Reading List: Why Culture Matters?

30.07.2022

Economists are increasingly turning to culture and history when trying to explain economic processes of our time. This does not mean that they completely abandon their usual instruments, theories and concepts (like market, equilibrium, individual behavior to maximize utility), rather new approaches come into play in combination with the traditional ones, Maxim Ananyev, a Research Fellow at the Melbourne Institute of Applied Economic and Social Research and NES graduate, says. He suggests three books that describe this cultural turn in the social sciences.

 

What Can a Children's Carousel Tell Us about Society?

Identity Economics: How Our Identities Shape Our Work, Wages, and Well-Being. George Akerlof, Rachel Kranton

More than 20 years ago, Nobel Prize winner in Economics George Akerlof and Rachel Kranton, a Professor of Economics at Duke University, published an article that applied game theory to the analysis of "identities": how people distinguish themselves and how this affects their behavior. In a book written 10 years later, they develop this approach and apply their findings to the analysis of poverty, gender discrimination, education systems, incentives for workers – "the discussion of identity and utility has ranged from merry-go-rounds to genocide." The authors offer the principles of "economics where tastes vary with social context." For example, what is fair treatment in one society will be considered unfair and even cruel in another.

Akerlof and Kranton illustrate the economics of identity at the very beginning of the book with the Price Waterhouse v. Hopkins case of the early 1980s. Ann Hopkins achieved phenomenal results in her work, but never became a partner of the firm, because, according to colleagues, she was too aggressive for a woman. Such were the stereotypes of that time. Hopkins' boss, who supported her, said that if she wanted to make partner she should "walk more femininely, talk more femininely, dress more femininely." "The partners were applying contemporary norms for behavior: men were supposed to behave one way, women another," Akerlof and Kranton write.

Economists describe "an individual as having a ‘utility function’," they say. Most methods of economic analysis focus on monetary motivation: for example, the desire to earn an income. However, it is also necessary to study non-monetary reasons. An example is the employee motivation system. Akerlof and Kranton object to purely monetary motivation (for example, a manager whose remuneration depends on the stock price will seek to raise it, ignoring the long-term consequences) and believe that identity is central to motivation. They divide employees into two categories: insiders and outsiders – those who identify themselves with the firm and those who do not. It may seem more beneficial for a company to have insiders, since they would be willing to work more for a lower pay. But changing an employee's identity requires certain investments: training, targeted bonuses, etc. Is it worthy to bear these costs and in what situation? Akerlof and Kranton give a positive answer to this question, adding that investing in an employee's identity is likely to increase the company's overall profits. 

The symbolic figure of the ‘economic man’, who lived in economic models since the beginning of the last century, concerned only economic goods and services. Then [Nobel Prize winner] Gary Becker and his followers have added all kinds of preferences to the utility function. After that, psychological deviations from ‘rationality’ were added, particularly cognitive biases. Identity economics is the next step in this evolution.

The authors illustrate various manifestations of identity with numerous experiments. For example, the experiments of economists Karla Hoff and Priyanka Pandey have shown how belonging to a particular caste in India affects people's behavior. The subjects were asked to solve a puzzle for a significant reward. In India, surnames indicate belonging to a certain caste, and if the organizers of the experiment carried out a roll call, the results of the participants belonging to the lower castes began to deteriorate.

We can observe a vivid manifestation of identity in playgrounds, how the behavior of children at a merry-go-round depends on their age, Akerlof and Kranton write. This is a natural experiment that shows the role of norms: "Children understand norms for age-specific behavior well: they know that big kids should act differently from little kids." Their behavior – the way toddlers enjoy the merry-go-round, and older ones are torn between the desire to ride and the understanding that they are too old for this – illustrates an important conclusion: "When people are doing what they think they should be doing, they are happy."

And what did the Supreme Court decide in the Hopkins case? It admitted that the company had applied a policy of double standards: "<...> an employer who objects to aggressiveness in women but whose positions require this trait places women in an intolerable and impermissible catch 22: out of a job if they behave aggressively, and out of a job if they do not."

 

Why We Should not Fight?

Why We Fight: The Roots of War and Paths to Peace. Christopher Blattman 

Christopher Blattman from the University of Chicago became famous for an article about the consequences for child soldering (co-authored with Jeannie Annan). Since then, Blattman has written numerous articles about wars, their causes and consequences. In some way, Why We Fight sums up the preliminary results of Blattman's own research and the works of other scholars in this field. The book was published in 2022, which certainly adds to its relevance.

Blattman knows firsthand about the horrors of wars and murders. He saw them in Uganda and post-war Liberia, he met with the leaders of the famous Medellin drug cartel and Chicago gangs. He saw that a bad peace is better than a good war. That is why conflicts rarely lead to wars, he writes: the warring parties try to avoid the costs of war by using other ways to defeat the enemy.

Blattman identifies five common factors that lead to the fact that the parties to the conflict begin to ignore the possible damage from the war:

- uncontrolled interests of the elites;

- intangible or ideological incentives;

- uncertainty (for example, incorrect assessment of the costs of war);

- distorted ideas about reality;

- the problem of fulfilling obligations (one side of the conflict does not believe the other side and wants to consolidate its advantage faster while it is possible).

These five rules are universal and applicable to any conflict. Blattman gives an example of Chicago gang violence. The gang leaders, whom he knows personally, do not want a war, because it threatens them with death and reduces profits. But gang leaders are uncontrollable; they have intangible incentives (usually revenge); they need to eliminate uncertainty (prove their strength). Blattman tells about a gangster who was killing to attain an intimidating reputation. In a world where everyone knows that you are strong, it is not necessary to fight (the reputation of the army protects the country from an invasion), Blattman explains, but in an unstable world, a fight is sometimes the best way to show that you are not worth messing with.

There are five causes of war, and the path to peace must eliminate them. According to Blattman, the Medellin Cartel has about 12 000 armed men, but the murder rate is about 70% lower than in Chicago. The reason is simple: conflicts are unprofitable for criminal lords. Everyone in the city knows this (uncertainty is eliminated), which helps to reduce the overall violence. Therefore, we need international instruments that increase the costs of war for the conflicting parties, while they must understand that punishment (for example, in the form of sanctions) is inevitable, Blattman believes.

 

Is There a "Silver Bullet" of Economic Growth?

How the World Became Rich: The Historical Origins of Economic Growth. Mark Koyama, Jared Rubin

Mark Koyama from George Mason University and Jared Rubin from Chapman University are prominent representatives of the economics of religion, a new field of research that studies how religious doctrines and religious communities affect economic and social development. In How the World Became Rich, they address the main question of development economics: why at a certain moment in history did the world GDP per capita begin to grow sharply and steadily and why have the fruits of this growth been unevenly distributed? While more than 90% of the population were poor throughout almost the entire history of humanity, why did the situation begin to change 200 years ago?

There are a great many possible answers to these questions, and even thinkers of the ancient world thought about the causes of prosperity, even though they looked at the value of economic growth differently. "In fact, there is almost certainly no right answer," Koyama and Rubin state, adding that there is also no silver bullet that can lead a country to wealth, and economic growth itself is not a silver bullet (for example, during the Industrial Revolution, life expectancy in the UK decreased).

The authors offer both conventional explanations of the growth phenomenon of the last two centuries (related to the development of markets and labor productivity), as well as more interesting and intriguing concepts: the influence of religion and culture. The book is based on a great volume of historical and statistical material. Why was it the UK, and not in the Netherlands, where an economy was born that had stable growth that did not reverse? Why was it the first to have industrialization? How did its breakthrough open up a path of catching-up growth for other countries? Why did the Soviet path to industrialization lead Russia to a dead end? (Here we also recommend the work of Ekaterina Zhuravskaya, Andrei Markevich and Sergei Guriev on the new economic history of Russia, and an episode of the "Economics Out Loud" podcast about the collapse of the USSR.) What features have allowed the US to turn into an industrial giant? What supported China's growth? Why have not all societies been able to use the opportunities for catching-up growth?

The history of Soviet industrialization teaches us two lessons. First, communism is incompatible with long-term growth. Second, an autocratic government can stifle economic growth in the long term, the example of the USSR remains a reminder of the potentially devastating economic consequences of uncontrolled political power.

The first part of the book provides an overview of the economic growth theories (geographical, institutional, cultural, etc.). Koyama and Rubin admit that geography played an important role in the development of different societies (influencing institutions, culture, demography, colonization), but it cannot explain everything. Otherwise "our fate would have been written thousands of years ago." Institutions can explain a lot, but again not everything. For example, why do institutions work differently in different parts of the world? Why has democracy succeeded in some countries, especially in Europe, but failed in the post-Soviet and many other states?

From these questions, the authors turn to culture, while stipulating that modern approaches are much more subtle than those of the beginning of the 20th century "which at best were Eurocentric, and at worst racist." According to Koyama and Rubin, researchers today consider culture as a phenomenon that shapes people's worldview, and focus on factors such as trust, gender norms, etc.

By culture, we mean the conceptual lens or heuristics that people use to interpret the world.

For example, the scholars identify culture as one of the reasons why the Roman Empire, which had a developed market economy in its heyday, did not achieve anything close to the industrial revolution: its wealthy and prosperous people sought not to work, but to live an idle life.

The authors recognize the great role of religion and its influence on long-term economic development. They turn to Max Weber's famous thesis about the connection between Protestantism and capitalist ethics. New data and empirical methods allow us to verify how correct Weber's theory was, which researchers have been arguing about for more than a century.

Koyama and Rubin highlight demographic changes among the factors that have made economic growth sustainable. During the Industrial Revolution, per capita income rose quite slowly, after all, it followed the GDP. When population growth slowed, per capita income began to grow steadily. Increasing investments in human capital contributed to demographic transition and a more sustainable economic growth.

"The world is richer than ever. It will probably continue to get richer in the foreseeable future. More and more people can avoid horrible poverty. Wealth frees human minds, <...> allows us to live longer and healthier. <...> This achievement deserves to be celebrated and understood," Koyama and Rubin say. And we do not necessarily have to choose between economic growth and other important things, such as preserving the environment or a fairer society. The authors of How the World Became Rich are convinced that it is rather economic growth that can help us achieve these goals.

You can also read about the economic growth theories in the books recommended by the NES rector Ruben Enikolopov and NES Professor Gerhard Toews.

Список для чтения: почему культура имеет значение

04.08.2022

Чтобы объяснить экономические процессы современности, экономисты все чаще обращаются к культуре и истории. Это не означает, что экономисты полностью отказываются от своих обычных инструментов, теорий и понятий (рынок, равновесие, максимизирующее полезность поведения индивида) – новые подходы используются в сочетании с классическими, пишет Максим Ананьев, научный сотрудник Мельбурнского института прикладных экономических и социальных исследований и выпускник РЭШ. Он предлагает три книги, которые позволяют оценить этот культурный поворот в социальных науках.

 

Что детская карусель расскажет об обществе

Identity Economics: How Our Identities Shape Our Work, Wages, and Well-Being («Экономика идентичности. Как наши идеалы и социальные нормы определяют, кем мы работаем, сколько зарабатываем и насколько несчастны»), George Akerlof, Rachel Kranton

Нобелевский лауреат по экономике Джордж Акерлоф и Рэйчел Крэнтон, профессор экономики Университета Дьюка, более 20 лет назад опубликовали статью, которая применила теорию игр к анализу «идентичностей» – как люди осознают себя и как это влияет на их поведение. В написанной спустя 10 лет книге они развивают этот подход и применяют свои выводы к анализу бедности, гендерной дискриминации, системы образования, стимулов для работников – «обсуждение идентичности и полезности простирается от карусели до геноцида». Они формулируют принципы «такой экономической науки, в которой взгляды людей варьируются в зависимости от социального контекста». Например, то, что в одном обществе считается справедливым отношением, в другом будет считаться несправедливостью и даже жестокостью.

Экономику идентичности Акерлоф и Крэнтон в самом начале книги иллюстрируют примером судебного разбирательства «Price Waterhouse против Хопкинс», которое проходило в начале 1980-х. Энн Хопкинс добилась феноменальных результатов в компании, но так и не стала ее партнером, потому что, по отзывам коллег, для женщины она была чересчур агрессивна. Таковы были стереотипы того времени. Руководитель Хопкинс, который поддерживал ее, говорил, что если она хочет стать партнером, то должна «двигаться более женственно, говорить более женственно, одеваться более женственно». «Предполагалось, что мужчины должны вести себя в стиле, традиционном для мужчин, а женщины – в стиле, традиционном для женщин», – пишут Акерлоф и Крэнтон.

Экономисты описывают «человека как обладающего «функцией полезности», пишут они, большинство методов экономического анализа основное внимание уделяют денежной мотивации – к примеру, желанию получать доход. Однако необходимо изучать и неденежные мотивы. Пример – система мотивации работников. Акерлоф и Крэнтон возражают против чисто денежной мотивации (так, директор, чье вознаграждение зависит от цены акций, будет стремиться поднять ее, игнорируя долгосрочные последствия) и считают, что центральное место в мотивации занимает идентичность. Они делят работников на две категории: инсайдеров и аутсайдеров – тех, кто идентифицирует и не идентифицирует себя с фирмой. Казалось бы, фирме выгодно, чтобы работники были инсайдерами, ведь они готовы больше работать за меньшую зарплату. Но изменение идентичности работника требует инвестиций в него: расходы на тренинг, целевые бонусы и т. д. Выгодно ли и в какой ситуации нести эти расходы? Выгодно, приходят к выводу Акерлоф и Крэнтон, так как инвестиции в идентичность работника, скорее всего, повысят общие прибыли компании. 

«Символическая фигура «человек экономический», населявшая экономические модели с начала прошлого века, касалась только экономических товаров и услуг. Затем [лауреат Нобелевской премии] Гэри Беккер и его последователи добавили в функцию полезности все виды предпочтений. После этого были добавлены психологические отклонения от «рациональности» – в особенности когнитивные предубеждения. Экономика идентичности – это следующий шаг в данной эволюции».

Разные проявления идентичности авторы иллюстрируют многочисленными экспериментами. Например, эксперименты экономистов Карлы Хофф и Приянки Панди показали, как принадлежность к той или иной касте в Индии влияет на поведение людей. Испытуемых просили за значительное вознаграждение решить головоломку. В Индии фамилии свидетельствуют о принадлежности к определенной касте, и если организаторы эксперимента проводили перекличку, то результат участников, принадлежащих к низшим кастам, начинал ухудшаться.

Наглядное проявление идентичности мы можем наблюдать каждый день во дворе – то, как поведение детей на карусели зависит от их возраста, пишут Акерлоф и Крэнтон. Это естественный эксперимент, который показывает роль норм: «Дети хорошо понимают нормы поведения в определенном возрасте – они знают, что старшие дети должны вести себя не так, как ведут себя маленькие дети». Их поведение – то, как маленькие дети радуются карусели, а более старшие разрываются между желанием прокатиться и пониманием, что они слишком взрослые для этого, – иллюстрирует важный вывод: «Когда люди делают то, что, по их мнению, они должны делать, они счастливы».

А что же решил Верховный суд по делу Хопкинс? Он признал, что компания применила политику двойных стандартов: «<…> работодатель, который возражает против проявлений агрессивности со стороны женщин, чья должность требует этого качества, ставит женщину в безвыходное и недопустимое положение».

 

Почему мы не должны воевать

Why We Fight: The Roots of War and Paths to Peace («Почему мы сражаемся: Корни войны и пути к миру»), Christopher Blattman 

Кристофер Блаттман из Чикагского университета прославился статьей о том, какие последствия для детей создает их участие в военизированных конфликтах (написана в соавторстве с Дженни Аннан). C тех пор Блаттман написал множество статей о войнах, их причинах и последствиях. «Why We Fight» в некотором роде подводит предварительный итог исследованиям самого Блаттмана и работам других ученых в этой области. Книга была опубликована в 2022 г., что, безусловно, добавляет ей актуальности.

Блаттман не понаслышке знает об ужасах войн и убийств. Он видел их в Уганде, в послевоенной Либерии, встречался с главарями знаменитого Медельинского наркокартеля и банд в Чикаго. Он видел, что худой мир лучше доброй войны. Именно поэтому конфликты редко приводят к войнам, пишет он: противоборствующие стороны пытаются избежать издержек войны, используя другие способы одолеть врага.

Блаттман выделяет пять общих факторов, которые приводят к тому, что стороны конфликта начинают игнорировать возможный ущерб от войны:

 - неконтролируемые интересы элит;

 - нематериальные или идеологические стимулы;

 - неопределенность (например, неверная оценка издержек войны);

 - искаженные представления о реальности;

 - проблема исполнения обязательств (одна сторона конфликта не верит другой стороне и хочет быстрее закрепить свое преимущество, пока это возможно).

Эти пять правил универсальны и применимы к любым конфликтам. Блаттман приводит пример бандитских разборок в Чикаго. Главари банд, которых он знает лично, не хотят войны, ведь она грозит им гибелью и снижает прибыль. Но лидеры банд неконтролируемы, у них есть нематериальные стимулы (обычно месть), им нужно устранить неопределенность (доказать свою силу). Блаттман рассказывает о преступнике, который убивал, чтобы заработать себе устрашающую репутацию. В мире, где все знают, что ты силен, не обязательно сражаться (так, репутация армии защищает страну от нападения), объясняет Блаттман, но в нестабильном мире драка – это иногда лучший способ показать, что с тобой не стоит связываться.

Итак, есть пять причин войны, и путь к миру должен их устранять. В Медельине, приводит пример Блаттман, около 12 000 вооруженных молодых людей, но уровень убийств примерно на 70% ниже, чем в Чикаго. Причина проста: конфликты невыгодны преступным авторитетам. Все в городе знают это (неопределенность устранена), что помогает снизить общее насилие. Поэтому нужны международные инструменты, повышающие издержки войны для конфликтующих сторон, при этом они должны понимать, что наказание (например, в виде санкций) будет неотвратимо, считает Блаттман.

 

Есть ли «серебряная пуля» экономического роста

How the World Became Rich: The Historical Origins of Economic Growth («Как мир стал богатым: Исторические корни экономического роста»), Mark Koyama, Jared Rubin

Марк Кояма из УниверситетаДжорджаМейсона и Джаред Рубин из УниверситетаЧепмена – яркие представители новой области, экономики религии, которая изучает то, как религиозные доктрины и религиозные сообщества влияют на развитие экономики и общества. В книге «How the World Became Rich» они обращаются к главному вопросу экономики развития: почему в определенный момент мировой ВВП на душу населения начал резко и устойчиво расти и почему плоды этого роста оказались неравномерно распределены? Если почти всю историю человечества более 90% населения были бедными, то почему 200 лет назад ситуация начала меняться?

Вариантов ответа на этот вопрос (еще античные мыслители задумывались о причинах процветания, хотя иначе смотрели на ценность экономического роста) великое множество. «На самом деле почти наверняка нет ни одного правильного ответа», пишут Кояма и Рубин, «не существует панацеи, способной привести страну к богатству», да и экономический рост сам по себе не является панацеей (например, во время промышленной революции продолжительность жизни в Великобритании сократилась).

Авторы предлагают как традиционные объяснения феномена роста последних двух столетий, связанные с развитием рынков и производительностью труда, так и более интересные и интригующие ответы – влияние религии и культуры. Книга построена на огромном историческом и статистическом материале. Почему именно в Великобритании, а не в Голландии родилась экономика, рост которой был устойчивым и не обращался вспять, почему именно она индустриализировалась первой? Как ее прорыв открыл для других стран путь догоняющего роста? Почему советский путь к индустриализации завел Россию в тупик (также рекомендуем работу Екатерины Журавской, Андрея Маркевича и Сергея Гуриева о новой экономической истории России и выпуск «Экономики на слух» о крахе СССР)? Какие преимущества позволили США превратиться в промышленного гиганта? Что помогло расти Китаю? Почему не все общества смогли использовать появившиеся возможности для догоняющего роста?

 

«История советской индустриализации дает два урока. Во-первых, коммунизм несовместим с долгосрочным ростом <…> Во-вторых, автократическое правительство может задушить экономический рост в долгосрочной перспективе <…> пример СССР остается напоминанием о потенциально разрушительных экономических последствиях бесконтрольной политической власти».

 

Первая часть книги посвящена обзору теорий (географической, институциональной, культурной и т. д.) экономического роста. Кояма и Рубин признают, что география сыграла важную роль в развитии разных обществ (влияла на институты, культуру, демографию, колонизацию), но она не может объяснить всего, иначе «наша судьба была бы предначертана тысячи лет назад». Многое могут объяснить институты, но опять же не всё. Например, почему институты работают по-разному в разных частях мира? Почему демократия добилась успеха в некоторых странах, особенно в Европе, но потерпела неудачу в постсоветских и многих других государствах?

От этих вопросов авторы переходят к культуре, при этом оговариваются, что современные подходы гораздо тоньше взглядов начала XX в., «которые в лучшем случае были евроцентричными, а в худшем – расистскими». Сегодня ученые, пишут Кояма и Рубин, рассматривают культуру как явления, которые формируют мировоззрение людей, фокусируются на таких факторах, как доверие, гендерные нормы и т. д.

 

«Под культурой мы подразумеваем концептуальную линзу или эвристику, которые люди используют для интерпретации мира».

 

Например, культуру Кояма и Рубин называют одной из причин, почему Римская империя, в период расцвета обладавшая развитой рыночной экономикой, не достигла ничего близкого к промышленной революции – преуспевающие жители Римской империи стремились не к труду, а к праздной жизни.

Авторы признают большую роль религии и ее влияние на долгосрочное экономическое развитие. Они обращаются к знаменитому тезису Макса Вебера о связи протестантизма и капиталистической этики. Новые данные и эмпирические методы позволяют проверить, насколько правильной была теория Вебера, о которой исследователи спорят уже более 100 лет.

Среди факторов, благодаря которым экономический рост стал устойчивым, авторы выделяют демографические изменения. Во время промышленной революции доходы на душу населения выросли незначительно – ведь оно росло вместе с ВВП. Когда рост населения замедлился, доход на душу населения начал устойчиво расти. Стимулировали демографический переход и инвестиции в человеческий капитал, что способствовало более устойчивому росту экономики.

«Мир стал богаче, чем когда-либо. Вероятно, в обозримом будущем он продолжит богатеть. Все больше и больше людей может вырваться из ужасной нищеты. Богатство освобождает человеческие умы <…> позволяет нам жить дольше и здоровее <…> Это достижение заслуживает того, чтобы его отмечали и понимали», – пишут Кояма и Рубин. И не обязательно мы должны выбирать между экономическим ростом и другими ценностями, такими как сохранение окружающей среды или более справедливое общество. Напротив, экономический рост может помочь нам достигнуть этих целей, убеждены авторы «How the World Became Rich».

 

О теориях экономического роста можно также почитать книги на «полках» ректора РЭШ Рубена Ениколопова и профессора РЭШ Герхарда Тевса.