Как экономисты сравнивают страны

08.07.2024

Россия стала четвертой экономикой в мире по паритету покупательной способности и вернулась в число официально богатых стран. А вот по номинальному ВВП она выпала из десятки. Для чего нужны эти сравнения экономик? Об этом в одном из выпусков «Экономики на слух» рассказывала профессор РЭШ Наталья Волчкова. GURU публикует тезисы, подготовленные на основе этого выпуска и последних данных Всемирного банка.

 

Найти похожую страну

Для чего нужно сравнивать экономики между собой? В первую очередь – чтобы учесть чужой опыт. Этот опыт ограничен и во многом уникален. Важно не просто изучить и обобщить опыт разных стран, но и отобрать релевантный, поскольку в разных условиях одни и те же меры приводят к разным результатам. Поэтому так важно знать экономические условия других стран.

Чем, например, обернется повышение налогов? Приведет ли оно к расширению налоговой базы и росту доходов бюджета или же к росту уклонения от налогов и расширению теневой экономики? Это зависит от множества факторов: ситуации в экономике, собираемости налогов, готовности граждан и бизнеса платить больше бюджету, качества налоговых органов, банковской системы и т. д. Все эти условия могут довольно хорошо коррелировать с уровнем развития страны.

Выбрать сопоставимые страны очень сложно, а полностью одинаковые – невозможно. Поэтому мы ищем группу максимально похожих стран. Например, уязвимое место России – большая доля сырья в экспорте, что снижает устойчивость экономики. Цены сырьевых товаров в отличие от цен промышленных товаров очень волатильны, что приводит к нестабильности платежного баланса и валютного курса. И если мы хотим изучить опыт других стран, нужно отобрать для сравнения страны, сталкивающиеся с похожей проблемой: Бразилия, Норвегия, Венесуэла, Австралия, Саудовская Аравия и ряд других стран.

Кроме того, в экономических исследованиях используется метод создания синтетической страны. Мы определяем, какие факторы важны для конкретного вопроса (например, оценки эффекта повышения налогов), и уже по этим параметрам из набора стран создаем синтетическую, которая походила бы на нашу, например, за последние 10 лет. Она будет состоять, допустим, на 40% из Бразилии, на 30% из Австрии, на 10% из Норвегии, на 20% из Мексики. Конечно, при использовании этого метода возникают проблемы, но он позволяет получить вполне вменяемые оценки.

Одна из ключевых задач международных организаций, таких как ОЭСР, – это именно собирать опыт стран по решению разных проблем, изучать, какие факторы определяют успех тех или иных политик разных обстоятельствах. Россия, которая прежде была кандидатом в члены ОЭСР, учитывала собранный этой организацией опыт и применяла его в реформах.

 

Отобрать нужные показатели

Не существует универсальногонабора показателей, по которым можно сравнить состояние дел в любых странах и в любых условиях. Для конкретной задачи существует свой набор показателей. Например, ООН уже несколько десятилетий определяет группу наименее развитых стран, которые получают преференции при доступе на зарубежные рынки. Критерии периодически меняются, но со временем выработалось три группы показателей, релевантных для такого рода стран:

  • низкий уровень ВВП на душу населения за три года (менее $750 для включения в перечень и свыше $900 для исключения), что позволяет оценить благосостояние страны;
  • комплекс показателей, свидетельствующих о слабости людских ресурсов. Этот индекс реального качества жизни рассчитывается исходя из качества питания и образования, здоровья и уровня грамотности взрослого населения;
  • экономическая уязвимость, которая также оценивается на основе группы показателей: нестабильность сельскохозяйственного производства и экспорта, доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП, узость экономической базы, концентрация товарного экспорта, доля населения, перемещенного в результате стихийных бедствий.

 

Выбрать нужный ВВП

Размер ВВП – это оценка размера рынка, размера экономики. Ни о чем другом этот показатель больше не говорит. Для сравнения ВВП разных стран  переводится в доллары США. Но при таком подходе возникает серьезное искажение – долларовые цены одних и тех же товаров и услуг в разных странах отличаются. Получается, страны могут производить одинаковое количество товаров и услуг, но из-за разницы цен их номинальные ВВП будут отличаться.

Эта проблема решается с помощью оценки ВВП по паритету покупательной способности (ППС): этот метод позволяет сравнить количество произведенных товаров и услуг, не искаженное разницей цен. Так как в развитых экономиках цены выше, чем в развивающихся, то выравнивание цен автоматически приводит к увеличению ВВП последних. Например, номинальный ВВП России в 2023 г. – $2 трлн, а ВВП по ППС более чем втрое выше – $6,45 трлн (здесь и далее данные Всемирного банка).

Топ-10 стран по номинальному ВВП – США, Китай, Германия, Япония, Индия, Великобритания, Франция, Италия, Бразилия, Канада. Исходя из ВВП по ППС список будет другим: Китай, США, Индия, Россия, Япония, Германия, Бразилия, Индонезия, Франция, Великобритания. При этом Россия поднялась на 4-е место в списке стран по ВВП по ППС, но вылетела из топ-10 по номинальному ВВП, переместившись с 8 места на 11.

Безусловно, все сопоставления по ВВП имеют много недостатков, например, они учитывают объем, но не качество произведенных товаров и услуг (так, качество советских потребительских товаров было существенно ниже, чем западных). Еще один недостаток – при расчете ВВП не учитывается целый сегмент экономики, то, что производит домашнее хозяйство: выращенные на личном участке продукты, уход за детьми, за пожилыми, готовка еды. Подобное использование ресурсов экономики – и трудовых, и капитала – не учитывается в ВВП, что уменьшает его размер. Причем чем меньше развиты страны, тем в большей степени это искажает оценку ВВП, так как их жители больше готовят дома, реже ходят в рестораны, больше зависят от производства внутри семьи.

Когда лучше использовать для сравнения ВВП или ВВП по ППС? Для международный торговли имеет значение номинальный ВВП. Еще в 1960-е была сформулирована гравитационная модель торговли: чем экономика страны больше, тем с большим числом стран (при прочих равных) она торгует, расстояние же отрицательно влияет на торговлю. А для сравнения процессов, происходящих внутри стран, лучше использовать ВВП по ППС.

 

Разделить ВВП между всеми

ВВП по ППС или номинальный показывает размер экономики, а о благосостоянии ее жителей говорит уже ВВП на душу населения. Страны с большим населением находятся в числе лидеров по размеру экономики, но они не входят в число стран с высоким ВВП на душу населения. Россия по ВВП по ППС на душу населения, согласно расчетам Всемирного банка, на 58-м месте, а Китай и вовсе на 92-м.

Россия снова разбогатела 

Всемирный банк вернул России звание богатой страны. В качестве показателя он использует не ВВП на душу населения, а валовой национальный доход (ВВП плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные иностранцами) на душу населения. При этом он применяет рассчитанный особым методом валютный курс. К странам с высоким доходом он относит перешагнувшие рубеж в $14 005. Россия немного превысила этот порог с показателем в $14 250. К числу богатых стран Россия уже относилась в 2012–2014 гг.

Сравнивая даже близкие по ВВП на душу населения страны, нужно учитывать механизм формирования дохода на душу населения. Например, среди богатых стран выделяются сырьевые страны и промышленно высокоразвитые.

Также нужно учитывать, что ВВП на душу населения усредняет распределение дохода. При одном и том же ВВП на душу населения большинство жителей страны с высоким неравенством может иметь гораздо более низкий доход, чем жители страны с меньшим неравенством. Качество жизни с ростом неравенства падает, поэтому в странах с высоким неравенством может быть выше преступность.

 

В чем была польза от Doing Business

Исследование сравнения условий ведения бизнеса в разных странах (Doing Business), которое более 15 лет проводил Всемирный банк, было прекращено с достаточно большим скандалом из-за манипулирования данными. Но проблемы были связаны не с самим рейтингом, а с действиями исполнителей.

Сам же рейтинг сыграл во многих странах позитивную роль. В нем ставилась задача сравнить условия ведения бизнеса во всех странах – и в развитых, и в развивающихся. Это трудная задача – провести сопоставимые измерения в несопоставимых странах. Рейтинг использовал достаточно универсальные показатели, в основном количество требуемых документов, время и деньги, потраченные бизнесом на прохождение разных бюрократических процедур в разных сферах.

В 2012 г. был издан указ президента о том, что Россия должна в 2020 г. занять 20-е место в рейтинге, поднявшись на 100 строчек. В последнем рейтинге Doing Business-2020 Россия была на 28-м месте. Цель занять высокое место в рейтинге стала стимулом для улучшения административных процедур и упрощения условия ведения бизнеса.