Не экономика, а праздник

22.12.2023

Приближаются новогодние каникулы. Как они и другие праздники влияют на экономику? Массовый простой из-за лишних выходных уменьшает выпуск, но покупка подарков, поездки и прочие праздничные траты увеличивают потребление. Какие факторы вносят больший вклад и что об этом говорят исследования? 

 
Анна Левицкая

 

Сталкиваясь с замедлением экономического роста, государства нередко пытаются заставить экономику больше «работать», ограничивая возможности людей отдыхать, т. е. сокращая количество праздничных дней. Например, Дания, которой, как и многим другим развитым странам, все сложнее поддерживать прежние темпы экономического роста из-за сокращения доли работоспособного населения, со следующего года отменила один из государственных праздников – Великий день молитвы (Store Bededag), чтобы увеличить выпуск. Этот праздник отмечают в третью пятницу после Пасхи, т. е. он всегда приходится на будний день. Но стоит ли оно того? 

 

Невелика потеря

Благодаря отмене праздника количество рабочих дней в Дании вырастет с 222 до 223 дней в год, т. е., по самой грубой оценке, официальная продолжительность рабочего времени увеличится на 0,45% в год. Количество фактически отработанных часов вырастет еще меньше – по разным оценкам, на 0,14–0,34% (часть сотрудников может, например, взять больничный или отгул), пишет Гохар Минасян из МВФ. Аналогичного увеличения рабочей силы можно было бы достичь, снизив долю ранних пенсионеров на 2 процентных пункта (п. п.) или повысив уровень занятости иммигрантов и их потомков на 1,15 п. п.

При этом перед праздниками занятость может, наоборот, увеличиваться. Например, ритейлерам требуется нанять больше сотрудников, чтобы справиться с растущим потоком покупателей перед Рождеством. Но эффект длится недолго – с началом января занятость снова падает. 

Популярный способ оценить, во сколько экономике обходится тот или иной праздник, – сравнить годы, когда он выпадал на выходные и на будние дни. Если праздник выпадает на субботу или воскресенье (многие и так не работали бы), а выходной день не переносят, получается, что количество рабочих дней в году становится больше. Согласно подсчетам Лукаса Россо из Университета Чили и Родриго Вагнера из Гарварда, изучивших таким образом данные более 200 стран, в дополнительный выходной день рост ВВП сокращается примерно на 20% (по сравнению с выпуском в рабочий день). Эффект сильнее в тех отраслях, которые приостановят работу на праздниках (например, в промышленности), а вот в добыче или сельском хозяйстве, где работают независимо от праздников, эффекта нет. 

К похожим выводам пришли авторы еще одного исследования, где сравнивался эффект от праздников в 24 штатах Индии. Дело в том, что количество праздничных дней внутри страны сильно отличается: например, в 2016 г. в южном штате Андхра-Прадеш было всего 15 праздничных дней, в то время как в Западной Бенгалии – 35. В богатых штатах увеличение праздничных дней плохо влияет на экономику (при их росте на 1% экономический рост замедляется на 0,025%), а вот в бедных штатах эффекта нет – из-за высокой доли аграрного сектора (доля занятых в сельском хозяйстве может доходить до 77%). 

Еще несколько десятилетий назад праздники обходились экономике дороже. Франческо Эспозито из Католического университета Святого Сердца в Милане изучил, как выходные влияют на экономику Италии. В 1977 г. страна отменила несколько гражданских и религиозных праздников, создав таким образом условия для естественного эксперимента. Эспозито сравнил периоды с 1950 по 1976 г. и с 1977 по 2010 г. В середине ХХ в. дополнительный праздничный день действительно влиял на выпуск негативно, но затем праздники стали немного повышать экономическую активность (как минимум больше не снижают ее).

Эспозито связывает это с изменениями в характере труда: когда люди играли главную роль в производственном процессе, наверстать пропущенный рабочий день было почти невозможно. Но сейчас благодаря более высокой автоматизации компаниям проще корректировать уровень производства и при необходимости компенсировать простой во время праздников (похожим образом они подстраивают производство в сезон высокого или низкого спроса). 

Еще одна причина – это психология, считает Эспозито: праздники делают людей позитивнее и дружелюбнее, в том числе на рабочем месте, что способствует повышению производительности труда, кроме того, после перерыва они чувствуют себя более отдохнувшими и готовыми работать. И наконец, на экономике может сказывается рост туристической активности в праздники.

 

Мы славно поработали и славно отдохнем 

Праздники – это период высокой потребительской активности, который служит важным индикатором покупательной способности в целом. Например, в США на праздники в ноябре – декабре (День благодарения, Рождество, Ханука) в среднем приходится пятая часть всех розничных продаж, а в таких категориях товаров, как игрушки или одежда, доля еще выше. Высокий спрос в Рождество может в том числе упрощать компаниям вывод на рынок новых продуктов, а его сочетание с активным маркетингом (многие компании запускают специальные кампании к праздникам) может приводить к лучшему совпадению покупок и предложения, рассуждает экономист Тайлер Коуэн, сравнивая это с экспресс-знакомствами. 

По подсчетам британской консалтинговой компании CEBR, в государственные праздники розничные продажи увеличиваются на 15% в день, а у отелей и ресторанов – на 20%. 

Поэтому некоторые страны, наоборот, увеличивают количество праздников, чтобы стимулировать потребление. Например, в Гонконге дополнительный праздничный день в квартал позволил бы увеличить ВВП на 0,34%. 

 

Дорог не подарок 

Но насколько эффективен праздничный спрос? По мнению экономиста Джоэла Вальдфогеля, который посвятил этой теме отдельную работу «Чистые издержки Рождества», для экономики подарки – не что иное, как безвозвратная потеря ресурсов. Когда мы покупаем что-то сами себе, мы выбираем то, что нам нравится. А значит, стоимость такой покупки для нас как минимум равна, а может, даже выше ее розничной цены (за счет ее ценности в наших глазах). Но, выбирая подарки для других, нам редко удается на 100% угадать с выбором. А значит, стоимость подарка для его получателя снижается. Издержки, по оценкам Вальдфогеля, могут составлять от 10% до трети цены неподходящего подарка. Не стоит забывать и об альтернативной стоимости подарков – времени, которое мы потратили на их поиск.

С другой стороны, вручение подарков можно рассматривать не как разовый обмен бесполезными предметами, а как постоянную практику, которая расширяет социальные связи и укрепляет доверие между людьми, возражают экономисты Энтони Гилл и Майкл Томас. Дарение подарков, даже неподходящих, подтверждает, что человек готов отказаться от ресурсов в настоящем, чтобы сохранить отношения в будущем. А доверие чрезвычайно важно для рыночной экономики (об этом в выпуске «Экономики на слух»). 

Именно поэтому так важны общие выходные. В отличие от отпусков праздники предполагают, что у большого количества людей одновременно появляется свободное время. В результате им становится легче поддерживать социальные контакты, причем не только в сами праздники, но и в рабочие дни. Плюс увеличивается предельная полезность свободного времени: многие вещи, которыми люди занимаются в нерабочее время, доставляют больше удовольствия, если их можно разделить с другими (например, поездки), или даже невозможны без других (скажем, поиграть в футбол). 

 

Праздник инвестора

Известный феномен на американском рынке – так называемое ралли Санта-Клауса. Считается, что в последние пять торговых дней между Рождеством и Новым годом и два дня после праздников фондовый рынок США обычно растет. Американский аналитик Йель Хирш, основатель The Stock Trader's Almanac, обнаружил эту закономерность в 1972 г., проанализировав динамику рынка за 20 лет. Впрочем, к нашему времени этот рост стал символическим – в среднем 1,3%. Всего же с 1950 г. Санта-Клаус приходил 58 раз. Существует много версий, чем вызван оптимизм на рынках в конце года, – от приподнятого праздничного настроения и инвестирования рождественских бонусов до снижения активности институциональных инвесторов на время праздников. 

Приподнятое настроение царит на рынках не только в Рождество. Анализ хода торгов на американских биржах с 1963 по 2016 г. показал, что в дни перед 13 главными праздниками (от Дня святого Валентина до Рождества и Нового года ) доходность акций на 20 базисных пунктов выше средней.

По данным еще одного исследования, доходность акций преимущественно в мусульманских странах во время Рамадана выше и менее волатильна, чем в остальное время года.

«Проводниками» праздничного настроения обычно выступают частные инвесторы. Исследованиерынков 11 стран, которые отмечают Новый год не 1 января (например, китайский Новый год приходится на январь или февраль, тайский Сонгкран – на середину апреля, а израильский Рош ха-Шана – на сентябрь или октябрь), показало, что фондовые рынки, как правило, демонстрируют более высокие показатели в дни, предшествующие Новому году. 

Такая выборка позволила отделить эффект праздников от других факторов, например начала нового налогового периода (так называемый эффект января). Оказалось, что средняя доходность акций на всех рынках в месяц, когда отмечается Новый год, на 2,5% выше, чем в другие. По мнению авторов исследования, рост акций в канун Нового года объясняется общим позитивным настроем и денежными поступлениями в честь праздника (например, новогодними премиями). Особенно это характерно для наиболее популярных среди частных инвесторов акций. Поэтому и эффект Нового года проявляется сильнее в странах с более высокой долей розничных инвесторов.