Когда (не)помогает финансовая грамотность

04.09.2024

Казалось бы, все просто: чтобы люди не теряли деньги и не попадали в сложные ситуации из-за глупых ошибок, достаточно объяснить им основные правила финансов. Усвоив их, они не будут набирать кредиты сверх своих возможностей, покупать продукты с «гарантированной высокой доходностью» или вкладывать все сбережения в акции одной компании. Увы, это лишь отчасти так. Исследование МГУ и Центробанка подтвердило: финансовая грамотность скорее улучшает финансовое поведение, но далеко не всегда.

Артур Арутюнов 

 

Дают ли финансовые знания силу

Программы повышения финансовой грамотности начали активно внедряться в разных странах с конца 1990-х – начала 2000-х гг. Первыми этим занялись экономически развитые государства, такие как США, Великобритания, Нидерланды. Сейчас программы повышения финансовой грамотности развивает более 60 стран, они направлены более чем на 5 млрд человек. Недавно они появились и в России.

Финансовая грамотность в РоссииВ последние годы в России активно вводятся программы повышения финансовой грамотности: с 2022 г. ее преподают школьникам, в регионах развивают центры финансовой грамотности. Ее развитие признано приоритетной целью государственной политики. В 2017 г. правительство сформировало первую стратегию развития финансового образования до 2023 г. Благодаря ее реализации только в 2022 г. в различных образовательных мероприятиях, посвященных финансам, приняло участие более 30 млн человек. А в 2023 г. правительство утвердило новую стратегию – до 2030 г.

Это приносит результат. Институт фонда «Общественное мнение» по заказу Центробанка провел четыре исследования финансовой грамотности россиян в 2017, 2018, 2020 и 2022 гг. За эти пять лет большинство ключевых показателей выросло: число респондентов, понимающих суть ссудного процента, – на 7 процентных пунктов (п. п.) до 75%, самостоятельность в принятии финансовых решений – на 13 п. п. до 51%, наличие финансовой подушки безопасности – на 10 п. п. до 47%. При этом некоторые показатели, например умение рассчитать простой процент (30%) или понимание принципа диверсификации (68%), почти не меняются из года в год. В 2022 г. в опросе впервые была отдельно изучена инвестиционная грамотность.

Выяснилось, что 36% респондентов не знают, что такое фондовый рынок. При этом даже среди тех, кто уже занимается инвестициями, уровень знаний остается недостаточным, отмечает Центробанк. Лишь 44% российских инвесторов понимают, чем инвестиции отличаются от банковских вкладов по уровню риска. Особенно слабыми оказались знания у молодежи: 30% опрошенных в возрасте до 22 лет не имеют представления о диверсификации, а 18% полагают, что если стоимость акций росла ранее, то она будет расти и дальше.

Эффективность программ повышения финансовой грамотности, однако, не раз ставилась под сомнение. Одна из самых цитируемых работ, оспаривающих ее, –метаисследование португальского экономиста Даниэля Фернандеса. Он с соавторами проанализировал выпущенные в 1969–2013 гг. работы, в которых оценивалась взаимосвязь финансового образования и поведения. Вывод получился неожиданным: наличие базовых знаний о финансах объясняет лишь 0,1% различий в финансовом поведении. Причем эффект ослабевает с течением времени.

Кроме того, финансово образованные люди могут попасть в коварную ловушку: знания могут вселить в человека чрезмерную самоуверенность. Такие люди часто совершают слишком рискованные, порой даже безрассудные шаги – спекулируют или много занимают, показала работа японского экономиста Тэцуя Кавамуры и его коллег. Они обнаружили, что финансово образованные люди чаще других инвестируют в биткойн, торгуют на форексе, используют фьючерсы и маржинальную торговлю. Доля рискованных инструментов в их портфеле тоже выше, а заемные средства они привлекают под высокий процент.

Как ни странно, финансово более грамотные респонденты склонны и к более наивному поведению, показало исследование. Под наивностью японские экономисты понимали склонность к необдуманным решениям, например покупке дорогих страховых полисов или инвестициям с гарантией капитала и высокой доходностью – частый признак мошенничества.

Кавамура отметил и пользу финансовой грамотности: более образованные люди лучше планируют выход на пенсию и не проявляют интереса к азартным играм. Это подтверждает традиционные представления о пользе финансового образования для долгосрочного финансового планирования, писали ученые.

В последние годы появляется все больше исследований, которые подтверждают положительное влияние финансовой грамотности на финансовое поведение. В 2020 г. вышла работа группы ученых во главе с Тимом Кайзером из Университета Кобленца – Ландау. Они подготовили новый метаанализ и назвали его более полным, чем у Фернандеса: авторы изучили результаты 76 рандомизированных контролируемых экспериментов против 13. Они обобщили данные из 33 стран по 160 000 человек и пришли к выводу, что влияние образования на финансовое поведение как минимум в 3 раза сильнее, чем в работе Фернандеса, а с учетом различий в программах – даже в 5 раз. Кроме того, Кайзер с коллегами не нашли четких свидетельств резкого ослабления влияния финансового образования с течением времени: оно сохраняется до двух лет.

Современные рандомизированные контролируемые исследования показывают, что программы финансового образования повышают финансовую грамотность и, хотя меньше, влияют на финансовое поведение, пишут Кайзер и Анна Мария Лусарди, профессор Школы бизнеса Стэнфордского университета, в свежем обзоре литературы о финансовой грамотности.

 

А что в России?

К похожим выводам пришли экономисты МГУ и Центробанка, в совместном исследовании оценив, как финансовая грамотность связана с финансовым поведением россиян. По методике оно похоже на работу японских ученых: российские экономисты также взяли данные опросов, которые в разные годы проводили ЦБ и Минфин, использовали те же переменные, например спекулятивные инвестиции, склонность к перекредитованности, финансовую наивность и др. Но они рассмотрели и дополнительные показатели: оптимизм и уверенность, учет информации при принятии решений, сберегательное поведение, пенсионное планирование, диверсификацию портфеля и др. Кроме того, российские ученые использовали данные опросов, проведенные в разные годы – в 2020 и 2022 гг.

Авторы оценили влияние финансового образования на 10 ключевых характеристик финансового поведения. С шестью из них обнаружилась заметная связь, а с четырьмя связь если и есть, то статистически незначимая.

Так, несмотря на схожесть методики с работой японских ученых, российские экономисты не нашли связи спекулятивных инвестиций и избыточной долговой нагрузки с финансовой грамотностью. То есть по мере повышения грамотности люди не сокращают рискованные инвестиции или привлечение дорогих кредитов. «Хорошей новостью была бы статистически значимая отрицательная связь [между финансовой грамотностью с одной стороны и спекулятивными инвестициями и избыточной долговой нагрузкой – с другой]», – говорится в исследовании.

Не влияет финансовое образование и на пенсионное планирование, и это еще один важный вывод исследования.

Хороших выводов, однако, больше. В частности, финансово более грамотные люди больше сберегают, сильнее распределяют активы по разным корзинам, чаще анализируют информацию и правильнее воспринимают экономические тенденции. Неожиданным для исследователей оказалось то, что люди, становясь более финансово грамотными, начинают меньше доверять кредитам.

Ученые также обнаружили, что финансово более образованные россияне чаще принимали наивные решения: хранили деньги преимущественно в наличных, вкладывали под сомнительно высокий процент, взаимодействовали с нелегальными кредиторами. Вероятно, это следствие аномальной ситуации 2022 г., когда проводился опрос. Она может отчасти объяснять высокую (более 50%) долю наличных долларов в сбережениях этой группы. Но даже без учета операций с валютой положительная связь между финансовой грамотностью и наивностью сохраняется, констатируют авторы.

«Результаты не опровергают эффекта «горе от ума» у более финансово грамотных: осознание рисков может означать их сознательное принятие. Могут оказаться полезными целевые усилия по формированию финансовой культуры в этих аспектах финансового поведения, а не меры общего повышения финансовой грамотности», – пишут экономисты МГУ и ЦБ.

Еще один важный вывод их исследования: повышение финансовой грамотности населения способствует развитию экономики. Когда люди лучше управляют своими деньгами, больше сберегают и распределяют эти сбережения между разными активами, банки получают больше стабильных ресурсов, растет спрос на инвестиционные инструменты, что, в свою очередь, подстегивает рост финансового рынка и экономики в целом.

 

Как добиваться финансовой грамотности

Несмотря на дискуссию о влиянии финансовой грамотности на финансовое поведение, даже те ученые, которые сомневаются в сильной связи между ними, не призывают отменять финансовое просвещение. Большинство исследователей считают, что повышение финансовой грамотности может принести пользу, если правильно составлять программы.

Оспаривающий связь грамотности и поведения Фернандес отмечал в исследовании, что обучение важно проводить в нужный момент, когда человек стоит перед выбором, сделать вклад или вложить деньги в определенный актив. Сложно объяснить человеку, как правильно инвестировать свои сбережения, если он сам об этом не задумывается, говорил в подкасте «Экономика на слух» профессор РЭШ Олег Шибанов. Прививать финансовую грамотность лучше всего, когда человек готов принять какое-то финансовое решение. «Например, он говорит: «Я хочу купить акции Apple. 20 лет назад я был не прав, что не верил в эту компанию. Сейчас самое время начать». В этот момент вы показываете ему учебник по инвестициям, в котором написано, что покупать [на все деньги] одну компанию – это запредельные риски. И он начинает думать о разумном диверсифицированном портфеле, потому что вы подсказали ему правильную удочку в нужный момент», – приводит пример Шибанов. Впрочем, портфели россиян довольно разнообразны: по данным Центробанка, они в 2022 г. держали в портфеле в среднем 10,8 бумаги.

Фернандес также указывал на необходимость фокусировать образование на развитии мягких навыков (soft skills), таких как умение планировать, уверенность в себе и готовность принимать инвестиционные риски. Это, по его мнению, может быть даже более важным, чем углубленные знания о сложных финансовых инструментах, таких как сложные проценты или облигации.

Кайзер и Лусарди в недавнем обзоре выделяют несколько ключевых аспектов для разработки эффективных программ повышения финансовой грамотности. Исследование в Бразилии, охватившее более 25 000 студентов, показало, что школьные программы надолго улучшили знания студентов, дав им финансовую самостоятельность. Подобные программы не очень дороги и их легко масштабировать, пишут авторы обзора. Кроме того, адаптация образовательных программ к жизненным ситуациям и нуждам целевой аудитории, использование простых и понятных правил, а также персонализированных элементов, таких как консультации, значительно повышают их эффективность.

Еще один важный фактор – внедрение цифровых платформ и игровых элементов (геймификации), которые также способствуют более глубокому вовлечению участников и улучшению их финансовых навыков. В Колумбии при обучении использовались планшеты (в обычной жизни они есть далеко не у всех), что дало позитивные результаты, приводят пример Кайзер и Лусарди. Они указывают, что программы финансовой грамотности должны быть «релевантными жизненной ситуации обучающихся, доступными, развлекательными и активно вовлекающими». Это справедливо для любого образования, особенно детей и молодежи, рассказывали «Экономике на слух» выпускницы РЭШ Гаянэ Симонян, тогда руководитель олимпиадного направления «Учи.ру», и Наталья Перельдик, сооснователь и директор стартапа Funexpected Math.

Важно, чтобы люди получали информацию регулярно: не раз в три года, а каждый месяц, отмечал Шибанов. Программа финансовой грамотности, по его мнению, ценна именно этим, а не тем, что государство может навязать какие-то знания через школы. «Я в школе ненавидел половину предметов, – вспоминает он. – В тот момент я был математик, и, если бы мне начали про кредиты рассказывать, я бы просто не ходил на эти уроки, потому что это полная ерунда. Какие кредиты?! Дайте мне задачками позаниматься!»

Что почитать и послушать на эту тему: 
  • Два выпуска «Экономики на слух» про российский рынок, частных инвесторов и их поведение (здесь и здесь
  • Подборку книг о поведенческой экономике Выпуск «Экономики на слух» о том, как научиться управлять личными деньгами
  • Статью GURU о поведении частных инвесторов
  • Тезисы с дискуссии на Просветительских днях РЭШ с ректором РЭШ Антоном Суворовым и выпускницей РЭШ Еленой Пикулиной, профессором бизнес-школы Саудера, Университет Британской Колумбии (Канада), о том, как когнитивные искажения влияют на наши финансовые решения
  • Тесты GURU о поведенческой экономике и об уловках финансовых маркетологов
  • Две статьи GURU про финансовую грамотность – здесь и здесь