Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Казалось бы, что нового можно сказать про независимость центральных банков? Среди экономистов практически консенсус: подавляющее большинство поддерживают ее. Но политики постоянно пытаются указывать центробанкам, что делать. Возможно, потому, что они стали слишком независимы. Экономисты проанализировали данные с 1800 г. и выяснили, что самостоятельность центробанков последние десятилетия росла, как никогда, быстро, а различия в ее уровне сильнее всего проявляются в раскрытии информации и отчетности. GURU публикует краткий пересказ их колонки, опубликованной на сайте Центра исследований экономической политики (CEPR).
Перевод Маргариты Шолоховой
Независимость центробанков растет (подтверждения здесь и здесь), но постоянно находится под угрозой. Свежий пример – заявление кандидата на пост президента США Дональда Трампа о намерении в случае избрания влиять на решения Федеральной резервной системы (ФРС). Назире Нергиз Динсер (Университет TED), Барри Эйхенгрин и Джоан Мартинес (оба из Калифорнийского университета в Беркли) собрали и проанализировали данные с 1800 г. (8318 нормативно-правовых актов и положений о 120 центральных банках), чтобы проверить, как менялась независимость центробанков и с какими терминами она теснее всего связана.
В фокусе исследования была юридическая независимость: каждому центробанку присвоили числовой рейтинг на основе соответствующих положений его устава. При этом использовалась 16-балльная шкала, разработанная в 1992 г. Алексом Цукерманом с соавторами. Это самый популярный индикатор, который сегодня широко используется в академических работах, что облегчает сравнение с другими исследованиями.
Основной вывод: с 1980 г. независимость центробанков стала расти со скоростью, не имеющей исторических прецедентов, а уровень их юридической самостоятельности достиг невиданных значений
Независимость центральных банков (средний уровень за десятилетие, 1800–2021 гг.)
Причем это касается всех. Резкий рост независимости после 1980 г. характерен для центробанков, существовавших как в первой половине XIX в., так и созданных позднее – во второй половине XIX в. и первой половине XX в., а также основанных позднее.
Независимость центральных банков (LVAU), основанных в разное время
Видно, что начиная с 1920-х гг. рост среднего уровня независимости замедлился. После Первой мировой войны эксперты Лиги наций и эксперты, работавшие под эгидой Банка Англии, Банка Франции и ФРС, возглавили движение за создание автономных (выражаясь современным языком) центробанков. Как видно из нашего анализа, рост независимости в 1920-х – 1930-х гг. был связан с созданием ряда новых, поначалу относительно самостоятельных центробанков. Четыре последующих десятилетия средний уровень независимости продолжал расти, хотя и относительно умеренными темпами, причем для всех «возрастных» групп. Тогда закладывался фундамент для революции за независимость центробанков после 1980 г.
Случались и периоды отката. Во время Второй мировой войны независимость центробанков резко снизилась по очевидным причинам, но в 1950-х гг. ситуация изменилась. Так, например, ФРС во время войны была вынуждена подчинить свою политику установления процентных ставок требованиям минфина США, но вернула независимость в этом вопросе благодаря соглашению с министерством в 1951 г.
Присвоение числовых оценок различным аспектам юридической независимости на основе формулировок нормативно-правовых актов и уставов центробанков предполагает использование личного суждения при интерпретации соответствующих текстов. Поэтому мы сравнили наши результаты с результатами, полученными с использованием методов машинной обработки языка и машинного обучения. Мы проанализировали выборку из 90 свежих уставных документов мировых центробанков, используя машинно-векторную регрессию и тематическое моделирование.
Целью было определить, какие темы и термины имеют прогностическую силу для нашего индекса юридической независимости и предсказывают ли они более высокие или более низкие значения индекса. Мы выделили термины, указывающие на более высокий уровень независимости. Затем мы присвоили каждой группе слов или теме название на основе категорий из базы данных МВФ о законодательстве центробанков, в которой приводится классификация статей и абзацев соответствующих документов. Одна из этих категорий («Цели микропруденциального надзора») используется дважды, поскольку отдельные термины (например, «надзор», «финансы», «институты», «учреждение», «филиалы», «капитал») попадают в разные категории.
Темы на основании терминов из свода нормативно-правовых актов и уставов центробанков
|
Тема |
Термины и слова с наибольшим вкладом |
1 |
Руководящие органы: состав, срок полномочий, квалификационные требования, выдвижение, отбор, назначение |
надзорный, комитет, правление, руководитель, решение, парламент, денежно-кредитный, исполнение, заседание, правила, органы власти, представитель, регулирование, задачи, рекомендации, отчеты, участие, процедура (supervisory, committee, governing, chair, decision, parliament, monetary, execution, meet, rules, authorities, representative, regulation, tasks, references, advisory, reports, participation, procedure) |
2 |
Цели денежно-кредитной политики |
денежно-кредитный, политика, правление, исполнительный, функции, законодательство, финансовый, институты, источник, кредит, цели, государственный, полномочия, иностранная валюта, международный, управление, инструменты, счета, изменить (monetary, policy, governing, operating, functions, law, financial, institutions, source, credit, objectives, public, powers, foreign exchange, international, management, instruments, accounts, amend) |
3 |
Валюта в обращении и запасы |
монеты, банкноты, валюта, эмиссия, обращение, обмен, источник, законодательство, правовой, тендер, изменить, платеж, снятие, налог, деноминация, пошлины, деньги, замена (coins, notes, currency, issue, circulation, exchange, source, law, legal, tender, amend, payment, withdraw, tax, denominated, duties, money, replacement) |
4 |
Общие функции и полномочия |
задачи, политика, институты, финансовые, функции, кредит, компетентный, органы власти, договор, резервы, цели, положения, ссылки, относится, официальный, удерживать, осуществлять (tasks, policy, institutions, financial, functions, credit, competent, authorities, treaty, reserve, objectives, provisions, references, relates, official, hold, carrying) |
5 |
Цели микропруденциального надзора (1) |
надзор, организации, решение, надзорный, органы власти, соответствующий, участие, институты, процедура, задачи, сотрудничать, кредит, компетентный, рекомендации, финансовый, определяющий, близкий, относится (supervision, entities, decision, supervisory, authorities, relevant, participation, institutions, procedure, tasks, cooperate, credit, competent, references, financial, determining, close, relates) |
6 |
Председатель: квалификационные требования, срок полномочий, выдвижение, отбор, назначение |
председатель, директора, назначение, должности, законодательство, заместитель, управление, сроки полномочий, президент, лица, обязанности, администрация, исполнение, руководитель, правление, утверждение, организации, изменить (governor, directors, appoint, offices, law, deputy, management, terms, president, persons, duties, administration, execution, chairman, governing, provisions, approval, organizations, amend) |
7 |
Цели микропруденциального надзора (2) |
институты, кредит, законодательство, федеральный, учреждение, финансовый, санкционировать, надзор, процедура, требуется, применение, филиалы, регулирование, услуги, снятие, капитал, деятельность, предоставлять, свобода (institutions, credit, law, federal, establishment, financial, authorize, supervision, procedure, required, application, branches, regulation, services, withdraw, capital, activities, provide, freedom) |
8 |
Регулирующие полномочия |
финансовый, институты, регулирование, сектор, положения, учреждение, исполнительный, эмиссия, государственный, частный, надзор, деятельность, требуемый, ликвидность, капитал, кредит, общий (financial, institutions, regulation, sector, provisions, establishment, operating, issue, public, private, superintendence, activities, required, liquidity, capital, credit, common) |
9 |
Система подотчетности |
финансовый, изменить, подраздел, лица, комитет, относится, публиковать, резервы, министр, заявления, зарегистрированный, государственный, время, уведомление, необходимый, прямой, функции, полномочия (financial, amend, subsection, persons, committee, relates, publish, reserve, minister, statements, registered, public, time, notice, required, direct, functions, powers) |
10 |
Обязательства по раскрытию информации, прозрачности и отчетности |
законодательство, ценные бумаги, данные, лица, положения, предоставлять, правила, органы власти, сторона, необходимый, услуги, организации, государственный, запрашивать, системы, правовой, финансовый, ссылки, зарегистрированный, предоставлять, осуществлять, рынок (law, securities, data, persons, provisions, provide, rules, authorities, party, required, services, entities, public, request, systems, legal, financial, references, registered, submission, perform, market) |
11 |
Валютные операции центрального банка |
иностранная валюта, валюта, резервы, международный, ставки, денежно-кредитный, операции, операционный, активы, финансовый, определяющий, золото, кредит, эмиссия (foreign exchange, currency, reserve, international, rates, monetary, transactions, operating, assets, financial, determining, gold, credit, issue) |
Тема с наибольшим позитивным вкладом в объяснение различий в уровне независимости ЦБ связана с раскрытием информации, прозрачностью и обязательствами по отчетности. Это согласуется с гипотезой о том, что независимость и подотчетность неразрывно связаны и что прозрачность – это механизм, с помощью которого центробанки делятся информацией о своей деятельности, отчитываясь перед чиновниками и обществом. А наименьший вклад в объяснение различий в уровне независимости вносит тема полномочий в регулировании, в частности, рынка ценных бумаг. Они лишь усложняют мандат ЦБ, затрудняют подотчетность, тем самым усложняя обеспечение независимости.
Эмпирический анализ независимости центробанков остается плодотворной областью для исследований. Например, для дополнения факторов, обеспечивающих независимость де-юре, теми, которые определяют ее фактически, – как в работе Каролы Биндер, но с расширением исторической перспективы.