Тест: Почему одни страны богатые, а другие – бедные

Подписаться
1/10

Какие фундаментальные факторы определяют экономический рост? Как культура и религия формируют пути развития стран? От чего зависит, будут ли институты страны выкачивать ренту из ее населения или способствовать его процветанию? Этим фундаментальным вопросам была посвящена дискуссия на Просветительских днях РЭШ памяти сооснователя школы Гура Офера с участием декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, научного руководителя РЭШ Рубена Ениколопова и и ректора РЭШ Антона Суворова. А мы предлагаем вам проверить свои знания на эту тему с помощью нашего нового теста. В ответах вы найдете рассказ о самых интересных исследованиях. 

Надежда Грошева, Филипп Стеркин

Начнем с одного из самых популярных вопросов – как религия влияет на экономику и способствует ли протестантизм процветанию. Спор об этом уходит корнями в знаменитую работу Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»: он утверждал, что протестантская этика стимулировала людей больше трудиться. И действительно, протестантские общества демонстрируют на протяжении столетий относительно больший экономический рост. Существует множество работ, предлагающих разные объяснения их богатству. И далеко не все они предполагают причинно-следственную связь между трудовой этикой и процветанием. Ведь «капиталистический дух» зародился в итальянских городах и независимых городах Германии задолго до Реформации. Какие из перечисленных альтернативных объяснений предлагали в исследованиях экономисты?

Протестантизм способствовал росту грамотности (ведь требовалось читать Библию) и тем самым – накоплению человеческого капитала
29%

Безусловно, вы правы, в конце концов, именно Мартин Лютер сделал первый широко распространившийся перевод Библии на немецкий. Но есть и другие возможные объяснения, так что верный ответ – последний. Начнем с вашего варианта. Действительно, грамотность – один из каналов, через который протестантизм влиял на экономический рост, что, в частности, показали Саша О. Бекер и Людгер Вуссманн на примере Пруссии XIX в. А Иеремия Диттмар и Ральф Мейзенцаль обнаружили, что протестантские города, в которых действовали законы об обязательном школьном образовании, как правило, были центрами скопления людей с наиболее высоким уровнем человеческого капитала. Но и политика сыграла свою роль. «Реформация перевернула политический статус-кво. Государства и города, принявшие Реформацию, как правило, изгоняли господствующий церковный истеблишмент и конфисковывали его богатства», – пишут Марк Кояма и Джаред Рубин в книге «Как мир стал богатым». Но при чем тут парламент? Как утверждает Рубин, парламент заменил церковь в качестве источника легитимности монарха. При этом парламент, как правило, представлял интересы экономической элиты, которая нуждалась в защите прав собственности и инвестициях в инфраструктуру, т. е. в том, что обеспечивает экономическое процветание. Кроме того, усиление бюрократизации протестантских государств совпало со сдвигом в правовом мышлении от религиозного к светскому, пишут Кояма и Рубин, что помогло создать основу для бюрократии и юридического формализма. На тему влияния культуры на экономику мы рекомендуем подкаст с научным руководителем РЭШ Рубеном Ениколоповым и книгу «Как мир стал богатым», про которую можно почитать на «полке» научного сотрудника Мельбурнского института прикладных экономических и социальных исследований и выпускника РЭШ Максима Ананьева.

 

Реформация способствовала росту парламентаризма
7%

Безусловно, вы правы, но есть и другие возможные объяснения, так что верный ответ – последний. Начнем с вашего варианта. Действительно, как пишут Марк Кояма и Джаред Рубин в книге «Как мир стал богатым», «Реформация перевернула политический статус-кво. Государства и города, принявшие Реформацию, как правило, изгоняли господствующий церковный истеблишмент и конфисковывали его богатства». Но при чем тут парламент? Как утверждает Рубин, парламент заменил церковь в качестве источника легитимности монарха. При этом парламент, как правило, представлял интересы экономической элиты, которая нуждалась в защите прав собственности и инвестициях в инфраструктуру, т. е. в том, что обеспечивает экономическое процветание. Кроме того, усиление бюрократизации протестантских государств совпало со сдвигом в правовом мышлении от религиозного к светскому, пишут Кояма и Рубин, что помогло создать основу для бюрократии и юридического формализма. Но и грамотность была одним из каналов, через который протестантизм влиял на экономический рост, что, в частности, показали Саша О. Бекер и Людгер Вуссманн на примере Пруссии XIX в. А Иеремия Диттмар и Ральф Мейзенцаль обнаружили, что протестантские города, в которых действовали законы об обязательном школьном образовании, как правило, были центрами скопления людей с наиболее высоким уровнем человеческого капитала. Кроме того, с усилением бюрократизации протестантских государств совпал сдвиг в правовом мышлении от религиозного к светскому, пишут Кояма и Рубин. На тему влияния культуры на экономику мы рекомендуем подкаст с научным руководителем РЭШ Рубеном Ениколоповым и книгу «Как мир стал богатым», про которую можно почитать на «полке» научного сотрудника Мельбурнского института прикладных экономических и социальных исследований и выпускника РЭШ Максима Ананьева.

Дело в бюрократии, которая развивалась с Реформацией
4%

Вы правы, но лишь отчасти. Действительно, усиление бюрократизации протестантских государств совпало со сдвигом в правовом мышлении от религиозного к светскому, пишут Марк Кояма и Джаред Рубин в книге «Как мир стал богатым». Протестанты отнесли религиозное право к духовным делам, предоставив государству заниматься мирскими проблемами, что помогло создать основу для бюрократии и юридического формализма. На это в том числе повлияло развитие парламентаризма. Как утверждает Рубин, парламент заменил церковь в качестве источника легитимности монарха. При этом парламент, как правило, представлял интересы экономической элиты, которая нуждалась в защите прав собственности и инвестициях в инфраструктуру, т. е. в том, что обеспечивает экономическое процветание. Грамотность, разумеется, тоже была одним из каналов, через который протестантизм влиял на экономический рост, что, в частности, показали Саша О. Бекер и Людгер Вуссманн на примере Пруссии XIX в. А Иеремия Диттмар и Ральф Мейзенцаль обнаружили, что протестантские города, в которых действовали законы об обязательном школьном образовании, как правило, были центрами скопления людей с наиболее высоким уровнем человеческого капитала. На тему влияния культуры на экономику мы рекомендуем подкаст с научным руководителем РЭШ Рубеном Ениколоповым и книгу «Как мир стал богатым», про которую можно почитать на «полке» научного сотрудника Мельбурнского института прикладных экономических и социальных исследований и выпускника РЭШ Максима Ананьева.

Все факторы повлияли
60%

Это самый верный ответ. Начнем с наиболее очевидного фактора – грамотности; в конце концов, именно Мартин Лютер сделал первый широко распространившийся перевод Библии на немецкий язык. Это один из каналов, через который протестантизм влиял на экономический рост, что, в частности, показали Саша О. Бекер и Людгер Вуссманн на примере Пруссии XIX в. А Иеремия Диттмар и Ральф Мейзенцаль обнаружили, что протестантские города, в которых действовали законы об обязательном школьном образовании, как правило, были центрами скопления людей с наиболее высоким уровнем человеческого капитала. Но и политика сыграла свою роль. «Реформация перевернула политический статус-кво. Государства и города, принявшие Реформацию, как правило, изгоняли господствующий церковный истеблишмент и конфисковывали его богатства», – пишут Марк Кояма и Джаред Рубин в книге «Как мир стал богатым». При чем тут парламент? Как утверждает Рубин, парламент некоторым образом заменил церковь в качестве источника легитимности монарха. При этом парламент, как правило, представлял интересы экономической элиты, которая нуждалась в защите прав собственности и инвестициях в инфраструктуру, т. е. в том, что обеспечивает экономическое процветание. Кроме того, с усилением бюрократизации протестантских государств произошел сдвиг в правовом мышлении от религиозного к светскому, пишут Кояма и Рубин, что помогло создать основу для бюрократии и юридического формализма. На тему влияния культуры на экономику мы рекомендуем подкаст с научным руководителем РЭШ Рубеном Ениколоповым и книгу «Как мир стал богатым», про которую можно почитать на «полке» научного сотрудника Мельбурнского института прикладных экономических и социальных исследований и выпускника РЭШ Максима Ананьева.

 

Результат теста
Тест: Почему одни страны богатые, а другие – бедные
/

Спасибо, что прошли наш тест. В нем было много непростых вопросов. Если вас интересует экономика, то можем посоветовать вам изучать ее с нашим подкастом «Экономика на слух» и читать просветительский портал РЭШ GURU

 

Очень хороший результат, учитывая, что в тесте много непростых вопросов. Если вас интересует экономика, то можем посоветовать вам изучать ее с нашим подкастом «Экономика на слух» и читать просветительский портал РЭШ GURU

 

Превосходно, вы явно разбираетесь и в экономике, и в истории. Надеемся, вам нравятся наш подкаст «Экономика на слух» и просветительский портал РЭШ GURU

Подписаться
Пройти еще раз