Подписаться

Как образованию поспевать за изменениями в экономике

Профессор РЭШ Сергей Измалков и президент МШУ СКОЛКОВО Андрей Шаронов

28.12.2020 (Выпуск 5. Сезон 1)

Таймкод

 

2.26 – Онлайн-форматы образования останутся и после пандемии, но живое общение необходимо для осмысления происходящего  

3.28 – Какую пользу и возможности могут дать образованию новые технологии 

4.52 – Как образованию поспевать за изменениями в экономике

6.01 – На что растет спрос и как на это откликнется образовательная среда

6.56 – Образование должно настраиваться на другую модель подготовки

11.08 – Выбирая профессию сегодня, что мы на самом деле выбираем

12.36 – Как меняются принципы построения профессиональной траектории и с помощью каких факторов можно сохранить устойчивость в новом мире

15.04 – Усилится ли влияние рынка на образование

15.57 – Может ли государство прекратить поддерживать обучение уходящим профессиям

17.41 – Почему централизованное управление мешает университетам реагировать на сигналы рынка

19.43 – Государство в области образования должно создавать условия для спроса, на который откликнутся рыночные игроки

21.39 – Как компаниям закрывать дефициты навыков своих сотрудников и почему рынок корпоративного образования будет расти

22.45 – Появляется ли запрос на новые навыки в условиях кризиса и неопределенности

23.48 – Как меняются запросы работодателей

27.57 – В чем ценность экономического образования в 2020 году и почему экономистов нельзя заменить роботами

29.21 – Должно ли высшее образование оставаться бесплатным

30.52 – Почему бюджетное место может быть привязано к студенту, а не к вузу

 

Описание

Пандемия ковида, разделившая ученика и учителя, стала огромным вызовом для системы образования, которой самой пришлось срочно «переучиваться». Но ускоренный переход в онлайн — не единственный вызов. Справится ли с ними образовательный сектор, усилится ли в кризис влияние рынка на образование, мы обсудили в новом выпуске подкаста «Экономика на слух» — проекта Российской экономической школы при поддержке благотворительного фонда «Сафмар». О настройке связей между образованием и рынком труда размышляют профессор Российской экономической школы Сергей Измалков и президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. 

 

Тезисы

Сергей Измалков: какие навыки нужны в условиях неопределенности

Задача школ и университетов — давать фундаментальные навыки, которые будут востребованы в любое время: умение мыслить критически, анализировать ситуацию, коммуницировать и умение учиться. Те, кого сумели этому научить, быстро приспособятся к кризису и пройдут через него очень легко.

Очень важным становится умение учиться. Сейчас люди в целом учатся дольше, так как требуется больше времени для того, чтобы стать специалистом в любой профессиональной области. Умение учиться важно еще и потому, что позволит человеку в будущем поменять профессию и заняться чем-то другим.

Если человек хочет стать специалистом в какой-то области, то ему нужно ближе подойти к границе науки («фронтьер»). Это справедливо не только для научной, но и для инженерной карьеры: нужно подвести себя к границе современных технологий, чтобы понять, как их использовать дальше. На это потребуется время и погружение в различные дисциплины, поэтому так важно в школе и раннем бакалавриате попробовать изучать различные предметы со своей логикой и методологией.

 

Андрей Шаронов о новой модели образования и построения профессиональной траектории

Образование должно готовить людей, которые в состоянии, как это модно сейчас говорить, «переобуваться в воздухе», то есть быстро приспосабливаться к ситуации и даже менять род своей деятельности. Задача системы образования — дать человеку фундамент, на котором он сможет выстраивать индустриальные субкарьеры. И в том, чтобы приучать человека к тому, что он должен быть в состоянии найти время, инструменты и способы перестроиться на новый вид деятельности. 

Раньше можно было сказать: «он выучился на» какую-то профессию, и это означало, что человек переместился на какой-то уровень, с которого он, скорее всего, не упадет. Теперь же существенно более шаткая ситуация. Во-первых, сам этот уровень может продолжать расти. А во-вторых, избранная ниша может вообще исчезнуть! Поэтому у человека должна быть привычка выстраивать следующую траекторию, опираясь на базис образования (что он выучил в вузе) и навыков, которые он получил в этой или предыдущей профессии. Это делает его более устойчивым.

 

Сергей Измалков: как цифровизация изменит рынок труда

С развитием цифровых технологий издержки поиска информации и коммуникации очень быстро снижаются. Мы можем получать, анализировать и агрегировать информацию из разных источников: от запросов и предложений на платформе LinkedIn до запросов с биржи труда, индексов зарплат в различных профессиях и прямых поисковых формулировок «хочу выучить машинное обучение». Поэтому следует ожидать, что сигналы рынка будут намного быстрее доходить до образования и сектор образования будет откликаться быстрее.

Большой потенциал сегодня в области цифровой экономики и цифровизации общества. Будут востребованы умение работать с данными, разбираться в методах машинного обучения и использовать их на практике, понимать, как эти данные анализировать, как предсказывать поведение людей. Будут востребованы разработки в области коммуникации между человеком и искусственным интеллектом.

При этом спрос на эти умения растет быстрее, чем предложение вузов. В этой области следует ожидать и развития коммерческих образовательных платформ, направленных на развитие этих навыков. Общая образовательная среда откликнется на повышенный спрос, но не стоит ожидать, что это будут классические университеты.

Спрос на экономистов будет расти, так как они могут анализировать стратегическое взаимодействие экономических агентов, включая государство. А также обладают фундаментальными навыками анализа данных и могут дать понять, что от чего зависит и что на самом деле происходит. Экономистов нельзя так просто заменить роботом или компьютерной программой.

 

Андрей Шаронов о взаимодействии человека и искусственного интеллекта

Навыки помогают человеку отвечать на вопросы. А знания помогают задавать вопросы — и начиная с определенного уровня это гораздо более важная и сложная компетенция. Одно из принципиальных отличий человека от искусственного интеллекта заключается в том, что искусственный интеллект в принципе не может задавать вопросы. Он может отвечать на них, иногда гораздо лучше, чем человек, но ставить проблему должен человек. Чем сложнее у человека занятие, тем важнее компонент, связанный с его знаниями, а не только с навыками. 

Закрывая дефициты знаний и навыков своих сотрудников, компании будут действовать по двум сценариям. Первый: если эти навыки общие, то больше шансов, что компания найдет образовательный ресурс на стороне. Второй: чем более эти навыки специфичны, тем выше вероятность, что бизнес будет обучать людей внутри. Соответственно, чем сложнее мир становится, тем больше будет возрастать роль внутреннего корпоративного образования.

 

Андрей Шаронов о запросах работодателей 

Наиболее сложные виды деятельности предполагают, что человек будет создавать то, чего не существовало. Самые притязательные работодатели, которые представляют компании, работающие на грани своей индустрии, хотят получать выпускников, которые будут испытывать границы их индустрии. А также специалистов с опытом в других индустриях, которые смогут увидеть в иной для себя области что-то новое, чего не видят те, кто уже давно там работает. Они смогут привнести знание о том, как подобные проблемы решаются в других индустриях.

 

Тезисы подготовлены Екатериной Сивяковой