Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Выдающийся экономист Альберто Алесина, альпинист и горнолыжник, говорил, что для написания статей подходит лишь та погода, которая не позволяет идти в горы. Между покорителями горных вершин и учеными есть много общего, считает Максим Буев, профессор, проректор РЭШ и альпинист. В выпуске «Экономики на слух», приуроченном к двум знаменательным для альпинистов датам, он рассказывает об истории альпинизма, рассматривая увлечение опасными видами спорта через призму экономической теории. Экономика помогает объяснить и рост популярности этих видов активности, и готовность людей рисковать жизнью и здоровьем, и отношение к ним общества. Ну а горы, где «ненадежны ни камень, ни лед, ни скала», учат принимать решения в обыденной жизни, брать на себя риски, не путая их с неопределенностью, и играть с жизнью в бесконечную игру. Вы можете послушать этот выпуск, а можете почитать подготовленный на его основе текст.
В этом году мировое альпинистское сообщество вспоминает две важные даты. 100 лет назад британцы организовали свою третью экспедицию на Эверест, закончившуюся трагедией. Летом 1924 г. Джордж Мэллори и Эндрю «Сэнди» Ирвин двинулись к вершине и не вернулись. Их судьба до сих пор не ясна, и эта экспедиция породила одну из самых больших загадок альпинизма: удалось ли им покорить вершину почти за 30 лет до Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари.
Экспедиция 1924 г. собрала огромный объем научной информации о поведении человека на высоте, строении Эвереста, местной флоре и фауне. И до сих пор с севера на Эверест поднимаются фактически по пути Мэллори и Ирвина.
Другая знаменательная дата – 70-летие восхождения на вторую по высоте гору в мире К2. В июле 1954 г. итальянская экспедиция покорила эту гору, которая всего на 200 м ниже Эвереста, но восхождение на нее значительно сложнее и опаснее. Не случайно К2 называют Дикой горой.
В 1920-х были организованы три британские экспедиции на Эверест. Участниками были в основном ученые, медики и военные, которые отвечали за логистику и организацию лагерей. Не случайно отчеты о первых трех экспедициях так и назывались – «Разведка», «Осада» и «Финальная битва».
Как одна из ведущих, но увядающих империй, Британия искала способ показать свое величие. Проиграв битву за Северный и Южный полюса, она стремилась покорить «третий полюс» – Эверест. А общество, пережившее ужасы Первой мировой войны, жаждало позитивных новостей.
Но кроме социального был и индивидуальный запрос. Британский продюсер Грэм Хойланд в книге о Мэллори и Ирвине пишет, что интерес к горам был способом самоутверждения интеллектуалов того времени над более широкими слоями населения. Мэллори, выпускник и профессор Кембриджа, был связан с интеллектуальной группой Блумсбери, в которую входили такие выдающиеся личности, как экономист Джон Мейнард Кейнс и писатель Вирджиния Вулф. Ирвин был студентом Оксфорда. И то, что покорять Эверест шли профессор и студент двух ведущих университетов, придавало экспедиции романтический ореол. Горы манили таких людей, они искали способ выразить свое интеллектуальное преимущество, покорение горы становилось для них символом ницшеанского самоутверждения.
В СССР альпинизм тоже был занятием интеллигенции. Знаковые фигуры в отечественном альпинизме – братья Абалаковы, физик Евгений Тамм, композитор Лев Книппер.
Число участников экстремальных видов спорта продолжает расти, однако по-прежнему мало известно об их мотивации, пишет профессор австралийского Университета Южного Креста Эрик Бример, который занимается изучением экстремальных видов спорта.
Зачем же люди занимаются альпинизмом и другими опасными для жизни активностями и видами спорта? Ответ на этот вопрос предлагает поведенческий экономист Джордж Лоуэнстайн в статье, написанной около 25 лет назад.
Мыслители XVIII–XIX вв. разработали концепцию функции полезности, включавшую в себя психологические аспекты. Со временем под влиянием математики эта концепция была выхолощена и сведена к товарному потреблению: есть некая цель, которую мы пытаемся достичь, и наши предпочтения определяются набором аксиом (например, согласно аксиоме полной упорядоченности предпочтений потребителя, потребитель всегда может сказать, что либо один из двух наборов благ лучше, либо они равноценны. – GURU), говорит Буев. Альпинисты, цель которых – покорить гору, несмотря на тяжелейшие лишения, не вписываются в эту концепцию, отмечает Лоуэнстайн. Альпинизм, пишет он, никак нельзя понимать как опыт потребления, четыре мотива движут альпинистами и по крайней мере частично объясняют их увлечение: самосознание (самоуважение), достижение цели, мастерство и смысл.
Это возвращает нас к идеям классического английского философа Иеремии Бентама, который ввел термин «полезность» и включал в это понятие множество психологических аспектов. Таким образом человек посылает сигналы себе и обществу о своих способностях (о работах нобелевского лауреата Майкла Спенса о теории сигналов и о том, какой сигнал посылает выпускник престижного вуза, можно почитать здесь). Например, экстремальные виды спорта могут служить способом показать другим свою силу, смелость и навыки, доказать свою уникальность.
Альпинизм также связан с поиском смысла жизни и выходом за пределы комфорта, что позволяет взглянуть на жизнь с новой стороны. И конечно, альпинисты стремятся оттачивать свое мастерство и навыки, что также доставляет огромное удовольствие, описанное Бентамом как pleasure of skill. Мы из нейроэкономики знаем, что человек получает большее удовольствие не тогда, когда достигает цели, не в момент, когда стоит на вершине, а когда покоряет ее, предвкушая ждущую его победу.
Поиск свободы Обычно люди считают, что экстремалы любят риск. Но работа Бримера показала, что риск не является главной целью. Участники опроса признают, что могут погибнуть из-за ошибки, но это не означает, что они стремятся к риску. Они утверждают, что многие события повседневной жизни (например, вождение автомобиля) несут в себе риски. Они осторожны, дисциплинированны, хорошо подготовлены. Исследования, которые цитирует Бример, показывали, что в Великобритании коэффициент смертности среди альпинистов составляет 1:4000, для сравнения: среди мотоциклистов – 1:500, а в Норвегии среди бейсджамперов, т. е. людей, прыгающих с малых высот, коэффициент смертности составил 1:2317. Экстремалы скорее ищут свободы. Результаты опроса, проведенного Бримером, выявили шесть элементов свободы, которые они ищут: свобода от ограничений, свобода как движение, свобода как избавление от необходимости контроля, свобода как избавление от страха, свобода как единство и, наконец, свобода как выбор и ответственность.
Джон Нойл, который был оператором экспедиции 1924 г., пишет в своей книге, что есть много людей, которые смотрят на альпинизм как на бесполезную трату человеческой энергии с совершенно неразумными рисками для жизни и здоровья. И Нойл отвечает: пускай они так думают, пока лежат в постели и готовы в ней умереть, а мы ищем приключений, нам интересно посмотреть новые земли, получить духовную связь с природой. В более грубой форме высказался Владимир Высоцкий: «Так – лучше, чем от водки и простуд».
Лоуэнстайн сравнивает науку с альпинизмом: подобно альпинистам ученые стремятся к высоким целям и готовы преодолевать лишения ради успеха. С точки зрения традиционной функции полезности их деятельность тоже может показаться непонятной. Зачем этим заниматься? Затем, что мы пытаемся удовлетворить свои потребности, которые не связаны с товарным потреблением.
Слева: горный массив Уоткинса, Гренландия. Справа: Эльбрус (Максим Буев на фото слева)
Граница между человеком, увлекающимся опасными активностями, и экстремалом, безусловно, размыта, говорит Буев. Большинство фрирайдеров, например, не прыгают с высоченных скал и не совершают опасные спуски с отвесных вершин. Райнхольд Месснер (первый покорил все 14 восьмитысячников, в том числе стал первым человеком, поднявшимся на Эверест в одиночку и без кислорода), который считается альпинистом № 1 XX в., говорил, что приключение невозможно без вероятности умереть. Эта ненулевая вероятность умереть определяет экстремальность активности. Но конечно, в горах всегда есть опасность, которую невозможно точно предсказать, и может погибнуть самый подготовленный альпинист или горнолыжник.
Есть и adrenaline junkies – люди, которые зависят от адреналина и риска. Существует красивая, но неподтвержденная история о том, как знаменитый британский полярный исследователь Эрнест Шеклтон перед экспедицией в Антарктиду якобы разместил объявление в газете The Times: «Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха – честь и признание». Это объявление не нашли в архивах газеты, вероятно, это миф, но легенда гласит, что он получил 5000 ответов, в том числе от женщин.
«Для меня горы – это среда, в которой уходит шум обычной жизни и очень четко понятны цель и решения, которые нужно принять, чтобы достичь эту цель, понятен маршрут, и ты либо идешь, либо не идешь, либо да, либо нет, – говорит Буев. – И когда ты спускаешься в долину, пока еще свежи воспоминания, это очень помогает принимать решения в обычной жизни. Со временем налетает туман повседневности и обыденности, и тебе нужно снова идти в горы, чтобы получить этот заряд, который помогает более уверенно принимать решения в жизни».
В горах очень важно различать риск и неопределенность. Это разные понятия: мы понимаем, какие могут быть риски, можем просчитать их вероятность, а неопределенность – это неизвестность. Но наш мозг часто смешивает эти понятия, и мы завышаем вероятность негативных исходов. В горах же учишься принимать на себя просчитанные риски, и это помогает в обычной жизни. Это очень важное умение, поскольку чрезмерное избегание риска, как показывает поведенческая экономика, приводит к потерям.
Альпинизм и другие похожие активности – это пример бесконечных игр, когда цель – не получить награду, а продолжить игру (о бесконечных играх – в подкасте с Максимом Буевым). Один из самых ценных навыков в альпинизме – умение объективно оценивать ситуацию, сказать «нет» и вовремя развернуться. Даже если вершина всего в 100 м, нужно найти в себе силы остановиться, если условия ухудшаются.
В 1996 г. на Эвересте произошла трагедия (при восхождении погибло и пропало без вести более 10 человек), описанная Джоном Кракауэром в книге «В разреженном воздухе». В это же время начал подъем шведский альпинист Йоран Кропп, доехавший из Стокгольма до Эвереста на велосипеде. Не дойдя до вершины, он из-за плохой погоды развернулся и спустился. Позже он успешно поднялся на вершину и вернулся в Стокгольм на велосипеде, что показывает, как важно не рваться к вершине без оглядки на опасности. И это пример бесконечной, а не конечных игр, в которые играют люди, стремящиеся достигнуть цели ради награды. (Кропп погиб в 2002 г.)
В России альпинизм развивался как спорт, с олимпиадами и чемпионатами, что делало его конечной игрой. А на Западе до сих пор ведутся споры о том, что такое альпинизм: досуг, хобби, спорт или все, вместе взятое.
5547 м, спуск с горы Денали (Мак-Кинли) - высочайшей горы Северной Америки; Аляска, 2010 год
Хейке Пучан, который исследует влияние медиа и коммерциализации на экстремальные виды спорта, пишет, что увлечение экстремальными видами спорта – это не «просто вспышка, а знамение времени». С чем связан рост популярности опасных видов активности? Как учит поведенческая экономика, удовлетворив материальные потребности, люди начинают стремиться выделиться из толпы. Например, покупая люксовые бренды, люди посылают сигнал обществу о своей исключительности и статусе.
Однако в последнее время ценность люксовых брендов падает и все более широкие массы получают доступ к товарам, прежде доступным только очень богатым. Это наблюдается и в экстремальных активностях. Общество становится богаче, жаждет нового опыта, и на Эвересте можно увидеть сотни людей, ждущих очереди, чтобы подняться на вершину. Этот процесс является логичным развитием индустрии, превращающим некогда недоступное в массовое (разумеется, покорение Эвереста нестандартным маршрутом стоит очень дорого). Как говорят про альпийские вершины, сначала они кажутся невозможными, потом становятся маршрутом выходного дня, а затем превращаются в легкое времяпрепровождение для леди.
Падает и цена «входного билета». Предвестником массового альпинизма конца XX и начала XXI в. можно считать альпиниста Эрика Шиптона, который участвовал в британской экспедиции на Эверест в 1933 г. Он был известен тем, что предпочитал исследовать Гималаи при малых расходах: в 1930-х гг., когда экспедиции стоили около 10 000 фунтов, что было огромной по тем временам суммой, он организовал экспедицию на Эверест всего за 300 фунтов.
Большую роль сыграло совершенствование технологий, упрощающих и делающих более безопасным и комфортным экстремальный спорт. Это способствует развитию этих индустрий. Но технологии развиваются не сами по себе, а в ответ на спрос. Параллельно развивается и инфраструктура альпинизма, что позитивно влияет на экономики стран, где находятся популярные вершины.
В 1924 г. британцам потребовалось около 40–50 дней, чтобы пешком и на лошадях добраться от Дарджилинга в Индии до базового лагеря Эвереста в Тибете. Сегодня можно прилететь в Лхасу и на машине доехать до базового лагеря. Таким образом, цена доступа значительно снизилась.
Мировой рынок экстремальных активностей растет умеренно – менее 1% в год. Но он уже достаточно велик: по прогнозам, к концу десятилетия он достигнет $600 млрд в год, что сопоставимо с ВВП таких стран, как Швеция или Австрия. Но рынок действительно экстремальных активностей, когда существует высокий риск для жизни, несопоставимо меньше и составляет около $6 млрд. Большая часть этого рынка сосредоточена в Соединенных Штатах, где высок спрос на уникальный и экстраординарный опыт.
Есть и негативные последствия роста популярности альпинизма. Возникают серьезные экологические проблемы: эрозия троп, уничтожение растительности, много мусора – кислородные баллоны, старые палатки и другие отходы. На Эвересте можно увидеть груды мусора, а по последним данным, гора К2 по количеству мусора начинает обгонять Эверест, что свидетельствует о росте ее популярности и увеличении числа восходителей. Власти некоторых горных районов, таких как Аконкагуа в Аргентине, устанавливают строгие требования – альпинисты обязаны выносить весь свой мусор. Им выдаются специальные мешки, которые взвешиваются на выходе. Несоблюдение этих требований влечет за собой значительные штрафы.
*Фотографии из личного архива Максима Буева