Статья

Почему рост налогов уже не остановить

Какая главная заповедь эффективной налоговой системы? Не мешай! Для развивающихся стран это особенно важно, говорит профессор Российской экономической школы Константин Егоров: налоги не должны создавать дополнительную неопределенность. Сейчас налоговые условия меняются – и в мире, и в России. Нагрузка может вырасти, поскольку государствам нужны деньги и на преодоление последствий коронакризиса, и на решение давно копившихся проблем, таких, например, как рост неравенства. Но кто из налогоплательщиков оплатит счет? Некоторые жертвы уже названы – транснациональные компании. Ищет источники доходов и российское правительство. О меняющемся налоговом мире, о новых условиях работы бизнеса, о будущих переменах – новый выпуск «Экономики на слух» с Константином Егоровым и партнером PwC в России Михаилом Филиновым.

Слушайте выпуск на нашем сайте, а также во всех подкаст-плеерах, а мы представляем вашему вниманию основные тезисы выпуска. 

 

Константин Егоров

 

Почему правительства намерены повышать налоги  

Сработало сразу несколько факторов: это и политика (призывы больше перераспределять через бюджет), и пандемия, и необходимость решать назревшие проблемы – например, роста неравенства и дефицита инфраструктуры.

Во многом повышение налогов – вынужденная мера. Бюджеты несли большие расходы на борьбу с пандемией, а еще сильнее наращивать госдолг становится слишком опасно – мировая экономика уже близко подошла к долговым кризисам. Поэтому нужно убедить инвесторов, что правительства смогут платить по долгам.

В целом рост роли налогов в экономике – это длительный тренд, которому есть два объяснения. Политическое: правительства готовы повышать расходы, но не готовы их снижать. И экономическое: по мере роста богатства общества растет и его спрос на услуги правительства. Например, люди все активнее требуют от правительства, чтобы оно решало экологические проблемы, а еще полвека назад такого запроса не было. Обсуждается выплата людям безусловного базового дохода. Можно сказать, что капитализм приводит к богатству, а богатство – к большому правительству.

 

Рост госрасходов или снижение налогов – что лучше в кризис?

Представьте, что вы правительство и у вас есть миллион рублей. Вы можете потратить его сами или отдать другому. Но люди часто не тратят полученные деньги, а сберегают большую их часть, из-за чего поддержка экономики снижается. И это аргумент в пользу того, чтобы тратить самому. Однако важно не только сколько будет потрачено, но и на что именно. Ведь деньги можно направить на создание вакцин или производство медицинских масок, а можно строить мост в никуда.

Можно использовать и налоговые инструменты, например, вернуть уплаченные налоги наиболее пострадавшим во время кризиса категориям населения. А так как этим людям не до сбережений, то большую часть денег они наверняка потратят. Тем самым можно и спрос в экономике увеличить, и неравенство снизить.

 

Налоги XXI века – на капитал

Исследования показывают эффективность налогообложения капитала. Но продумать систему подобных налогов не так просто. Ведь если просто повысить нагрузку на капитал, то снизятся инвестиции. Альтернатива – увеличить налоги на капитал сегодня, снизив налоги на капитал, который будут вкладывать завтра, то есть в будущем. Но выполнить это обещание сложно: послезавтра вдруг возникнет новая пандемия, бюджету понадобятся деньги и капитал окажется заложником властей.

 

Налоговая помощь экономике

Главная задача налоговой системы с точки зрения экономического роста – не мешать. Российская налоговая система неплохо справляется с этой задачей. Но есть неявный налог – риск, что в любой момент могут прийти и забрать бизнес. Это создает большую неопределенность. Увеличилась она и из-за внезапного отказа от плоской шкалы НДФЛ. А ведь важнейшая задача правительств развивающихся стран – снижение неопределенности, поскольку в этих экономиках она и так велика.

 

Налоги и мегатренды

Если все больше работы за нас будут делать роботы, то налоговая система может поменяться довольно сильно. Например, если будут распространяться беспилотные автомобили, то могут появиться налоги на них, которые затем будут распределяться в пользу лишившихся работы водителей. Другой мегатренд – рост ценности информации. Поэтому налоги с данных могут оказаться неплохой идеей.

 

А что Россия?

России тоже придется повышать налоги, поскольку население стареет, нагрузка на пенсионную систему растет, а нефтяные доходы нестабильны. В первую очередь может расти нагрузка на богатых. Но более высокое налогообложение их доходов может снизить стимулы заниматься бизнесом. Поэтому выходом может оказаться повышенное налогообложение потребления богатых, то есть предметов роскоши. Хочется верить, что в ответ они будут меньше вкладывать в дворцы и яхты и больше тратить на благотворительность.

Михаил Филинов

Налоги настоящего

Когда бизнес начал расти и стал международным, то возник вопрос: в бюджет какой страны бизнес должен платить налоги? На протяжении почти всего XX века ответ был ­– налоги надо платить там, где находятся активы и работники компании, где она добывает полезные ископаемые. 

Но теперь правила меняются, и возникло две идеи. Первая идея – зеленые налоги: рынки сбыта полезных ископаемых хотят получать определенные налоги от компаний, деятельность которых наносит ущерб экологии. Вторая идея – часть налогов компаний должна поступать в бюджеты тех стран, на рынках которых они работают и зарабатывают. 

И наконец, новая идея – с подачи США в мире может появиться минимальный налог на прибыль крупных корпораций (15%).

 

Налоги будущего

В будущем странам, на рынках которых международные корпорации зарабатывают, может оказаться недостаточно получать часть их налогов. Они могут захотеть большего – получать часть их прибыли, коль скоро она заработана не только компанией, но и потребителями. Это далекое будущее, так что время подготовиться к нему еще есть.

 

 Тезисы подготовлены Филиппом Стеркиным