Перемены онлайн – как e‑commerce влияет на нашу жизнь

10.12.2021

Все чаще люди совершают покупки онлайн вместо того, чтобы идти в магазин. Какой эффект это оказывает на экономику? Этому вопросу был посвящен новый выпуск «Экономики на слух» с ректором Российской экономической школы  Рубеном Ениколоповым и управляющим директором онлайн-гипермаркета «Vprok.ru Перекрёсток» Леонидом Довладбегяном. Они рассказывают, как e-commerce меняет наше потребление, как влияет на инфляцию, ждет ли нас олигополия в онлайн-торговле. Мы публикуем основные тезисы выпуска, а сам выпуск доступен в разделе "Подкасты". 

 

Филипп Стеркин

 

Глобальные тренды в e-commerce

Леонид: Пандемия и локдаун стали триггером развития онлайн-коммерции, но она и до этого росла, каннибализируя офлайн-коммерцию. И продолжает расти, пусть и не так быстро, как в 2020 г.

Онлайн – это более удобный, чем офлайн, формат потребления. В Китае его давно оценили. Если для жителей многих западных стран и России онлайн-покупки были неким вынужденным шагом в поиске низких цен, то китайцы получали удовольствие от покупок в интернете – классно, модно, интересно. Теперь жители других стран тоже распробовали этот формат, почувствовали вкус к покупкам в интернете.

Постепенно e-commerce – в значительной степени под воздействием пандемии и локдаунов – меняет само потребление. Мы стали больше готовить дома, чаще смотреть кино в онлайн-кинотеатрах, мы проводим больше времени с семьей, меньше времени тратим на покупки. Консюмерская культура 2000-х с поездками в гипермаркеты, забиванием багажника продуктами уходит. Люди четко знают, что покупать, и тратят на это меньше времени. Культура потребления становится более разумной. 

В онлайне другое мышление. Оно связано с покупательской миссией. Если это экспресс-доставка и задача – поесть сейчас, а не купить что-то впрок, то это низкий чек и 15-минутный сервис доставки. И это чеки ниже, чем в офлайновом супермаркете. А в онлайновом гипермаркете чеки будут выше, чем в офлайновом супермаркете.

Если же говорить в целом про глобальные тренды, то, конечно, это экологичность потребления, это снижение чека, потому что расходы домохозяйств не растут, это стремление покупать дешево, но достаточно качественный товар. 

 

Как онлайн влияет на конкуренцию

Рубен: В области маркетплейсов есть тенденция к олигополии. Конкуренция по-прежнему достаточно жесткая, но среди не такой большой группы игроков.

Потребителя это не слишком волнует, его гораздо больше волнует выбор товаров. А жесткой конкуренции даже двух игроков достаточно для того, чтобы эти игроки не обладали монопольной властью. Продавцы товаров на маркетплейсах могут даже выигрывать – расширяется их доступ на рынки. Это интересные тенденции: количество конкурирующих игроков на рынке ритейла падает, а на рынке продавцов конкуренция увеличивается. 

Леонид: Венчурный подход к инвестированию дает многим маркетплейсам возможность вкладывать в производителя, предоставляя ему доступ на полку. Стратегия многих игроков в онлайне – работать не на прибыль, а на стоимость компании. Конечно, в этой гонке многие игроки стремятся стать лидерами рынка. И такой лидер однозначно появится.

Но будут и нишевые игроки, и офлайновые игроки. Так и в Америке самый дорогой ритейлер – Amazon, но объемы продаж в США больше у Walmart.

 

Как онлайн влияет на инфляцию 

Рубен: E-commerce тормозит рост цен – просто потому, что снижает издержки. Но это временный эффект, который будет до тех пор, пока онлайн-торговля завоевывает нишу. Со временем этот эффект будет ослабевать.

 

Импульсивные покупки – онлайн против офлайна

Рубен: Интересный вопрос: где легче сделать ненужные покупки – в онлайне или в офлайне? Кликнуть гораздо проще, чем пойти в магазин. Но в магазине больше способов подтолкнуть человека купить что-то – можно взять в руки товар, осмотреть, товар на прилавке действует эмоционально сильнее, чем на сайте. Эти два эффекта балансируют друг друга. Но по мере развития онлайн-сервисов и упрощения возврата покупок будут активнее совершаться спонтанные покупки.

Леонид: Я абсолютно уверен, что в онлайне не больше спонтанных покупок, чем в офлайне. Как раз беда онлайна – меньше доля эмоциональных покупок ради удовольствия. 

В онлайне достаточно скучные покупки, которые удовлетворяют повседневный спрос. Это разумный шопинг, сформированный спрос, поскольку инфраструктура онлайна помогает искать конкретные товары.

 

Консюмерская культура 2000-х уходит?

Леонид: Мы живем в обществе потребления, особенно это заметно в обществах, которые находятся на смене социокультурных моделей. Мы переходим, как писал социолог [Питирим] Сорокин, от общества, в центре которого находятся идеи, к обществу чувственных удовольствий, и это потребление. Такой путь прошла наша страна: от идеи построить общество всеобщего счастья к обществу, на первое место в котором выходит получение удовольствия здесь и сейчас. Но для кого-то удовольствие – это прочитать книгу, для кого-то – обладание новым телефоном или курткой, для кого-то – вкусно поесть. Конечно, самый простой, наверно, вид удовольствия – получить то, что можно пощупать руками. Тем более что долгое время мы жили в эпоху дефицита в Советском Союзе. И конечно, в 2000-х этот фактор работал в полную силу. Сейчас, наверно, общество взрослеет и понимает, что удовольствие – это не только покупки, а это время с семьей, это театр, это кино, это книги, это онлайн-кинотеатр. И онлайн формирует для этого более удобную среду.

Рубен: Люди пытаются получить удовольствие, но что именно доставляет им удовольствие. В США было проведено исследование, которое показало, что самое дорогое, что можно купить, – это собственное время. Людям давали деньги и говорили: вы эти деньги можете потратить только на товары. А потом они могли их потратить только на то, чтобы кто-то другой сделал за них какое-то неприятное дело. И оказалось, что второй вариант доставлял им гораздо больше удовольствия.

Именно поэтому цифровые услуги, соцсети, кажущиеся бесплатными, на самом деле обходятся нам очень дорого. Они съедают самый дорогой ресурс – время. Шопоголизм сменяется аддиктивным поведением, зависимостью от соцсетей, смартфонов. Это большая проблема с точки зрения благосостояния. 

 

О вреде вмешательства в рынок

Рубен: Попытки регулировать цены из-за роста инфляции очень вредны для экономики. Рост цен – общая мировая тенденция. И проблема не в том, что цены высокие, а в том, что зарплаты низкие, в том, что дорожают продукты, которые занимают большую долю в корзине бедных людей.

Такое вмешательство государства в рынок не помогает, а лишь приводит к искажению рынка. Если заставлять продавать товары по низкой цене, значит, либо возникает дефицит этих товаров, либо падает их качество, либо растут цены на другие товары. В конечном итоге это подрывает инвестиции производителей. Опять же, при таких ограничениях не ритейлеры и не производители субсидируют население, а одни потребители субсидируют других.

Леонид: Ритейл делает больше, чем может, чтобы цены были низкими. Но цены формируются макроэкономическими факторами: денег в экономике много – больше, чем того, что можно на них купить.

Рыночные механизмы в России работают хорошо. В России хороший ритейл, он не сильно отстает от западных стран. В России не хуже рестораны, в России очень удобные приложения банков. Там, где российский частный бизнес работал в достаточно свободных условиях, где работали рыночные механизмы, там были созданы хорошие продукты. Государственное регулирование комментировать не буду.