Таймкод
01.03 – Что такое репутация?
02.06 – Разная репутация одного человека
03.23 – Репутация меняется вместе с ценностями общества
04.32 – Насколько убедительны оправдания крупного российского бизнеса за его поведение 20-30 лет тому назад
05.44 – От бизнеса требуется все бОльшая социальная ответственность
08.07 – Влияние финансового кризиса 2008-2009 гг. и пандемии ковида: когда все хорошо, легче быть индивидуалистом, когда все плохо – вас оценивают во многом по тому, как вы влияете на общество
10.06 – Палка о двух концах: репутация партнера, жестко отстаивающего свои интересы, увеличивает безопасность, но уменьшает шансы на выгодное партнерство
11.23 – Почему роль репутации растет вместе с ролью нематериальных активов
13.21 – Чем меньше свободы СМИ, тем сложнее поддерживать хорошую репутацию и тем меньше доверия в обществе
13.40 – О роли социальных сетей
14.27 – Какую репутацию создают стране российские власти?
17.13 – Почему в России о репутации думают меньше, чем в других странах?
19.10 – Как оценить репутацию?
20.17 – Чем больше связь с государством, тем меньше бизнес заботит мнение простых людей
22.31 – Сейчас гораздо проще ославить на весь мир, чем прежде
23.11 – Глобализация вынуждает учитывать восприятие вас и внутри страны, и за ее пределами, поэтому стало гораздо сложнее создавать и защищать репутацию
23.52 – Интернет-платформы: два уровня репутации
25.54 – Угроза репутации как инструмент конкурентной борьбы
27.25 – Экономисты будут все больше внимания уделять анализу фактора репутации
Что можно сказать о репутации России? Идет ли ей на пользу репутация страны, которая жестко защищает свои интересы? Как связь с государством влияет на репутационный выбор российского бизнеса? И почему важность репутации для экономических отношений будет только расти?
Второй сезон подкаста выходит при поддержке Россельхозбанка.
О репутации
О репутации в России думают гораздо меньше, чем во многих других странах. Репутация – это долгосрочное вложение: завоевываешь ее годами, а вот теряешь очень быстро. Но в России и у бизнеса, и у государства очень короткий горизонт планирования.
Единой репутации для всех не бывает. Репутация – это то, как человека, бизнес, институт воспринимают другие люди. Поэтому в разных кругах у человека может быть очень разная репутация. Например, глава госкомпании, подавляющий конкурентов, – эффективный менеджер в глазах совладельцев этой компании, потому что он увеличивает их заработки. А для владельца фирмы-конкурента, которую эта госкомпания вытесняет с рынка, ее глава – человек, который идет по трупам чужих бизнесов, используя свое влияние.
То же можно сказать и про страны. У России, например, репутация страны, которая создает условия для макроэкономической стабильности, которая держит инфляцию под контролем, страны с консервативной долговой политикой. Но у нее же репутация страны, где плохо соблюдаются права собственности.
Почему растет роль репутации
Все большую роль в современной экономике играют нематериальные активы. А потому растет значение репутации.
Также роль репутации усиливается вместе с развитием технологий, с развитием интернета, социальных сетей и т.д. Серьезно на фактор репутации влияет развитие интернет-платформ. Они создают два уровня репутации. Первый – самой платформы, которая гарантирует минимальный уровень качества продаваемых на ней товаров и услуг. Второй уровень – репутация продавцов, которых оценивают в зависимости от их популярности, от количества полученных ими звездочек.
Вместе со значимостью репутации растут и репутационные риски: угрозы, что конкуренты будут манипулировать репутацией, ославят на весь мир – ведь сейчас это сделать намного проще, чем прежде.
О новых ценностях
Репутация меняется вместе с ценностями общества. Например, репутация филантропов 19 века оказывается под ударом, потому что деньги, которые они тратили на благотворительность, могли быть заработаны на работорговле.
То же можно сказать и про изменение репутации российского бизнеса: то, что считалось нормой 20-30 лет назад, не вписывается в нормы современного общества.
О новых целях бизнеса
Во всем мире изменилось целеполагание бизнеса. Прибыль акционеров уже не считается основной и единственной целью бизнеса. Социальная ответственность, условия труда, отношения с поставщиками, отношение к экологии – из этих кирпичиков все больше складывается репутация компании.
Изменение ценностей связано с коллективистскими настроениями в обществе. В значительной степени этот тренд связан с мировым финансовым кризисом 2008-2009 гг., и сейчас – с пандемией. Когда все хорошо, когда экономика растет, легче быть индивидуалистом. Как только все становится плохо, оказывается, что мы очень сильно зависим от других людей, от государства. И человека, бизнес уже оценивают во многом по тому, какое влияние он оказывает на общество.
Репутационный выбор
Репутация человека, компании, государства, которые способны на жесткие меры, обычно увеличивает их безопасность, но снижает желание вступать с ними в партнерские отношения.
У России как раз репутация страны, которая агрессивно защищает свои национальные интересы в ущерб репутации надежного, стабильного, предсказуемого партнера.
Связь с государством и репутация
Отношение российского бизнеса к репутации зависит от того, насколько он связан с государством. Если бизнес зависит, прежде всего, от преференций государства, от госзакупок, то его волнует репутация среди чиновников. Если это ритейл, то его беспокоит репутация среди широких масс клиентов.
О роли СМИ и соцсетей
Чем меньше прозрачности, меньше свободы СМИ, чем ограниченнее доступ к информации, тем сложнее поддерживать хорошую репутацию, потому что тем меньше доверия в обществе. Но сегодня благодаря соцсетям прозрачность в обществе растет, даже если становится меньше свободных СМИ.
Тезисы подготовлены Филиппом Стеркиным