1.03 – Зачем экономистам превращать человека в компьютерную модель
2.23 – В основе экономики лежит простая идея: человек хочет организовать свою деятельность максимально эффективно
2.51 – Но от этого курса мы постоянно отклоняемся
5.39 – Подход зависит от вопроса, на который мы хотим ответить: мы изучаем рынки в целом или поведение отдельного человека?
7.28 – Может ли альтруизм быть рациональным
8.37 – При нормально работающих рынках стремление каждого человека к собственной выгоде приводит общество к оптимальному состоянию
9.30 – Но мы живем не в идеальном мире и рынки не идеальны
12.25 – Как мы экономим когнитивные ресурсы
13.58 – Например, ищем под фонарем
14.52 – Как продавцы манипулируют вниманием покупателей
16.07 – Мы слишком привязываемся к конкретным различиям и на их основе делаем выбор – возможно, не самый лучший
17.10 – Нужна точка отсчета, с которой мы сравниваем результат. Почему это не вписывается в парадигму рациональности
20.03 – Склонность все сравнивать приводит к финансовым курьезам
21.39 – Бывает, что чем проще, тем эффективнее
23.40 – Примеры очень вредных когнитивных искажений
25.40 – Разложим когнитивные искажения по полочкам
29.28 – Как мы используем память
30.05 – Почему полезно переоценивать свои силы и при чем тут эволюция
34.49 – В какой мере нами движет чувство вины
37.30 – Зачем мы делаем подарки
39.47 – Как человек может обмануть себя и как ему помочь в этом
41.47 – Как застраховать свой кошелек от внезапных трат
43.52 – Чему Дастин Хоффман учил Джина Хэкмена
44.57 – Два полюса: как Юджин Фама пообщался с Ричардом Талером, или как неоклассическая и поведенческая экономики приводят к одному результату
Новый год и новый сезон «Экономика на слух» начинает с разговора про наше поведение. О том, почему мы в целом ведем себя, согласно представлениям экономистов, рационально, почему отклоняемся от этого фарватера и начинаем действовать иррационально, рассказывает профессор РЭШ Кирилл Холмецкий, который занимается поведенческой экономикой. Как мы расходуем свои мыслительные ресурсы, например память? Почему пытаемся все упростить? Когда такое упрощение оправданно, а когда за это приходится заплатить в буквальном смысле слова? Как на нас влияют чувство вины и ожидания окружающих? Какие когнитивные искажения особенно опасны и приводят к финансовым ошибкам?
Что почитать и послушать по обсуждавшимся в подкасте темам:
– Когда плохо – это хорошо для имиджа? Выпуск «Экономики на слух» о работе ректора РЭШ Антона Суворова и соавторов
– Статью GURU о том, зачем мы делаем подарки
– Статьи GURU о том, как память влияет на наше поведение, – здесь и здесь
Семнадцатый сезон подкаста выходит при поддержке группы компаний «Норникель».
Все выпуски подкаста также доступны во всех подкаст-плеерах: полный список подкаст-плееров.