Почему ставить правильные вопросы важнее, чем давать ответы

17.11.2022

Что мешает развитию экономического образования в России? Как его проблемы связаны с советским наследием? И в чем слабые стороны студентов из России? Об экономическом образовании новый выпуск «Экономики на слух» – «Недетский вопрос» с научным руководителем РЭШ и профессором университета Помпеу Фабра Рубеном Ениколоповым, который отвечает на вопросы учеников школы «Летово» Марии Банниковой и Егора Лазарева. Один из главных – почему в России невелик спрос на общественные науки? GURU публикует основные тезисы этого выпуска.

Филипп Стеркин

 

Тяжкое наследие марксизма-ленинизма

Российскому экономическому образованию катастрофически не хватает качества. Буквально несколько университетов учат на вполне мировом уровне, но это скорее исключение. Отставание России объясняется комбинацией причин.

Первая – очень низкие стартовые позиции. В Советском Союзе была другого типа экономическая наука. В чем-то она была высокого качества, например математическая экономика, но это очень узкое направление, а как явления экономического образования не было. То же можно сказать и про другие социальные науки. Формироваться экономическая наука в России, по сути, начала всего 30 лет назад. И потребуется еще очень много времени, чтобы догнать страны, где она развивалась намного дольше. 

Вторая причина (и она связана с первой) – это внутриуниверситетские истории. Кто у нас стал преподавать экономику почти во всех вузах, особенно региональных, в 1990-е гг.? По большей части бывшие преподаватели марксизма-ленинизма. Они решали, что такое экономика и как ее нужно изучать. Они воспитывали себе подобных, и так сформировалась самоподдерживающаяся система с достаточно большой инерцией. Эта родовая травма стала тормозом для развития экономической науки в России. 

Третья причина – низкий спрос. Экономисты высокого класса требуются той части бизнеса, где высока конкуренция и где ключевую роль играет человеческий капитал. К сожалению, в России таких секторов немного, российская экономика очень сильно монополизирована, в ней очень велико государственное вмешательство. Поэтому спроса со стороны бизнеса недостаточно, чтобы поднять экономическое образование: ему хватает того небольшого количества экономистов, которые получают образование по мировым стандартам. 

И на все это накладывается государственная политика, которая не способствует развитию общественных и гуманитарных наук. Основное внимание государство уделяет естественным наукам (да и вообще не уделяет науке достаточное внимание). Такое отношение тоже унаследовано с советских времен: считается, что главное для развития экономики – высокие технологии, а это большая ошибка. В ведущих экономиках общественные и технические науки идут в связке, поскольку именно развитие экономической науки и образования способствует быстрому внедрению новых технологий в массовое производство. В России же это всегда было проблемой: ученые совершали замечательные открытия, которые не находили применения в экономике. Общественные науки были в загоне, и, что еще хуже, опять же в силу советского наследия власть предержащими они воспринимаются с опаской.

 

Почему в России нет PhD по экономике? 

Попытки запустить программы PhD в России были, но буквально в зачаточной форме. Это самый верхний уровень образования, и PhD-программы по экономике просто не успели появиться в России. Преподавать на них, учить людей заниматься исследованиями могут только очень крупные и состоявшиеся ученые. Может быть, только сейчас в России появилось достаточное количество таких профессоров экономики. 

Но остается вторая проблема – низкий спрос. Вот получаете вы PhD в России – и что потом с этим делать? В США, где я получил степень PhD, очень много университетов, в которые вы можете устроиться профессором. Высокий спрос и со стороны частного сектора, где используются продвинутые финансовые и экономические модели. В России же для людей с PhD очень узкий рынок.

Специалист со степенью PhD нужен бизнесу, который занимается серьезными инновациями, когда не хватает существующих моделей ведения бизнеса и нужно что-то новое, нужно всех удивить. Поэтому такой высокий спрос на сотрудников с PhD со стороны технологических компаний. Скажем, очень много экономистов работает в Google, поскольку, например, один из основных источников дохода для поисковика – это продажа рекламы через аукционы. Разработать эти аукционы – очень творческая, близкая к исследовательской работа, требующая знаний уровня PhD. 

 

Гуманитарная постановка вопроса для математиков

В любой сфере есть разделение труда, и среди экономистов тоже. Одни занимаются более техническими направлениями, другие – более гуманитарными.

Сильная сторона студентов из России – именно техническая подготовка, и хорошим студентам всегда найдется место на ведущих PhD-программах. Но им не хватает гуманитарной подготовки. Экономика, конечно, сейчас очень сильно математизирована, но сфера, где нужна совсем продвинутая математика, – это условно 10% экономики (например, среди выходцев из России много сильных эконометристов). А в остальных 90% требуются очень хорошие гуманитарные знания. Тем более что самые интересные исследования в экономике проводятся на стыке наук и нужно иметь хотя бы базовое представление о том, как другие науки смотрят на изучаемое явление. При этом, конечно же, умение делать расчеты и анализировать данные – это базовый навык для всех экономистов. 

Я не хочу, чтобы это прозвучало жестко, но люди, которые хорошо подкованы только технически, могут ответить на интересный, хорошо сформулированный вопрос, но сами его поставить обычно не могут – им не хватает для этого кругозора, понимания контекста. А задать правильный вопрос гораздо важнее, чем дать правильный ответ. Потому что если вы отвечаете на бессмысленный вопрос, то неважно, насколько хороший вы дали ответ. Вопросы же технарям обычно ставят люди, у которых технические и гуманитарные знания сбалансированы. 

Экономика становится все более мультидисциплинарной наукой. Если человек, чьи знания об экономике базируются на школьных учебниках, посмотрит на то, чем занимаются экономисты, то в половине случаев у него возникнет вопрос: почему это вообще называется экономикой? Экономисты занимаются совершенно разными вещами, близкими к психологии, социологии и т. д. (рекомендуем послушать подкасты про то, как экономисты изучают связь языков и экономики, и про поведенческую экономику, а также познакомиться с книгами на эту тему. – Ред.). Самое точное определение: экономика – это то, чем занимаются экономисты. Оно несколько жульническое, но точное: вот чем решили заниматься, там и проходит граница экономики. Но если дать чуть более честный ответ, то на самом деле в экономике скорее важны методология, инструменты, которые экономисты используют для анализа самых разных вопросов в самых разных областях: в социологии, психологии, политологии. Экономисты изучают те же самые проблемы, но используя свои методы и инструменты (о том, что изучает наука экономика, – лекция Рубена Ениколопова)

 

Не стоит начинать строить здание с крыши

Большинство молодых людей, которые твердо знают, чем они хотят заниматься, ошибаются. Люди все чаще меняют профессию – иногда по своей воле, иногда не по своей. Эти перемены требуют гибкости, и важно отдавать себе отчет, что с очень большой вероятностью ваши карьерные планы изменятся. 

Поэтому главное, во всяком случае на уровне бакалаврского образования, – создать для себя максимально широкий набор возможностей быстро переключаться с того, что оказалось вам не по душе, на то, что вам больше нравится. Для этого очень важны теоретические основы – тот фундамент, на котором можно строить самые разные здания. Но, к сожалению, людей часто (так студенты, только поступившие в университет, спешат заняться практикой) интересует, какого цвета будет крыша дома, а не фундамент. А потом вдруг жизнь поменялась, нужно строить другое здание, а фундамент очень узкий, и ничего нового на нем не возвести. Поэтому важно помнить, что чем шире ваши знания, чем больше вы получаете теоретических фундаментальных знаний, тем шире спектр ваших возможностей.

Об экономическом и не только образовании беседовали недавно в «Экономике на слух» содиректора Совместного бакалавриата РЭШ и НИУ ВШЭ Ирина Денисова и Сергей Степанов со студенткой 4-го курса совбака Анастасией Небольсиной.