Подписаться

Как была устроена советская киноиндустрия и как большевики использовали кино

Доцент Высшей школы экономики, преподаватель Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ Кристина Танис 

11.06.2024

2.03 – С самого начала большевики использовали кинематограф как главное средство медиакоммуникации и основу для создания советской культуры

2.37 – Четыре «почему» большевики сделали ставку на кино

3.57 – Политика кинофикации – превратить все население страны в кинозрителей

4.40 – Как были устроены киносети в советском государстве

6.35 – СССР, США, Германия – какие нарративы власти хотели донести через кино

8.43 – С чего начинается «Волга-Волга» и на что опирается фильм «Кубанские казаки»

9.47 – Чего и как хотел добиться с помощью кино Третий рейх

11.38 – Главные кинозвезды советского кино 1930-х – женщины

13.00 – Красивая женщина на экране, которая работает и поет, должна была направить энергию зрителя на труд

13.40 – Зритель поначалу не принял фильм «Летят журавли», героиня которого казалась слабой и столь непохожей на героинь Любови Орловой

15.25 – Очень советская концепция – ждать от искусства, что оно будет менять действительность, учить и воспитывать

17.32 – О чем Сталин поговорил с Эйзенштейном

18.15 – Переход от плакатной реальности сталинского кино к новому диалогу со зрителем в эпоху оттепели

19.45 – Как была устроена экономика советского кино

21.14 – Тираж как способ регулировать предложение

23.23 – Чем закончилась попытка коммерциализации кино

25.01 – Почему вскоре после войны начался период малокартинья

27.11 – Как зритель воспринимал трофейное кино и как изменилось это восприятие в 1980-е

30.35 – Почему советский зритель так любил индийское кино

32.52 – Десталинизация кино в 1960-е – как она проходила и что можно увидеть в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

36.08 – Как работала цензура и как мог появиться фильм «Комиссар»

39.09 – Никто не понимал, почему фильм может быть запрещен

39.31 – Как работала цензура в Голливуде

41.44 – Что ждало фильмы 1960-х во время застоя и где можно было посмотреть «Зеркало» Тарковского

42.42 – Как советское кино рассказывало о войне: три взгляда – при Сталине, Хрущеве и Брежневе

45.16 – Какую роль кино играло в национальной политике СССР

48.39 – В республиках можно было снять то, что нельзя было снять в Москве или Ленинграде. Примеры фильмов «Двое» и «Долгая дорога в дюнах»

48.57 – Чем закончилась попытка построить советский Голливуд

Описание

В новом выпуске «Экономика на слух» обсуждает очень необычную для нашего экономического подкаста тему. Кристина Танис рассказывает о советском кино, историю которого она изучает и преподает на Совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ. Почему большевики проводили политику кинофикации всей страны и как с помощью кино хотели ковать нового советского человека? Что устройство киноиндустрии может рассказать о советской экономике в целом? Снимались ли в плановой экономике фильмы по плану? Насколько жесткой была цензура? Чего ждал зритель от кино и почему многие сначала не приняли фильм «Летят журавли»? Как кино 1960-х проводило десталинизацию и что можно рассмотреть в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»?

Рассказывает Кристина и о том, как изучает кино со студентами Совместного бакалавриата. Разнообразие возможностей – принцип этой уникальной программы двух ведущих вузов: она не только дает сильную подготовку по экономике, математике и английскому, но и позволяет студентам выбирать предметы из самых разных областей – от литературы, истории искусств и менеджмента до продвинутой математики, анализа данных и программирования. Выпускники программы востребованы и в бизнесе, и в науке, поступают на PhD в ведущие университеты мира. Подробности о программе здесь.

Google-подкасты закрываются, поэтому тем из вас, кто слушает наш подкаст на смартфоне с операционной системой Android, мы предлагаем перейти на плейеры Pocket casts или Castbox.

Все выпуски подкаста также доступны во всех подкаст-плеерах: Apple PodcastsGoogle Podcasts«Яндекс.Музыка»Castbox и др. Полный список подкаст-плееров.

Четырнадцатый сезон подкаста выходит при поддержке Группы «Московская Биржа».