Часто ли вас сдерживает мысль, что подумают другие? Когда последний раз вы покупали дорогую и абсолютно бесполезную вещь? Что это за общественное мнение, которое постоянно встречается в русской классике? В новой статье «GURU.Словаря» мы рассказываем о том, как экономисты изучают социальные нормы. Их работы показывают, как ошибочное представление о мнении окружающих заставляет общество нести лишние издержки, когда демонстративное потребление помогает, а когда мешает и почему в моду входит «тихая роскошь».
Читаете вы эту заметку, находясь в родном городе? Если нет, то, возможно, вы принадлежите к тем 10% мирового населения, которые покинули родные города, или даже к 3% тех, кто переехал в другую страну. В новом выпуске «GURU.Словаря» мы обсуждаем миграцию: кто от нее выигрывает или проигрывает, что движет людьми, которые покидают свой дом, и как проблемы миграции используют в своих интересах популисты?
В 1974 г. экономист Ричард Эйнли Истерлин сформулировал парадокс, получивший его имя. Делает ли экономический рост людей счастливее? На этот вопрос экономист дает ответ: с определенного момента – нет. С тех пор его вывод неоднократно корректировался и критиковался. В новом выпуске «GURU.Словаря» мы расскажем о парадоксе Истерлина и исследованиях, доказывающих, что все же и в деньгах может быть счастье.
Как вы считаете, справедлива ли ваша стоимость? Вы переоценены или недооценены, если рассматривать ваш труд как актив, покупаемый фирмами? Разумеется, вы хотите зарабатывать больше, а работодатели стремятся получить максимальную отдачу от купленного «товара». Как этого добиться с помощью зарплаты? Ответ на этот вопрос экономисты ищут с XIX в. В новом выпуске «GURU.Словаря» мы расскажем, как менялся взгляд экономической науки на зарплаты и почему фирмам может быть выгодно переплачивать работникам.
Пользовались ли вы когда-нибудь каршерингом? Или, собираясь в путешествие, искали апартаменты на Airbnb? А может быть, вы время от времени обмениваетесь ненужными книгами или покупаете продукты оптом через чат жильцов вашего дома? Если хотя бы на один из вопросов вы ответили «да», значит, вы стали участником шеринг-экономики, или экономики совместного пользования. Она меняет отношение к собственности – краеугольному камню капитализма – и позволяет решать многие проблемы современной экономики. Порождая, впрочем, новые…
Институт голосования считается неотъемлемым элементом демократии – ведь именно так народ изъявляет свою волю. Эту мантру знает каждый, но так ли важно и имеет ли смысл голосовать на самом деле? Огромный раздел политической экономики посвящен изучению демократических выборов. В новом материале «GURU.Словаря» мы расскажем о парадоксе голосования и о том, почему исходя из моделей экономистов голосование может оказаться нерациональным выбором.
Что общего между свахой и экономистом? Оба они могут решать одну задачу – свести людей. Идеальная пара для экономистов – это оптимальная пара, а романтический союз двух сердец – это алгоритм мэтчинга. Помочь людям создать семью, спасти жизнь человеку, нуждающемуся в пересадке органа, распределить детей по школам – решением этих задач занимаются экономисты, изучающие мэтчинги.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», – сказал Натан Майер Ротшильд после того, как, согласно преданию, заработал 40 млн фунтов благодаря тому, что первым узнал об исходе битвы при Ватерлоо. Но кто владеет большей информацией о положении дел в компании, чем ее руководители? А что если они решат на этом заработать? В биржевой игре это запрещенный прием, хотя некоторые время от времени его применяют. Почему он запрещен, как директорам компании правильно работать с ее акциями и какие выводы могут сделать из их операций рядовые инвесторы? Об этом в статье «GURU.Словаря» об инсайдерской торговле.
Недавний чемпионат мира по футболу в Катаре смотрели миллиарды зрителей. Даже если вы не футбольный фанат, вряд ли это мероприятие прошло мимо вас и, скорее всего, вы знаете, кто выиграл. И хотя в финале сошлись ведущие сборные, этот чемпионат принес множество сенсаций – гранды футбола вылетали из борьбы за главный трофей, уступая куда менее титулованным соперникам. Что порадовало зрителей – ведь сенсация всегда ярче предсказуемого результата. Обеспечить такую непредсказуемость – отчасти экономическая задача. И решается она с помощью набора инструментов, в том числе конкурентного баланса. Об этом ключевом понятии экономики спорта новый выпуск «GURU.Словаря».
Мы привыкли измерять эффективность экономики темпами ее роста – как общего размера, так и ВВП на душу населения. Что такое ВВП, мы рассказывали в недавнем выпуске «GURU.Словаря», а теперь расскажем, как добиться увеличения ВВП при неизменном уровне ресурсов – о структурном переломе и о том, что и почему может его «заклинить».
Они общаются на особом языке, отгорожены от общества, стремятся бесконечно расширить собственное влияние и верят в свою особую миссию. Речь о секте, тайном обществе? Правильный ответ – о бюрократии. Волокита, возня с бумагами, коррупция, сложные процедуры – вот первые ассоциации, которые приходят на ум при мысли о бюрократе. В новом выпуске «GURU.Словаря» мы расскажем, почему бюрократия в теории должна быть наиболее эффективным способом управления, но на практике стала символом неэффективности.