Слезть с иглы социальных сетей?

07.07.2023

Россияне заняли в 2022 г. 9-е место по времени, проведенному онлайн. В среднем они находились в интернете 8 часов в день. Значительная часть этого времени достается социальным сетям. В 2023 г. у 4,9 млрд человек был аккаунт в социальных сетях, в которых они проводили в среднем 1,5–2 часа в день. Это удобный способ общения и получения информации, но у соцсетей есть и побочный эффект: они могут вызывать зависимость и негативно сказываться на психологическом здоровье. GURU рассказывает об экономических исследованиях, которые пытаются разобраться, вредны ли социальные сети для психики.

 

Анастасия Небольсина

 

Существует немало работ о влиянии соцсетей, в том числе негативном, на психику. К оценке этого эффекта подключились и экономисты. Первые их исследования давали неоднозначные выводы о связи между использованием социальных сетей и ментальным здоровьем (насколько благополучным человек себя ощущает, как справляется со стрессами, может ли плодотворно трудиться и т. д.). Одни авторы фиксировали положительный эффект, поскольку люди ощущают себя более вовлеченными в жизнь общества. Другие – негативный эффект, вызванный тем, что активные пользователи соцсетей чаще сравнивают себя с другими и это может способствовать развитию у них депрессии. Некоторые исследования не находили связи вообще. Но в последние годы ряд работ все же доказали: социальные сети влияют на ментальное благополучие.

Одно из самых известных экономических исследований провели Роберт Москер и его соавторы из Техасского университета, оценив экономические эффекты от использования Facebook*. Случайно выбранным добровольцам предлагалось за деньги отказаться на неделю от социальной сети. Это позволило измерить ценность соцсети для пользователей: $67 в неделю – за такую сумму они были готовы перестать ею пользоваться. Это немалая сумма для студентов (30% их еженедельного дохода), участвовавших в эксперименте. 

Затем начался второй этап исследования. Используя анкетирование до и после эксперимента, авторы проверили, как отказ от соцсети сказался на участниках эксперимента, в том числе на их ментальном здоровье. Те, кто отказался от нее, чувствовали себя лучше и благополучнее, чем члены контрольной группы, которые продолжали пользоваться соцсетью. Кроме того, экспериментальная группа стала лучше питаться и больше уделять внимания здоровью. 

Такой результат мешает сделать однозначный вывод, что именно отказ от использования Facebook* улучшил самочувствие людей. Снижение депрессивных настроений у членов экспериментальной группы может объясняться тем, что они стали больше времени уделять полезным для здоровья занятиям. Поэтому авторы исследования не смогли сделать вывод, что именно и в какой степени помогло людям поправить ментальное здоровье. 

 

Как определить ценность?Для этого экономисты используют два метода подхода – определяют высказанные (stated) и продемонстрированные (revealed) предпочтения. В первом случае у респондента напрямую спрашивают: сколько вы готовы заплатить, чтобы получить желаемый результат, товар или услугу? Но ответ на прямой вопрос далеко не всегда самый точный: человек может обмануть или не до конца понимать, насколько для него ценен данный предмет. Во втором случае изучается уже поведение людей: сколько они готовы заплатить за товар или услугу. Авторы вышеупомянутой статьи использовали подход Беккера – Дегрута – Маршака: человек называет максимальную сумму, за которую он согласен приобрести объект (в нашем случае речь идет о компенсации за отказ от объекта). Затем выбирается случайная сумма. Если она меньше той, которую назвал человек, то он обязан приобрести объект за эту меньшую сумму. Если же она оказалась выше, то человек ничего не получает и не платит. В таких экспериментах людям невыгодно обманывать, сколько они готовы заплатить, ведь если они назовут слишком большую сумму, то им, возможно, придется переплатить за товар, а если слишком маленькую, они не получат товар, хотя хотели бы приобрести его за такую цену. 

 

Хотя это исследование позволяет говорить, что соцсети влияют на ментальное здоровье, неделя – слишком незначительный срок, чтобы оценить их воздействие. Кроме того, оно не показало, как менялось использование соцсетей после эксперимента. Все эти недостатки устраняются в исследовании профессора Стэнфордского университета Ханта Алкота (на момент проведения исследования профессор Нью-Йоркского университета) и соавторов, которые провели похожий эксперимент, но с большим числом участников, которых отключили от соцсетей уже на восемь недель. Эксперимент подтвердил, что отказ от использования Facebook* повышает субъективное благополучие: люди больше удовлетворены жизнью, меньше тревожатся и меньше подвержены депрессии. Впрочем, хотя влияние и удалось установить, оно оказалось незначительным.  

Удалось ли людям хоть немного отвыкнуть от соцсетей? Участники тестовой группы рассчитывали на это – они планировали значительно меньше пользоваться социальной сетью, чем люди из контрольной группы. Опрос, проведенный через месяц после эксперимента, показал, что члены тестовой группы действительно используют приложение на 12 минут меньше, чем участники контрольной группы: в среднем 41 минута против 53 в день.

Что же нам мешает меньше пользоваться социальными сетями, если они столь вредны? Психологи говорят о зависимости от соцсетей. Экономисты подтвердили это. Эффект привыкания наглядно показала другая работа Ханта Алкота (на тот момент исследователь Microsoft) с соавторами. Они провели эксперимент, стимулирующий его участников меньше пользоваться соцсетями. 

Их разделили на две группы (третья – контрольная). Членам одной из них предлагалось $2,5 за каждый час, на который они сократят использование сетей в течение трех недель первого этапа исследования. Членам другой группы предлагалось самим определить, сколько времени они будут проводить в соцсетях, контролируя себя с помощью специального приложения. Результаты показали, что участники первой группы в среднем стали за день тратить на 56 минут (или на 39%) меньше на соцсети, чем члены контрольной группы. Даже когда эксперимент завершился, они проводили меньше времени в социальных сетях – в среднем на 19 минут. Эти результаты подтверждают, что люди могут как привыкнуть, так и отвыкнуть от «жизни» в соцсетях.

Казалось бы, люди должны снижать потребление товара или услуги, если осознают опасность формирования вредной привычки. Но есть проблема: люди переоценивают свою способность контролировать себя и считают, что их привычки останутся неизменными («искажение ожиданий» – projection bias). Это показало поведение второй группы. 78% ее участников ограничили время в социальных сетях и следовали этим ограничениям до конца эксперимента. Но они не стали брать на себя завышенные обязательства – за 12 недель наблюдения они сократили время, проведенное в соцсетях, лишь на 22 минуты (на 16%). К тому же по ходу эксперимента они начинали тратить на соцсети все больше времени.

Хотя люди хотели бы сами ограничить использование соцсетей, авторы отмечают, что спрос на коммерческие инструменты контроля невелик: всего 5% респондентов, которых изначально отобрали для эксперимента, использовали раньше такие приложения. Возможно, они слишком дорогие или неэффективные, делают вывод авторы исследования. 

Хотя эксперименты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, у них есть минусы. Они проходят не в естественных условиях, а выборка участников эксперимента может быть нерепрезентативна. Преодолевает это ограничение работа профессора Университета Боккони Луки Брагьери с соавторами, изучивших, как общение в Facebookпо мере роста ее популярности влияло на ментальное здоровье студентов американских университетов. Появление Facebook* негативно сказалось на психологическом самочувствии студентов. По своей силе негативный эффект составляет 22% от психологического удара из-за потери работы. Использование Facebook* способствовало росту количества студентов, которые страдают депрессией, – на 2 п. п. до 27%. Одна из причин – люди начинают сравнивать себя с другими. Так, особенно страдали студенты, которые могут считать себя хуже своих однокурсников, например, те, кто живет вне кампуса или происходит из нижних социальных слоев.

Конечно, и это исследование имеет ограничения. Ведь люди могут постепенно привыкать к влиянию соцсетей. К тому же не ясно, как соцсети влияют на других людей, а не на студентов. Из этих исследований нельзя сделать и выводы об общем влиянии социальных сетей на благосостояние, ведь выгоды от роста информированности и удобного способа коммуникации с близкими могут перевешивать потери из-за негативного влияния на ментальное здоровье. Однако знание о потенциальных проблемах может помочь властям в разработке регулирования (например, токсичного контента), людям – в принятии более осознанных решений, сколько времени тратить на социальные сети. Кроме того, авторы работы об аддиктивности социальных сетей сейчас дополняют это исследование, рассматривая возможные механизмы улучшения приложений, ограничивающих использование тех или иных устройств, например смартфонов.  

 

* Компания Meta, владеющая социальной сетью Facebook, признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России.