Структурная прибавка к экономике

13.11.2023

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» – эта русская пословица хорошо описывает отношение властей к структурным реформам. Проводить их страны обычно начинают, когда гром уже гремит и других возможностей для стимулирования экономического роста не остается. Именно такая ситуация сложилась сейчас в мире, и МВФ снова напоминает о выгодах, которые могут дать структурные реформы, – и показывает это на цифрах.

 

Михаил Оверченко

 

Мировая экономика находится в сложном положении: процентные ставки в большинстве стран были сильно повышены для борьбы с инфляцией, при этом многие накопили ощутимые долги во время пандемии коронавируса, и теперь их стало дороже обслуживать. При жесткой денежно-кредитной политике (ДКП) возможностей поддержать экономику с помощью политики бюджетной практически не остается. 

Страны «двадцатки», на которые приходится четыре пятых мирового ВВП, рискуют застрять в этой ловушке надолго, пишут экономисты Международного валютного фонда (МВФ) Джебин Ан, Николас Фернандес-Ариас и Нил Мидс. В большинстве из них центробанки, чтобы вернуть инфляцию к целевому уровню, будут еще долго проводить достаточно жесткую денежную политику, поскольку слишком быстрое снижение процентных ставок «может свести на нет достигнутый с таким трудом прогресс в области закрепления инфляционных ожиданий». Правительствам же придется консолидировать финансы, чтобы обеспечить себе достаточное пространство для реагирования на будущие потрясения и новые бюджетные проблемы.

Пятилетние прогнозы МВФ, которые десятилетие назад достигли пика в 4,9%, теперь снижены до 3,1% в 2028 г., что является самым низким показателем с 1990 г. В этом году фонд ожидает роста на 3% против 3,5% в 2022 г., а в 2024 г. – замедления до 2,9%. При этом негативные последствия жесткой ДКП могут ощущаться и десятилетия спустя (об этом – в статье о шоках, порождаемых центробанками).

Как же поддержать экономику в отсутствие денежных и фискальных стимулов? Ответ, который обычно дается в тяжелой ситуации, – нужны структурные реформы, которые в паре с жесткой макрополитикой могут подстегнуть экономический рост. Они способны не только компенсировать негативный эффект от более жесткой ДКП, но и дать прибавку экономике. В следующем году эффект для стран G20 был бы не очень значительным по сравнению с текущим прогнозом, но в 2025–2028 гг. дополнительный рост ВВП может составить около 0,7%. 

Что дадут реформы

Реальный ВВП, %

 

Источник: МВФ, модельный расчет для стран G-20; обзор МВФ «Перспективы мировой экономики», октябрь 2023 г.; расчеты сотрудников МВФ. 


Больше других от структурных реформ выиграют такие страны «двадцатки», как Индия, Италия, Мексика и Турция, считает МВФ. Эффекты от роста производительности будут распространяться между всеми основными торговыми партнерами. Так, реформы на рынке товаров США стимулируют рост в Канаде и Мексике, Франция, Германия, Италия и Испания будут «подгонять» друг друга.

В более долгосрочной перспективе, к 2032 г., положительный результат таких реформ в результате накопленного эффекта увеличится до 3%.

Жесткие денежная и фискальная политики могут и не оказать такого сдерживающего эффекта на экономический рост – точнее, они будут компенсированы другими макроэкономическими факторами, считают некоторые аналитики. Главными среди этих факторов экономисты Goldman Sachs считают:

  • сильный рост реальных располагаемых доходов (в результате замедления инфляции и сохранения низкой безработицы);
  • восстановление промышленного производства. Особенно заметны эти два эффекта будут в странах Евросоюза, где перестанут ощущаться негативные последствия энергетического кризиса;
  • основной удар по темпам роста ВВП из-за повышения процентных ставок уже позади;
  • возможность для центробанков смягчить ДКП в случае значительного замедления роста ВВП.

Последний фактор главный экономист Goldman Sachs Ян Хэтциус считает «страховкой от рецессии», поскольку центробанки в состоянии замедлить инфляцию до целевых показателей, не ввергая экономику в рецессию. Проведенный банком анализ прошлых циклов ДКП показал, что вероятность снижения ставок при значительных рисках для экономического роста вдвое выше, если инфляция нормализовалась на уровне ниже 3%, чем когда она превышает 5%.

В развитых странах снижение ставок может начаться в конце 2024 г.

 

Что ждет процентные ставки 

 

Источник: Haver Analytics, Goldman Sachs Research

 

Тем не менее макроэкономические перспективы ограничены стремлением многих стран побороть инфляцию и сократить долговое бремя, отмечает МВФ. В этой ситуации структурные реформы становятся главным инструментом повышения темпов экономического роста. 

Исторически сложилось так, что странам с развивающейся рыночной экономикой удается добиться наилучшего результата, когда они начинают с реформ первого поколения в области управления, регулирования бизнеса и внешнеэкономического сектора. Они закладывают основу для реформ второго поколения в области кредитования, рынков труда и актуального в последнее время зеленого перехода. Так, устранение барьеров на рынке труда для женщин повысит не только инклюзивность экономики, но также ее эффективность и темпы роста за счет лучшего распределения человеческого капитала, отмечает МВФ. (О женской революции на рынке труда, описанной новым лауреатом Нобелевской премии по экономике Клаудией Голдин, – в «Экономике на слух».)

Задний ход

Реформы могут и сворачиваться, что сказывается на достигнутых благодаря им результатах. Это происходит сейчас в Китае, где рыночные принципы развития и частный бизнес все активнее замещаются государственным капиталом и директивной системой управления, а на важные структурные реформы – переориентацию экономики на потребителей, развитие системы социального обеспечения – власть идти отказывается. Прочитать об этом можно в статье на GURU.

Ужесточение фискальной политики и структурные реформы помогут в среднесрочной перспективе снизить бремя государственного долга, продолжает МВФ. Особенно нуждаются с них страны, у которых нет или почти нет свободных бюджетных мощностей (например, Испании, Индии, Италии, ЮАР). Строгая макроэкономическая политика и структурные реформы «позволят перераспределить глобальный спрос, сократить дисбалансы счета текущих операций и внесут вклад в более сбалансированный рост мировой экономики», обещает МВФ.