Подписаться

Экономические пики: что люди ищут в горах и зачем занимаются экстремальным спортом

Проректор, профессор РЭШ Максим Буев 

2.07.2024

1.34 – Почему наш выпуск – про альпинизм или как 100 лет назад был, возможно, покорен Эверест 

3.14 – В 1920-е интерес к альпинизму в увядающей Британской империи был продиктован социальным запросом

4.23 – Почему интеллектуалы – хоть Британской империи, хоть СССР – стремились покорять горы 

9.11 – Какую полезность извлекают экстремалы 

9.36 – Два сигнала, которые посылает альпинист, и концепция Иеремии Бентама

11.47 – Из нейроэкономики мы знаем, что человек получает удовольствие на пути к цели, а не достигнув ее 

12.17 – Что общего между ученым и альпинистом с точки зрения традиционной функции полезности

14.22 – В горах уходит шум обычной жизни, цель ясна и ты либо идешь, либо не идешь

15.35 – В горах ты очень четко начинаешь разделять риск и неопределенность

19.03 21.30 – Бесконечная игра не ради награды, а ради того, чтобы оставаться в игре

19.29 – История альпиниста, приехавшего к Эвересту из Швеции на велосипеде

20.57 – Мы испорчены тем, что в России альпинизм стал развиваться как спорт

22.11 – «Но нет – никто не гибнет зря. Так – лучше, чем от водки и простуд»

26.30 – Что общего между экстремальным спортом и люксовыми товарами 

24.01 – Очередь на Эверест, или почему растет популярность экстремальных активностей 

27.05 – Эрик Шиптон – человек, который показал, что массовый альпинизм возможен 

28.27 – Шесть элементов свободы, которые ищут экстремалы

30.16 – Можно ли считать Петрарку основоположником альпинизма 

32.10 – История школьников, спасенных в пещере, или как обычные люди оказались супергероями 

34.12 – Дорогие экспедиции, как правило, могут себе позволить либо предприниматели, либо финансисты

34.57 – Подняться на Эверест по веревочке или своим маршрутом?

36.03 – Еще одно сравнение: что общего между экстремалами и предпринимателями

37.40 – Из опроса: настоящий бизнес начинается после того, как ты свои материальные потребности удовлетворил и начинаешь получать удовольствие от бизнеса

38.49 – Как альпинизм стал массовым

40.35 – Насколько велик рынок экстремальных активностей

41.05 – Богатство вызывает желание выделиться уже не потреблением товаров

41.37 – Как альпинизм влияет на экономику стран: примеры Швейцарии и Непала

44.43 – Груды мусора на Эвересте и К2 – баллоны кислорода, старые палатки. А еще – тела погибших альпинистов

48.52 – Альпинистская мечта Максима Буева

Описание

«Экономика на слух» решила отправиться в горы и поговорить про альпинизм и экстремальные виды спорта в целом с проректором и профессором РЭШ Максимом Буевым, который покорил пять из знаменитых «семи вершин» и побывал на высоте почти 7000 м. Выбор увлекающихся такими видами спорта людей, в том числе настоящих экстремалов, он рассматривает через призму экономической теории. Какую полезность извлекает человек, прыгающий на лыжах со скалы или покоряющий с риском для жизни горную вершину? Почему так выросла популярность этих видов спорта? И как это связано с ростом благосостояния? Максим рассказывает множество увлекательных историй: про зарождение альпинизма, его связь с пропагандой, армией и соревнованием империй, про первых европейских покорителей Гималаев, про влияние альпинизма на экономики стран, притягивающих людей своими вершинами. А еще мы говорим о том, что объединяет экстремала, предпринимателя и Джеймса Бонда, как горы учат понимать разницу между риском и неопределенностью и принимать решения, о нейроэкономике и поведенческой экономике. И наконец, о том, как общество относится к людям, которые считают, что «так – лучше, чем от водки и простуд». 

Четырнадцатый сезон подкаста выходит при поддержке Группы «Московская Биржа». 

Все выпуски подкаста также доступны во всех подкаст-плеерах: полный список подкаст-плееров. Google-подкасты закрываются, поэтому тем из вас, кто слушал наш подкаст на смартфоне с операционной системой Android, мы предлагаем перейти на плейеры Pocket casts или Castbox.