Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Гендерное неравенство – это проблема женщин? Или мужчин тоже? Любой грамотный экономист выберет второй вариант ответа. Гендерное неравенство – серьезная экономическая проблема, которую мы обсуждаем в новом выпуске «Экономики на слух» с профессором Российской экономической школы Натальей Волчковой и партнером компании EY, руководителем программы «Деловые женщины» в России Софией Азизян.
Слушайте выпуск на нашем сайте, а также во всех подкаст-плеерах, а мы представляем вашему вниманию основные тезисы выпуска.
Филипп Стеркин
Мужчина, если не указано иное
Наталья Волчкова: Мир остается мужским, как и 100, и 200 лет назад, хотя ситуация зависит от сферы экономики. Есть области, которые считаются более женскими, например, в некоторых видах услуг больше половины работников – женщины. А в промышленности обратная ситуация. Но чем выше мы поднимаемся в иерархии, тем больше видим мужчин. Например, в сфере высшего образования это видно очень четко: когда проходишь по университету и смотришь на портреты профессоров, то видишь среди них почти сплошь мужские лица.
Неравенство проявляется и на рынке труда, и в предпринимательстве: одно связано с другим. Из-за гендерного разрыва в зарплатах женщинам-предпринимателям сложнее получить кредит в банке. Да и семьи предпочитают помогать в создании своего дела скорее сыну, нежели дочери.
София Азизян: В 2020 г. в последнем индексе женского предпринимательства Mastercard Россия заняла 22-е место, а по показателю улучшения положения женщин поднялась с 16-го на 3-е место. Гендерный разрыв в предпринимательской активности сократился с 47 до 16%. Тем не менее женщинам-предпринимателям куда сложнее получить помощь, чем мужчинам. Часто это скорее предпринимательство вопреки.
Цена для экономики
Наталья Волчкова: В целом в России и в развитых странах доля женщин на рынке труда близка к 50%, а в бедных странах разрыв может быть колоссальным. Для экономики это означает, что на рынке труда недостаточно представлена часть населения. И если гендерный разрыв будет сокращаться, то рабочая сила будет увеличиваться, а ВВП на душу населения – расти. По оценкам McKinsey, полное гендерное равенство могло бы увеличить мировой ВВП примерно на четверть (к 2025 г., оценки были сделаны в 2015 г. – ред.).
Экономика выиграет благодаря увеличению не только рабочей силы, но и разнообразия. Оно ценится и в биологии, и в экономике. Когда работают люди с разными точками зрения, с разным опытом, с разным подходом, то увеличивается выбор. Например, исследования на уровне муниципалитетов внутри одной страны показывали, что если в органах управления больше женщин, то увеличиваются расходы на социальную сферу, здравоохранение, образование, поддержку пенсионеров. Мужчины же предпочитают тратить бюджет на экономику или транспорт. Это показывает, насколько важен гендерный баланс в принятии решений. Именно поэтому его достижение является важным элементом устойчивого развития.
Устранение гендерного неравенства позволяет привлечь на рынок труда больше талантов. Растет производительность в экономике, в бизнесе, а значит, выигрывают все – и мужчины тоже. Например, исследование по американским компаниям финансового сектора показало, что в условиях роста конкуренции (из-за либерализации банковской сферы) выживали в большей степени организации, где работало больше женщин.
Неравное присутствие женщин на рынке труда говорит еще и о неэффективности государственных расходов на образование. Женщины получают высшее образование чаще, чем мужчины. И если они недостаточно представлены на рынке труда, значит, часть этих расходов государства не транслируется в производство товаров и услуг.
София Азизян: Женщины очень много дают бизнесу. Инклюзивная культура в компании повышает ее шансы увеличить рентабельность и производительность, удерживать таланты, позволяет улучшить репутацию и эффективнее оценивать потребительский спрос, растет капитализация.
Одна из особенностей женщин – они более лояльны, чем мужчины, которые готовы чаще менять работу, чтобы подняться выше по карьерной лестнице или больше зарабатывать. У женщин же за редким исключением нет ярко выраженной потребности занимать руководящие должности или очень много зарабатывать. Поэтому вкладывать в развитие, обучение, продвижение женщин – очень рациональная инвестиция.
Исследование, которое компания EY проводила в Африке в сфере микрофинансирования показало, что женщины возвращают почти 100% займов. А когда у них налаживается бизнес, то они тянут за собой все племя.
Штраф за бесплатную работу
Наталья Волчкова: В глобальном рейтинге гендерного разрыва, который составляет Всемирный экономический форум, Россия находится на 81-м месте. Почему так низко? Этот рейтинг состоит из четырех компонентов. По первым трем показателям – гендерное неравенство на рынке труда, в образовании и здравоохранении – результат России выше среднего, а вот по четвертому показателю – участие женщин в политике и управлении – Россия проваливается вниз и оказывается ниже гораздо менее развитых стран.
У этой проблемы советские корни. Советский Союз стал первой страной, которая активно использовала ресурс женщин, их вклад в развитие экономики был колоссальным. Но женское равенство в СССР можно назвать декоративным. Да, женщина работала, но делала еще и бОльшую часть бесплатной работы, в том числе по дому, по уходу за пожилыми и больными родственниками. Это была двойная работа. Поэтому ее карьерные возможности оставались ограниченными. Такой была типичная советская семья, и Россия унаследовала ее.
Мужская солидарность
Наталья Волчкова: Мужчины-руководители продвигают мужчин-подчиненных больше, чем женщин. Одна из причин – мужчины чаще общаются в офисах друг с другом не по работе, например в курилке. Это подтвердило исследование в американских компаниях – ограничение курения в офисе привело к сокращению гендерного разрыва.
София Азизян: Мужчинам проще, чем женщинам, находиться в зоне риска, например, они охотнее согласятся на должность, даже если не полностью соответствуют требованиям. Женщина же будет ждать, пока она на 99% будет соответствовать всем критериям.
Причина – разное воспитание. Если мальчик рискует, родители его похвалят, а девочку, как правило, отругают. Девочка обычно предпочитает играть по правилам и быть удобной для всех. Когда женщина-лидер ведет себя агрессивно, ее начинают сразу критиковать, а про мужчину скажут: настоящий лидер. Поэтому многие лидерские программы в компаниях направлены на то, чтобы вселить в женщин уверенность в себе.
Но корпоративная культура меняется. Растет спрос на горизонтальных, эмпатичных лидеров, которые могут быть гибкими. Люди устали от лидеров, которые используют лучшие качества сотрудников, не вознаграждая их должным образом.
Непридуманная проблема
Наталья Волчкова: В отчете России об устойчивом развитии, который в прошлом году был представлен в ООН, одной из целей названо снижение гендерного неравенства. Но в действительности власти не считают проблему серьезной. И это мешает выработке и проведению целенаправленной политики государства в этой сфере.
Российское общество очень традиционно, и часто приходится слышать, что гендерное неравенство – это придуманная западная, а не российская проблема. А это не западная и не российская проблема, это проблема экономическая.