Статья

Негативный отбор: почему экономисты говорят про «лимоны»

Множество экономических терминов и понятий, сформулированных экономистами, употребляются совсем не только в экономических исследованиях, а некоторые и вовсе уже живут своей жизнью – в заголовках СМИ, речах политиков и даже мемах. В рубрике «GURU.Словарь» мы разбираемся, как появились и что на самом деле означают важнейшие понятия современной экономики. 

 

Отрицательный или негативный отбор (adverse selection) – это один из провалов рынка. В теоретическом идеальном мире, где провалов рынка нет, продавцы назначают цену на свои товары строго в соответствии с его качеством, ведь чем выше качество, тем больше ресурсов надо потратить в производстве. Покупатели же, точно зная качество всех товаров, решают, какой товар приобрести и по какой цене в зависимости от того, сколько они готовы заплатить за тот или иной уровень качества. Но в реальной жизни определить качество товара до его приобретения часто бывает непросто.

Представьте себе покупку подержанного автомобиля. Экономист Джордж Акерлоф, получивший Нобелевскую премию за анализ рынков с асимметричной информацией, в своей знаменитой статье, опубликованной еще в 1970 г., рассматривал как раз рынок подержанных машин и говорил о «рынке лимонов». «Лимоном» в американском сленге принято называть автомобиль с дефектами, о которых владелец узнает только после покупки. Покупатели не могут идеально оценить качество, ведь многие технические неисправности сложно оценить по внешнему виду или даже тест-драйву. В то же время продавцы хорошо знают, в каком состоянии автомобиль, который они предлагают. Это пример асимметрии информации – ситуации, в которой стороны сделки располагают неравным объемом сведений. 

Что в этом плохого? В примере с подержанными автомобилями покупатели, всегда опасаясь столкнуться со скрытыми дефектами, тот самый «лимон», всегда будут стремиться заплатить поменьше. Но при таком уровне цен продавцы хороших машин будут вынуждены уйти с рынка, поскольку они оценивают свои машины выше, а продавцы плохих машин, напротив, получат больше прибыли от сделок. Так работает отрицательный отбор: рыночное равновесие нарушено и плохие товары продаются по более высокой цене и в большем объеме. В результате общественное благосостояние снижается – по сравнению с идеальным миром с полной информацией. 

В реальной жизни отрицательный отбор встречается во многих ситуациях. Например, на рынке медицинского страхования. Страховые компании не могут знать всей информации о состоянии здоровья и образе жизни потенциальных покупателей полисов. Поскольку клиенты с хроническими заболеваниями или нездоровым образом жизни обходятся страхователям дороже, а отделить их от более здоровых на этапе продаже полиса бывает затруднительно, страховые компании завышают цены полисов. Это приводит к искажению: люди с хорошим здоровьем не захотят покупать страховку по слишком высокой для них цене. В итоге компания будет иметь дело все с большей долей более «проблемных» клиентов.

Отрицательный отбор может происходить и на рынке труда. Если у работодателей нет надежных способов оценить квалификацию кандидатов, они будут занижать зарплаты, чтобы не переплачивать недостаточно подготовленным сотрудникам. Но тогда по-настоящему способные не заинтересуются вакансией, потому что уровень оплаты труда не будет соответствовать их квалификации.  

Можно ли как-то исправить или преодолеть такие рыночные провалы? Участники рынка, которые обладают полной информацией, могут отправлять сигнал о качестве товара. Например, продавцы онлайн-платформ получают рейтинги пользователей, что позволяет потенциальным покупателем делать выводы о качестве товара, а соискатели на рынке труда дополнительно подтверждают свою квалификацию рекомендательными письмами или портфолио проектов. Кроме того, существуют законы по защите прав потребителя, которые позволяют вернуть товар ненадлежащего качества, что также снижает риски покупки плохого товара и помогает избежать искажений. Еще один способ решения этой проблемы – предоставление гарантий: с их помощью продавцы показывают, что уверены в качестве своего товара, то есть потребители получают дополнительную информацию. 

 

Подготовила Анастасия Небольсина