Зеленое финансирование — что это: маркетинговый прием, модная тема, которая скоро пройдет, или новая реальность финансового рынка? Для чего оно нужно и правда ли, что оно зеленое? Об этом рассуждают проректор Российской экономической школы Максим Буев и первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов в первом выпуске второго сезона подкаста «Экономика на слух».
Второй сезон подкаста реализован при поддержке Россельхозбанка.
Основная точка отсчета — это, конечно, осознание обществом и различными институтами необходимости перейти на следующий этап промышленного развития и ликвидировать или принять во внимание то негативное влияние на окружающую среду, которое экономика оказывает на нее.
Зеленые финансы помогают инвесторам понять, какие компании или проекты зеленые, а какие нет. Капитал получает ориентир, куда надо течь.
В 90-е гг. XIX в. индекс Dow Jones в основном составляли железнодорожные компании, а 20 лет спустя их там почти не было. Те, кто инвестировал в железные дороги в 90-е гг., через 20 лет оказались бы у разбитого корыта. Инвесторы в нефтяные компании, которые вкладывают вдолгую, будут нести убытки.
Вытеснение железных дорог автомобилями было естественным развитием капитализма. И если 130 лет назад было сложно предсказать, что за железными дорогами придет автомобиль, то сейчас мы уже знаем: следующий переход должен быть зеленым — это тоже естественный этап капитализма.
Среди частных инвесторов — это примерно половина денег на рынке — появилось поколение Z, поколение Х и миллениалы. У них «новая этика», им важно, чтобы их инвестиции хорошо сказывались на окружающей среде. А институциональные инвесторы приняли принципы ответственного инвестирования (под давлением ли государства или оттого, что они понимают, в какой среде мы живем) и следуют им.
Кроме инвесторов есть ученые, которые зазвонили в звонок, и есть надправительственные организации, которые выработали правила устойчивого развития. Им последовали государства и спустили их уже вниз, на уровень компаний.
Сергей Швецов рассказывает о том, что уже сделано и что предстоит сделать:
«Мы озаботились этой темой не сегодня и не вчера. Мы уже несколько лет ею занимаемся в рамках IOSCO (объединяет регуляторов рынка капитала), выпустили стандарты раскрытия информации по зеленым облигациям, стандарты выпуска, есть раздел листинга на Московской бирже.
Означает ли, что все сделано? Нет. В мире нет единого стандарта раскрытия информации о зеленых инструментах, так же как единой таксономии, которая позволяла бы инвесторам сравнивать аналогичные инструменты. Поэтому затраты на анализ зеленых инструментов у инвесторов гораздо выше.
Очень важным элементом является предоставление уверенности инвесторам, что средства действительно пойдут на благие цели, которые заявлены. Для этого должна быть создана система верификации. Верификаторы будут проверять информацию, которую эмитент раскрывает инвесторам, а также смотреть за целевым использованием средств, полученных с использованием таких бумаг.
Если верификатор определит, что деньги истрачены на что-то другое, это будет означать обязанность эмитента немедленно вернуть деньги инвесторам. Целевое использование средств является обязательным условием существования данного инструмента. Иначе мы не создадим доверия на этом рынке".
Махинации есть и будут просто в силу человеческой природы или природы капитализма. И если зеленое финансирование — это канал, через который можно снизить стоимость привлечения капитала, компании попытаются это сделать.
Мы еще не находимся в стадии экспоненциального роста — может быть, в начале формирования рынка. Нет единых стандартов и понимания, что на самом деле лучше: поддерживать зеленую компанию, вот, как Tesla, совсем зеленую-зеленую, или ту, где котики, которых надо лайкать. Либо мы поддерживаем действительно зеленые проекты.
Правильный подход отфильтрует рынок. Есть грязные бизнесы, у которых большой потенциал озеленения. Toyota выпустила гибридный Prius, с которого началась тенденция к озеленению всего производства, и сейчас — один из наиболее зеленых автопроизводителей. В ретроспективе мы понимаем, что Toyota надо было бы помогать. С другой стороны, есть компании, которым не поможет никакое озеленение или оно в принципе невозможно. И я подозреваю, что какие-то из нефтяных гигантов, энергетических компаний при всех усилиях не смогут совершить зеленый переход.
Все зависит от восприятия рисков и горизонта планирования. Сейчас нефтяные компании еще драйвят индексы. Через 20 лет наверняка это будет не так. Поэтому, если вы хотите получить короткую прибыль, то, наверно, лучше влить деньги в нефтяную компанию, в какой-то ее проект, зеленый бонд. Если же вы хотите положить деньги в пенсионный фонд на 30 лет и про них забыть, то тогда лучше положить не в компанию, которая котиков рисует, но по крайней мере в индекс подобных компаний, где будут и котики, будет и Tesla, и ветряки, и солнце, и т.д.
В теории все очень просто: взяли какой-то индекс, какой-то показатель, к нему все привязали и определяем, зеленое/не зеленое. Потом оказывается, что нет данных, есть политические интересы, есть разные методы расчета и нет единого стандарта.
Нужны понятные правила игры, которые бы не менялись и были достаточно стандартизованы. Все пытаются придумать правила, которые будут очень хорошими сразу, а так не получится. Нужно придумать хоть какие-то правила, привязаться хоть к каким-то показателям. В процессе перехода станет понятно, хороший это показатель или нет. Пока в Европе одни стандарты, в Америке другие, в развивающихся странах третьи.
Выпуск нового инструмента, который торгуется со скидкой, компании выгоден. Лучше выпускать зеленые облигации, чем не зеленые, если есть возможность. Есть исследования, которые показывают, что зеленые бонды обычно предлагают купоны чуть-чуть ниже, условно, до 20 иногда базисных пунктов. На вторичном рынке эта премия пропадает.
Происходит сдвиг на стороне спроса.
С началом карантинов произошел огромный приток в биржевые ESG-фонды и при этом увеличилась сила частного инвестора. Вирусность идей становится очень важной для финансового рынка, и она, естественно, усложняет привлечение денег. Если зеленая история вирусная, то все будут покупать. Даже те инвесторы, которые вообще не понимают, что такое зеленое инвестирование, ринутся в этом направлении, не будут покупать другие бонды, акции других компаний.
«Выпуск зеленых облигаций — это добровольное явление. Не могу сказать, что по зеленым облигациям доходность будет существенно ниже, чем по обычным облигациям того же эмитента. Но какая-то премия может быть исходя из мотивов инвесторов не только получать прибыль, но и содействовать сохранению нашей планеты для будущих поколений. Те компании, которые не просто будут выпускать зеленые инструменты под конкретную задачу, а будут стремиться самим стать зелеными, то есть весь свой бизнес перестроить в соответствии с требованиями устойчивого развития, — вот для них, скорее всего, доходность будет ниже.
Задача Центрального банка — дать возможность всем нашим гражданам поучаствовать в сохранении планеты. Облигации — это инструмент с не очень большим номиналом, как правило, 1000 руб. То есть он доступен обычным инвесторам, по облигациям есть рейтинг, с помощью которого инвестору достаточно легко определить уровень риска, ну, а биржа гарантирует юридическую значимость той документации, следит за раскрытием информации. И если биржа отнесла облигацию в раздел листинга «зеленые инструменты», инвестор может быть убежден, что это действительно зеленый инструмент.
Наша задача — создать стандарты, когда выпускать такие облигации. С одной стороны, будет легко для эмитентов, а с другой стороны, удобно для инвесторов сравнивать их между собой. Сравнимость — очень важный элемент роста этого рынка.
На рынке иногда присутствуют элементы мошенничества, поэтому наша задача создать такую систему контроля, которая бы минимизировала вероятность появления лжезеленых инструментов. Мы будем вести разъяснительную работу: где покупать, как покупать такие инструменты, чтобы упредить потерю денег граждан, которые могут попасться на недобросовестную рекламу, использующую эмоциональный порыв гражданина помочь сохранить планету».
У нас еще нет очень четких понятных правил, которые бы всем объяснили, что такое зеленый бонд, а что такое не зеленый.
Здесь комбинация двух факторов. В Европе и в Америке есть движение со стороны инвестора. В России частный инвестор только начинает приходить на рынок. У нас очень большая страна, мы часто экологических проблем не видим, они в дальних уголках нашей Родины. Да, последние пять лет аукнулась история с мусором. Это мы заметили. А в Европе это заметили раньше. Там инвесторы эту идею уже переварили. Мы еще к этому не пришли.
Второй фактор — структура нашей экономики: мы живем за счет грязного производства, но мы от него уходим. Мы зажаты между Европой, которая хочет быть зеленой, и Китаем, который тоже объявил, что к 2060 г. снизит до нуля выбросы СО2. Поэтому не мытьем так катаньем мы тоже вынуждены играть в эти игры.
Отказ PIMCO инвестировать в облигации РЖД (из-за большой доли перевозок угля в бизнесе) — замечательный пример. Инвесторы говорят, что надо инвестировать в котиков. Есть компании, которые смотрят на «зеленость» только с точки зрения проектов, а есть компании, которые начинают анализировать структуру выручки.
Сергей Швецов уверен, что создается новый сегмент финансового рынка
«Я бы не сказал, что зеленые финансы — это модная тема. Просто сейчас работа вышла на тот уровень, когда международное сообщество объединилось и выдало мандат IOSCO и Комитету по международным стандартам финансовой отчетности по подготовке единой таксономии.
Стратегии стран по приобретению нулевого углеродного следа рассчитаны на десятки лет, поэтому тема не устареет и мы рассчитываем, что создаем основу для нового сектора финансового рынка, который поможет не только гражданам поучаствовать в сохранении планеты, но и российским предприятиям получить финансирование для корректировки своих бизнес-моделей, снижения выбросов углерода и тем самым сохранить возможность выхода на международные рынки, которые, возможно, через несколько лет будут создавать барьеры для импорта высокоуглеродной продукции.
Мы, как страна производящая достаточно много энергоносителей, заинтересованы в том, чтобы не потерять эти рынки так же, как и рынки для сбыта наших металлов и другого сырья. Поэтому это далеко и надолго. Мы будем вместе с правительством заниматься этой темой, и она, скорее всего, будет включена в стратегические планы, которые мы сейчас готовим на ближайшие три года.
Я уверен, что эта мода не пройдет и что это не мода, а осознанная необходимость. Но вот что может произойти. Через 50 лет окажется, что потепление климата никак не связано с деятельностью человека. Это означает, что мы просто придем к более зеленой экономике. Не такой плохой результат».
Тезисы подготовлены Борисом Сафроновым