Удаление от бизнеса. Работа из дома сократила количество предпринимателей

27.10.2025

Удаленная работа после пандемии COVID-19 из редкой привилегии стала стандартным форматом занятости. Но изменения затронули не только рынок труда. Распространение домашнего офиса неожиданно ударило и по предпринимательским амбициям.

Анна Левицкая


Удаленный формат работы сегодня встречается значительно чаще, чем до пандемии. В США с 2019 по начало 2023 г. доля вакансий с возможностью работать удаленно не менее дня в неделю выросла с 4 до 12%, в Великобритании – с 3 до 18%, в Австралии, Канаде и Новой Зеландии – с 1 до более 10%. Доля удаленки в общем числе рабочих дней в США к 2023 г. выросла до 28% с 7% в 2019 г. 

Переход к модели домашнего офиса не только изменил привычные модели занятости и управления персоналом, но и повлиял на стимулы для предпринимательства: с распространением удаленки желающих открыть свой бизнес стало меньше, выяснили Джон М. Барриос, Яэль Хохберг (Университет Райса) и Ханьи Ливия Йи (Бостонский колледж). Согласно результатам их исследования, в регионах США, которые обладали высоким потенциалом для удаленной работы (например, значительная часть населения занята в офисах, а не на производстве или в сфере услуг) и которые с большей вероятностью перешли на удаленку в период пандемии, стало запускаться значительно меньше новых бизнесов. Чем больше в районе возможностей для удаленки, тем реже после пандемии там регистрируют новый бизнес (с ростом доли удаленки на одно стандартное отклонение число регистраций новых предприятий сокращалось примерно на 7% относительно базового уровня).

Сотрудникам больше не нужно открывать собственное дело ради гибкого формата работы – они уже получили его на своих рабочих местах.

Особенно сильно сократилось число стартапов, открываемых женщинами, хотя до пандемии отличий в динамике новых бизнесов в зависимости от пола основателей почти не было. Для женщин, на которых зачастую падает больше домашних обязанностей, удаленка особенно важна и раньше, по-видимому, могла быть одним из главных стимулов открыть свое дело. Но когда удаленный формат работы стал доступен в рамках найма, необходимость в этом отпала.

Наиболее заметны изменения в районах с ограниченными экономическими возможностями (с низким уровнем дохода и высокой безработицей), т. е. там, где бизнес приносит меньшую материальную отдачу. В таких районах возможность удаленки еще больше склонила чашу весов в пользу найма. 

 

Зачем открывают бизнес

Казалось бы, гибкий рабочий график, наоборот, должен побудить людей заняться предпринимательством. Во-первых, это удобно: гибкий график позволяет совмещать бизнес с основной занятостью. Во-вторых, это более надежно: если бизнес только встает на ноги и не приносит достаточного дохода, основным источником денег станет зарплата. Так, запуск проектов в сфере гиг-экономики, построенной на краткосрочных, разовых заказах с помощью агрегатора (например, сервисы доставки или такси)подталкивает больше людей открыть свое дело. Агрегаторы такси (райдхейлинг) с гибкой занятостью и низким порогом входа стали для начинающих предпринимателей «страховочной сеткой», позволяющей не лишиться дохода, если бизнес только запускается или испытывает проблемы.

Однако мотивация людей начать свое дело сложнее. Едва ли не главным стимулом для открытия бизнеса является бОльшая автономия. Как показало исследование Университета Чикаго, 50% опрошенных владельцев малого бизнеса решили открыть свое дело именно из-за желания иметь гибкий график или быть самому себе боссом. Еще 41% начали бизнес, потому что хотят принести на рынок новый продукт или потому что у них есть перспективная бизнес-идея. Стремление увеличить доход лишь на 3-м месте – 34% (можно было выбрать два варианта ответа) респондентов сообщили, что открыли бизнес, чтобы получать больший доход.

Отказ предпринимателей такого типа от создания бизнеса вряд ли станет серьезной потерей для экономики. Примечательно, что те, кто создавал бизнес ради автономии или по другим причинам, с меньшей вероятностью в последующие годы расширяли его или внедряли инновации. Предприниматели, которые открывают бизнес по необходимости или чтобы достичь независимости, обычно менее амбициозны и вряд ли внесут значительный вклад в развитие инноваций, создание рабочих мест и экономический рост, подтверждают данные исследовательского проекта General Entrepreneurship Monitor. Для таких людей предпринимательство, скорее всего, является средством, позволяющим вести желанный образ жизни и самостоятельно определять методы и график работы. Такой тип предпринимателей чаще всего встречается в развитых странах.

В быстроразвивающихся странах люди скорее открывают бизнес, чтобы увеличить свое благосостояние. При таком виде мотивации предприниматели с большей вероятностью будут способствовать росту занятости. А в странах с низким уровнем дохода свое дело иногда открывают по необходимости, потому что других альтернатив нет.

Опрос Барриоса и его коллег также показал, что люди, которые высоко ценят гибкость, втрое чаще выражают предпринимательские намерения по сравнению с теми, кому гибкие условия не так важны. Однако эта взаимосвязь существенно ослабевает, если на их нынешней работе уже доступен гибкий рабочий график. Тем более что в этом случае не придется брать на себя риски, связанные с открытием бизнеса. 

В результате переход на удаленку бросает вызов традиционным различиям между работой по найму и предпринимательством и может иметь далекоидущие последствия для появления новых бизнесов.