Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Где лучше начинать карьеру – в стартапе или корпорации? Какие возможности открывает перед начинающим специалистом каждый из вариантов и принесут ли бОльшие риски бОльшую доходность? Две карьерные траектории сравнивали в прямом эфире «Экономики на слух» четыре выпускника РЭШ: старший вице-президент «Сбера» Джангир Джангиров, экономист LinkedIn Надя Котова, предприниматель, CEO и сооснователь платформы DBrain Дмитрий Мацкевич и гендиректор международной компании Evil Martians Ирина Назарова. Во время эфира их мнения часто расходились, да и сами они выбрали разные пути. Но во многом их позиции совпали, в том числе в вопросе, есть ли сейчас на рынке деньги для запуска своего дела. GURU публикует основные тезисы этого подкаста.
Филипп Стеркин
Ирина Назарова: Я бы дала два совета. Первый: ищите компанию, в которой сможете расти. Понять это извне очень сложно, но все же даже первые собеседования покажут, как люди в компании относятся к работе. И второй: выбирайте работу, на которую сложно устроиться, будь то стартап или корпорация. Многие начинают свой путь с работы по знакомству – вот этого я бы не советовала делать. Нужно начинать с вызова, который поможет вам обрести уверенность в себе.
Если же выбирать между стартапом и корпорацией, то я бы рекомендовала начинать карьерный путь с корпорации. Обычно в крупных компаниях молодых специалистов обучают в том числе подходу к работе (work ethic). Возможно, вы найдете это и в стартапе, но, скорее всего, у стартапа будет недостаточно ресурсов, чтобы выстроить правильную систему обучения.
Джангир Джангиров: Мне кажется, есть три ключевых различия между работой в корпорации и стартапе. Первое: ресурсы. У корпорации они есть, и корпорация может их тратить на развитие. В стартапе же приходится бегать за ресурсами самому и доставать их с большим трудом. Второе: инфраструктура. В корпорациях она обычно уже создана, есть финансовая служба, бэк-офис, выстроен маркетинг, что позволяет тратить гораздо меньше своих сил на реализацию проектов. Но есть и ограничения – например, ты не можешь брать на определенные позиции людей без высшего образования. Нужно использовать те же технологии, что и корпорация. Существуют очень серьезные требования к кибербезопасности, соблюдению внутренних норм и т. д.: корпорация не может закрыть глаза на какие-то риски, например репутационные. И третье: те, кто запускает стартап, могут в случае успеха выйти из него с принципиально другим выигрышем, нежели из корпорации. В корпорации, конечно, тоже есть бонусы, привязанные к успеху конкретного продукта, поэтому миллионером из корпорации выйти можно, но вот миллиардером – сложно, очень немногим это удалось. Поэтому людям с очень большими амбициями нужно в какой-то момент запускать собственный бизнес.
Дмитрий Мацкевич: Я займу противоположную позицию. Я бы рассуждал так: если есть большой растущий рынок, допустим американский, и мне 16–17 лет, то, конечно, надо рисковать и идти в стартап, где нет лишней политики, инфраструктуры, процедур. В этом возрасте можно многое пробовать и своими руками делать продукт, учиться в плотном контакте с реальностью. Чем ты старше, тем сложнее пробовать: уже есть обязательства, семья, ты уже привык к золотой клетке корпорации, где многое за тебя решают процессы и платят стабильную зарплату.
А вот стартапу я бы не советовал брать новичков – только суперопытных людей. Хотя, возможно, кому-то понадобится именно молодой сотрудник. Ведь когда я только окончил университет, я могу работать очень много, у меня очень много энергии, я готов во всем разбираться и учиться – это тоже уникальный навык, который со временем исчезает.
Надя Котова: Я решила, что помимо стабильной заработной платы и других материальных преимуществ работа в корпорации даст мне возможность расти и развиваться в более тепличных условиях и смягчит переход в индустрию из академии (после обучения на программе PhD в Стэнфорде. – Ред.). В LinkedIn у меня есть возможность работать над совершенно разными продуктами. В стартапе же, мне кажется, сложнее разбрасываться временем, работая сегодня над одним, а завтра над другим проектом. Ведь ресурсы стартапа ограниченны, и нужно очень четко расставлять приоритеты.
Есть и другая – психологическая – причина, почему я сделала выбор в пользу корпорации. Во время обучения на PhD успех моих исследований напрямую зависел от меня, из-за чего я стала принимать очень близко к сердцу любые профессиональные неудачи. Успех же большой компании на данном этапе моей карьеры очень мало зависит от моих действий, и мне гораздо легче воспринимать неудачи, критику, абстрагироваться от трудностей на работе и больше фокусироваться на личном росте, развитии навыков.
Джангир Джангиров: У меня есть четыре принципа формирования команды. Первый: ты работаешь не с подчиненными, а с партнерами; нужно перестать относиться к сотрудникам, как к людям, которым ты даешь указания. Второй: в своей области твои партнеры должны быть намного сильнее тебя. Третий: оргструктура должна создаваться под задачи, а не под людей – сначала нужно создать правильные места, а потом набрать правильных людей. И последнее: в команде нужно создать атмосферу достижения долгосрочных целей. Это очень сложно, приходится разбираться в мотивации людей, иметь видение на много лет вперед. Но если ты этого добился, то получишь большой бонус – люди станут жертвовать своими интересами ради команды.
Дмитрий Мацкевич: Я добавлю к сказанному несколько мыслей. Первое: в стартап мы стараемся брать людей, у которых был опыт выживания с небольшим бюджетом и у которых сильное чувство ответственности за результат. Скажем, продуктолог из LinkedIn или «Яндекса» нам бы не подошел, потому что там он работал, скорее всего, с бесконечными ресурсами. Поэтому я считаю, что карьера в больших компаниях часто не помогает работе в стартапе (хотя порой таких людей можно найти и в корпорации).
Второе: под каждую стадию нужно искать людей с определенным психотипом. Например, при продажах $0 до $1 млн нужен один человек, от $1 млн до $10 млн – другой, от $10 млн до $100 млн – с третьим психотипом. И так как у стартапа нет возможности очень долго обучать сотрудника, лучше начинать с того, кто проходил стадию от $0 до $1 млн. Стартап – это машина выживания, и ты ищешь людей, которые помогут дожить до следующей стадии.
Также очень важны эмоциональная связка, коммуникация, честность в отношениях. Большая компания может себе позволить пятилетние процессы планирования, а в стартапе все меняется очень быстро, это требует оперативного взаимодействия и большой честности. Нам вместе классно работать, мы друг другу доверяем, я становлюсь как бы больше благодаря такому контакту.
И еще очень важно понимать при подборе команды, что на первом месте – клиент, его боль. Исходя из этого нанимаются люди, которые хотят не просто заработать, а решить проблему клиента, которые горят идеей.
Ирина Назарова: На первом месте должно быть желание создать продукт, который поможет людям. Одной только цели развиваться недостаточно. Нужно хотеть, чтобы в мире что-то изменилось. И эта цель может не совпадать с целью саморазвития.
Ирина Назарова: Еще в начале 2022 г. многие крупные фонды предупредили стартапы, в которые вкладывали, что выделенных денег им должно хватить минимум на два года. Поэтому все стали экономить, откладывать переход к более поздним раундам. Но возможностей для нового бизнеса хватает. Многие компании, созданные в кризис, часто становятся суперуспешными в дальнейшем. И хотя во многих странах ожидается рецессия, а на венчурном рынке спад, инвестиции в стартапы на самой ранней стадии (pre-seed), на запуске, продолжаются.
Дмитрий Мацкевич: Действительно, ситуация зависит от стадии проекта. Обычно плохие времена для больших и зрелых компаний – это хорошие времена для тех, кто начинает. Даже во время ковида, когда все проекты замораживались, инвестиции на самой ранней стадии продолжались, поскольку все понимали, что отдача от вложений будет позже (когда ситуация в экономике улучшится. – Ред.). Плохое время для тех, кто выходит на IPO или собирается продать бизнес. А для тех кто начинает, просто супер. В кризис понятно, что делать: у клиентов много проблем, которые можно решать.
Джангир Джангиров: Мне кажется, что для хорошей идеи, которую реализует сильная команда, деньги найдутся. Хотя сейчас происходит сужение на финансовых рынках, тем не менее денег очень много, ну просто очень много. И $1 млн (это небольшая сумма), и $10 млн, и даже $100 млн можно найти.
Надя Котова: Мне кажется, оптимальная стратегия – быть крутым специалистом по крайней мере в одной области, но с широким кругозором. А главное – это из области мягких навыков: оставаться открытым к новым возможностям, продолжать учиться и развиваться, уметь адаптироваться, в хаосе неопределенности видеть возможности…
Ирина Назарова: Конечно, очень важна специализация, но я согласна с Надей – нужно быть готовым к тому, что вам придется или вы сами захотите сменить род деятельности. Мир сейчас меняется настолько быстро, что не стоит выбирать специализацию на всю жизнь. Напротив, очень важный навык – уметь стартовать с нуля.
Джангир Джангиров: Если есть конфликт интересов, то к такому совмещению отнесутся резко отрицательно. Будет странно, если кто-то из моих сотрудников будет создавать финтехкомпанию в кредитовании. Но, например, у меня есть сотрудница, которая с мужем запустила стартап по производству супов из костного мозга. И это прекрасно, что они придумали и развивают классный бизнес. Конечно, при этом важно, чтобы свой бизнес не отвлекал от работы.