1.13 – Насколько образованным было российское дворянство до Петровских реформ
3.55 – Была очень своеобразная позднемосковская допетровская интеллигенция, среда книжников
4.38 – Видна резкая разница между великороссийским и более образованным малороссийским дворянством
6.49 – Миф 1: у Петра I был четкий план образовательных реформ
8.44 – В середине 1710-х гг. выстраивается система, которая стремится к тотальной мобилизации дворянства. Как она сказалась на выстраивавшихся тогда карьерных траекториях
9.56 – И как создавались цифирные школы
10.36 – Попытка создать систему школ вступает в конфликт с мобилизацией дворянства: вроде вот школы, а кто там должен учиться?
12.22 – В представлении людей той эпохи образование было инструментом не социальной мобильности, а социальной стабильности
12.45 – Миф 2: была цель дать выдвинуться наиболее способным, невзирая на происхождение
14.21 – Миф 3: Петр хотел сломать хребет старой московской знати
15.38 – Петровская и послепетровская элита была почти полностью сформирована из потомков высшего слоя допетровской Руси
16.39 – Миф 4: Обучение шло из-под палки, преодолевая системное сопротивление элит
19.15 – Чем ближе к концу петровского царствования, тем меньше у представителей элиты остается возможностей выстраивать интересные лично им карьерные траектории
20.15 – Почему состоятельный дворянин мог предпочесть учебе службу рядовым в полку
26.00 – Как был перезаключен контракт власти и дворянства после Петра I
30.12 – Начинает формироваться четкий круг верхнего уровня среднего слоя элиты – upper middle class
32.03 – Его признаком становится образованность
33.25 – К вопросу о малочисленности бюрократии в Российской империи: в отличие от других стран не было большого промежуточного слоя между бюрократией и населением
34.40 – Петровская мобилизация убрала из провинции представителей элиты, за исключением крошечного аппарата местного государственного управления
35.02 – Новая цель: задача дворянина – не только служить в полку, но и управлять поместьем, быть проводником импульсов центральной власти, быть представителем Просвещения
35.39 – Читал Адама Смита и был глубокий агроном
37.35 – Воеводы соседних уездов буквально походами друг на друга ходили
41.12 – Как майорат в Великобритании способствовал формированию служилых элит
42.32 – Государева служба не позволяла полностью прокормить себя
43.53 – Какую роль играл чин и был ли он «крепчайшей гарантией ничтожества, низкопоклонства, продажности»
45.34 – Достойные – это те, кто вырос в достойных семьях, кто с молоком матери, глядя на портреты великих предков, впитал в себя достоинство, честь и доблесть!
47.32 – Была ли на службе меритократия
51.40 – Постоянно не хватало кадров для государственного управления, в том числе строящегося на новых принципах
53.39 – Приток недворян в систему высшего образования воспринимался как политически опасный
54.53 – Главный урок петровской образовательной модернизации – прямое принуждение не работает
«Экономика на слух» поговорила с профессором Шанхайского технологического института Игорем Федюкиным о петровских преобразованиях. Множество мифов существует вокруг этих реформ, и не одно столетие идут споры, как они сказались на развитии России. Конечно, в один подкаст не уместить подробный разговор обо всех преобразованиях Петра I, поэтому мы выбрали одну тему – как создавались новые (или менялись старые) элиты через канал образования. Что тут миф, а что правда? Мы рассматриваем период от Петра I до Великих реформ и даже дальше. Например, образование было инструментом социальной мобильности или социальной стабильности? Какую роль оно играло в карьере дворянина? Что мешало сформировать широкий класс образованной и эффективной бюрократии? Что построил и что разрушил Петр I и как его наследие развивалось дальше?
Пятнадцатый сезон подкаста выходит при поддержке Благотворительного фонда «САФМАР».
Все выпуски подкаста также доступны во всех подкаст-плеерах: полный список подкаст-плееров.