Статья

Любимые злодеи Голливуда: за что не любят финансистов

В последнем выпуске «Экономики на слух» с профессором РЭШ Олегом Шибановым и выпускницей РЭШ, консультантом департамента оценки недвижимости PwC Викторией Шевчук мы обсуждали, почему финансисты предстают на киноэкранах скорее как злодеи - они наживаются на потерях и делают все, чтобы увеличить свою прибыль. Но так ли это на самом деле? Что общего у финансистов в реальности и в кино? Чему могут научиться финансисты у персонажей фильмов? Мы публикуем основные тезисы подкаста.

 

Топ фильмов про финансы

Список Олега и Виктории почти совпал: «Игра на понижение», «Миллиарды». Виктория назвала среди любимых фильмов «Слишком крут для неудачи» (Too Big to Fail), а Олег – «Предел риска» (Margin Call).

 

Зачем бизнес-школы используют фильмы

Олег: Невозможно 8–9 часов обсуждать что-то с узкой группой людей, не переключая их внимание. И показать человеку короткий фрагмент из фильма – прекрасный способ не дать ему уснуть. Это помогает переключить его внимание и вернуть к обсуждаемому материалу. Он видит фильм, который рассказывает о событиях на рынке или в конкретной компании, вспоминает свой опыт, вовлекается в дискуссию.

 

Фильм – ложь? А есть ли в нем намек?

Виктория: В повседневной работе финансиста очень много рутины, которая вряд ли сделает кино интересным. Но что-то общее с реальной жизнью есть: это ритм, в котором каждую задачу нужно было решить вчера, стресс, вечная спешка. Рабочие мейлы могут сыпаться круглосуточно, особенно если работаешь с разными часовыми поясами. Конечно, корпоративная культура в компаниях разная, но все их объединяет нацеленность на результат.

Что еще общего? Сфера финансов – это яркий пример индустрии, где все еще доминируют мужчины и сексистские комментарии, шуточки можно услышать не только в кино, но и в реальной жизни, к сожалению.

А вот этот стереотипный образ финансиста – нарочито циничный, безжалостный, кровожадный, у которого нет ничего святого – это уже крайность. В жизни, разумеется, встречаются заслуживающие уважения люди, которые добиваются большого успеха в мире финансов. 

 

Почему финансист в кино – это отрицательный персонаж

Олег: Гораздо проще продать зрителю образ злодея, банкира, который дерет с нас грабительские проценты. Когда вы смотрите, например, сериал «Миллиарды», то понимаете, как много там нереалистичного, но зато какие запоминающиеся образы! Многие люди обожают и женщину-психолога, и главного героя – главу хедж-фонда, но они же нереалистичны. Настоящие злодеи не ведут себя так в реальной жизни.

Люди реагируют не на принадлежность человека к какой-то отрасли, а на богатство. Мне кажется, что и юристы, и айтишники, и представители некоторых других отраслей отображаются схожим образом в общественном сознании. И даже если рассказать людям, что миллиардер Уоррен Баффетт собирается отдать большую часть своего состояния на благотворительность, они скажут: так ведь Баффетт обманом нажил свое состояние.

Но, что любопытно, в России доверие к банковским организациям чуть ли не самое высокое среди сопоставимых с нами стран. Россияне доверяют банкам больше, чем государственным организациям. Потому что банки в России – это во многом центр инноваций, это те экосистемы, с которыми человек регулярно сталкивается и которые вполне удовлетворяют его запросам. 

Виктория: Фильмы, о которых мы говорим, сняты в основном уже после глобального финансового кризиса, в котором многие винят именно банки. И этим во многом объясняется плохое отношение к банкам, недоверие к ним.

 

Инвестиционная философия

Олег: Когда в конце ноября (2021 г.) многие рынки просели, один инвестор буквально рыдал, что не успел купить на упавшем рынке и заработать, как он думал, огромные деньги. При том что падение было совсем небольшим. То есть человек считал, что он упустил возможность обогатиться на буквально обычных дневных колебаниях.

Сейчас на рынок пришло поколение небитых инвесторов. Они смотрят фильмы про обрушение рынков и с упоением думают, какие возможности заработать открыло бы это падение. Но они не понимают, что эти возможности откроются после кризиса, который по ним очень сильно ударит. Они забыли 2008 г., когда, например, российский рынок падал на 80%. Они забыли, как американский рынок падал на 40%. Не помня этих кризисов, люди не способны оценить риски. И, к сожалению, научить их этому может только личный опыт. Они его приобретут, теряя деньги на рынках. И этот опыт важнее, чем те небольшие потери, которые они в молодости несут. 

Если инвестор понимает, что мыслить нужно долгосрочными горизонтами, что нужно постепенно сберегать и инвестировать, тогда у него меняется подход к жизни. Когда он проникается инвестиционной философией, когда он или она начинает понимать, что пусть всякое может произойти, но играть нужно вдолгую, вот тогда он поймет, что и инвестиционный портфель нужно составлять осторожно, а не ждать немедленной доходности.

Виктория: Иррациональное поведение свойственно скорее молодому поколению. А когда оно научится на своих ошибках, тогда станет более консервативным. 

 

Как превратить аудитора в киллера…

Олег: Работа финансистов, экономистов и журналистов стала довольно скучной: много рутинной работы, получаешь по шее, меняешь модели и все начинаешь заново.

А что будет, если превратить финансиста в героя боевика? Я обожаю фильм «Аудитор». Это фильм про человека, который любит правила. Аудитор по своей сути – это самый консервативный сотрудник большинства организаций, это страж порядка. Но это же чудовищно скучная работа! И вот в фильме «Аудитор» главный герой, оказавшийся по случайному совпадению еще и спецназовцем, взял ружье, пистолет и, кажется, что-то еще и пошел добиваться справедливости. Аудитор и киллер – это же почти одно и то же.

 

…а работу регулятора – в сюжет фильма

Во многих странах люди чрезвычайно плохо относятся к регуляторам. На одном из последних форумов, в ноябре 2021 г., который проводит один крупный российский банк, в очередной раз началась дискуссия о политике российского ЦБ. Если вы разбираетесь в макрополитике, то вы поймете, что наш регулятор абсолютно выдающийся. Но когда вы попытаетесь это объяснить обывателю, то он начнет возражать, что это не так, что ЦБ не борется с бедностью и вообще своей политикой убил весь бизнес.

Наш ЦБ написал очень интересный кейс, который мы регулярно разбираем в бизнес-школе, – это повышение в декабре 2014 г. ключевой ставки до 17%. Это эпизод, на основе которого можно многое объяснить, но как это увлекательно показать в фильме?

Да, фильм «Аудитор» – это полное издевательство над здравым смыслом, но как еще увлекательно показать работу финансиста? Представим себе работу центробанкира. Вот он сидит и считает: почему моя модель не дает результатов, так, пересчитаем. Ничего себе, теперь получше. Ну, наверное, через две недели я приму решение. Нормальный человек выключит такой фильм.

 

Сюжет для фильма

Виктория: В 2010-х появился твиттер-аккаунт GSElevator, где публиковались комментарии якобы сотрудников офиса Goldman Sachs в Нью-Йорке – иногда на грани приличий, иногда нецензурные. Он очень быстро стал популярным, сотни тысяч подписчиков. Goldman Sachs запускал внутреннюю проверку, чтобы вычислить этого человека, и только много лет спустя выяснилось, что автор этого твиттера (Джон Лефевр – ред.) никогда не работал в Goldman Sachs. Потом он выпустил книгу, по этой книге должен был сниматься фильм, но, мне кажется, еще не вышел. Мне было бы очень интересно его посмотреть. 

Олег: Мне было бы очень интересно посмотреть фильм про бумажные деньги и про то, как государство в Китае заставило людей их использовать. Это ведь про психологию людей: только что они держали в руках монету из золота, из серебра, из бронзы, а теперь им дают какую-то расписку. Вы смотрите на нее и понимаете, что, в принципе, вы такую бумажку нарисуете за полдня. И это показывает, как государство способно навязывать людям формы взаимодействия.

 

Подготовил Филипп Стеркин