, теоретически влияние Рамадана может проявляться по-разному: в каких-то судебных делах может преобладать отрицательный эффект связанных с постом физиологических ограничений, в других – положительный эффект стремления к моральному совершенству. Как следствие, на теоретическом уровне суммарный эффект поста в Рамадан остается неоднозначным и зависит от доли дел с позитивным и негативным эффектами.

Почему мы выбрали для анализа именно этот религиозный ритуал? Дело в том, что сопоставление часов в течение дня, когда соблюдается пост, и решений по уголовным делам обеспечивает близкие к идеальным условия, позволяющие исследовать влияние ритуала на принятые решения, если рассматривать их через призму ошибок (отмены приговоров) и соответствующих последствий (рецидив преступлений). Особенности мусульманского календаря и данные судов позволяют преодолеть ограничения, препятствующие качественному эмпирическому анализу влияния ритуалов. 

Продолжительность дневного поста в Рамадан зависит от географической широты конкретного места, а точный срок наступления Рамадана меняется каждый год в соответствии с лунным календарем. Это позволяет сравнивать судебные решения в разные периоды и вычленять влияние священного для мусульман месяца и продолжительности поста. А поскольку судебные дела распределены случайным образом и похожие решения выносятся разными людьми, то можно сравнивать приговоры, выносимые судьями-мусульманами, с решениями контрольной группы всех прочих судей (не соблюдающих пост). Кроме того, мы получили возможность отделить широкий пограничный эффект поведения общества в период ритуала от интенсивной составляющей его эффекта.

 

Как Рамадан влияет на качество судебных решений

Проанализировав данные, мы обнаружили, что в Рамадан число оправдательных приговоров, вынесенных судьями-мусульманами, увеличивается на 40% по сравнению с другими месяцами. Кроме того, они примерно на 10% чаще выносят оправдательный приговор с каждым дополнительным часом поста (световой день и, соответственно, период соблюдения поста для мусульман длиннее в регионах ближе к экватору, чем в регионах, находящихся ближе к полюсам  (Рис.1). 

 

Рисунок 1. Рост оправдательных приговоров в Рамадан среди судей-мусульман и отсутствие эффекта среди судей-немусульман 

Примечание: На графике показаны коэффициенты нашей базовой регрессии с учетом светового дня (часов соблюдения поста) в Рамадан (t) и коэффициенты по световому дню в течение предшествующих и последующих месяцев мусульманского календаря. Это графики коэффициентов часов для месяцев Джумада аль-ахир (t-3), Раджаб (t-2), Шабан (t-1), Шавваль (t+1), Зуль-када (t+2) и Зуль-хиджа (t+3). 

 

При этом увеличение доли оправдательных приговоров не связано с более низким качеством решений. Напротив, оно растет! Вероятность отмены решений по делам, рассмотренным в Рамадан, примерно на 25 процентных пунктов ниже, чем решений, принятых в другие месяцы (Рис. 2). А увеличение продолжительности поста в Рамадан на один час снижает на 4% вероятность отмены в вышестоящих судах принятых в этот период решений. 

 

Рисунок 2. Решения судей-мусульман и судей-немусульман, отмененные в Высоком суде

Примечание: Значения указывают на среднее число отмененных в Высоком суде решений, которые ранее были приняты в индийских судах более низкой инстанции в течение Рамадана и в другие месяцы.

 

Рост доли оправдательных приговоров вполне может быть результатом физиологического истощения, нарушения сна или недоедания. Однако некоторые закономерности в данных указывают на то, что это маловероятно: так, например, доля рецидивов в случае с пересмотренными в Рамадан решениями на 5% ниже, чем в другие месяцы. Мы также не наблюдаем влияния более продолжительного поста на антипатию к участникам тяжб, не являющихся мусульманами, и не находим никаких свидетельств того, что Рамадан влияет на производительность судей: ежедневный объем дел и время на их рассмотрение остаются без изменений.

Эти наблюдения особенно заметны в случае насильственных преступлений, когда обвиняемый может остаться в тюрьме на всю жизнь или получить другой суровый приговор. Они также активно проявляются в работе судей с меньшим стажем, которые потенциально имеют больше возможностей для профессионального роста. Тем временем никакого влияния Рамадана на решения судей-немусульман обнаружено не было. Поскольку они составляют гораздо бОльшую выборку, а дела распределяются между судьями-мусульманами и судьями-немусульманами случайным образом, полученные результаты вряд ли можно считать статистическим артефактом, т. е. неверным логическим выводом.

 

Выводы 

Наше исследование предлагает принципиально новое направление для повышения качества правосудия. Во-первых, более активное соблюдение религиозного ритуала, по-видимому, улучшает процесс принятия и качество решений. Это как будто признают и участники проводимых в Рамадан судебных разбирательств: они реже подают апелляции из-за меньшей вероятности их отмены, а за решениями, принятыми в священный для мусульман месяц, реже следуют рецидивы преступлений. 

Во-вторых, повышение доли оправдательных приговоров в связи с влиянием соблюдаемых традиций или ритуалов может помочь решить насущную для многих развивающихся стран проблему – длительное нахождение людей под стражей до вынесения окончательного решения суда и, как следствие, переполненность тюрем и загруженность судов. 

Наша работа на эмпирическом уровне показывает влияние ритуалов на судебные решения и тот факт, что они могут оказывать эффект на их качество. Четкое определение каналов воздействия религиозных и культурных ритуалов и традиций на судей позволит использовать их в дополнение к традиционным подходам для снижения нагрузки на систему правосудия при одновременном повышении ее эффективности.