История европейских университетов: роль религии и академической мобильности в развитии

01.08.2024

Мобильность профессоров и преподавателей была характерной чертой университетов на протяжении всей их истории. Связи между учебными заведениями облегчали обмен рукописями и студентами, что способствовало повышению продуктивности ученых и распространению знаний. Профессор Католического университета в Лувене Дэвид де ла Круа и профессор Университета Сержи-Понтуаз Полин Моро проанализировали академический ландшафт Европы с 1000 по 1793 г., чтобы изучить связи университетов и роль каждого из них в европейской сети «высшего» образования того времени. Уделив особое внимание периоду Реформации, исследователи обнаружили, что она по-разному сказалась на протестантских и католических университетах. GURU публикует краткий пересказ их колонки на сайте Центра исследований экономической политики (CEPR).

Перевод Маргариты Шолоховой

Академическая мобильность имеет важнейшее значение для развития и качества университетов. Переезд ученых и исследователей из одного учебного заведения в другое позволяет им получить новые знания и делиться своими. Кроме того, мобильность профессорско-преподавательского состава обеспечивает академическую свободу и позволяет избегать нежелательного государственного контроля за образовательным процессом и исследованиями. Напротив, ограничение академической мобильности может замедлить обмен идеями и помешать прогрессу.

Мобильность профессоров и преподавателей была отличительной чертой университетов с момента их основания, что подтверждают различные исторические примеры (например, опыт Реймса XII в.). В нашем новом исследовании мы воспроизвели сеть европейских университетов на основе моделей академической мобильности.

На графиках ниже мы построили схемы, в которых каждая точка представляет собой один университет, а соединяющая их линия означает наличие ученого, работавшего в обоих учебных заведениях. Например, английский философ Роджер Бэкон (1219–1292 гг.) читал лекции в Оксфорде (ок. 1233 г.), а затем преподавал в Париже (ок. 1237 г.), став связующим звеном между двумя университетскими центрами. Эта связь способствовала обмену идеями, рукописями и студентами.

Мы разделили анализируемый период с 1000 по 1793 г. на семь эпох, основываясь на значимых исторических событиях вместо четких календарных столетий:

     образование первых ассоциаций профессоров и студентов, занимающихся вопросами образования, – с 1000 по 1199 г.;

     с момента основания Парижского университета в 1200 г. до 1347 г.;

     с начала второй пандемии чумы (черной смерти) в 1348 г. до 1449 г.;

     с изобретения печатного станка в 1450 г. до 1522 г.;

     с основания первого протестантского университета в 1523 г. до 1597 г.;

     с момента издания Нантского эдикта в 1598 г. до 1684 г.;

     с момента отмены Нантского эдикта в 1685 г. до упразднения всех французских университетов в 1793 г. во время Великой французской революции.

Расположение университетов на созданных нами схемах определяется не географией, религией или другими факторами, а стандартным алгоритмом Фрюхтермана – Рейнгольда, который группирует институты на основании их связей (чем они теснее, тем ближе точки на карте). Размер каждой точки пропорционален центральному положению университета. Таким образом, чем более центральное положение имеет точка, тем ближе она находится ко всем остальным. Толщина границы точки пропорциональна количеству профессоров, обеспечивающих связи университета.

В течение первого периода (1000–1199 гг.) Париж и Болонья становятся двумя наиболее важными университетами в Европе, что соответствует распространенному знанию об истории европейского образования. Важное значение также имеют средневековые клиники Монпелье и Салерно, а также Шартрская школа. Оксфорд (который расположен недалеко от Парижа) и Кембридж выделены другим цветом из-за их будущей протестантской принадлежности (после Реформации). Хотя официальная дата их основания приходится на более поздние периоды, некоторые университеты отмечены на схеме, поскольку ученые преподавали в соответствующих местах еще до учреждения университетов.

Сеть академической мобильности европейских университетов, 1000–1199 гг.

mobility-1

Во второй период (1200–1348 гг.) к влиятельной группе, в которую входят Болонья, Париж, Оксфорд и Монпелье, присоединяются Падуя, Авиньон (возможно, благодаря своей близости к папскому двору) и Тулуза. Тем временем известность Салерно идет на спад, а Шартр вообще пропадает со схемы. Кафедральные школы, подобные Шартрской, либо превращаются в университеты (как в Париже), либо вытесняются новыми институтами. Примечательно, что все университеты в то время были сосредоточены в пределах бывшей Римской империи.

Сеть академической мобильности европейских университетов, 1200–1348 гг.

mobility-2

После второй пандемии чумы (1349–1450 гг.) в Италии наступает эпоха Возрождения. Флорентийский университет (студиум), Римский университет Ла Сапиенца и Парма пополняют ряды центральных университетов. Многие другие итальянские образовательные учреждения также занимают видное место. По Священной Римской империи основываются новые университеты, в частности в Вене и Лувене, которые оказываются недалеко от центра графика. Между тем Саламанка и Вальядолид на Пиренейском полуострове остаются на периферии европейской сети, тогда как в Шотландии появляется первый университет – Сент-Эндрюсский.

Сеть академической мобильности европейских университетов, 1349–1450 гг.

mobility-3

В последний период перед Реформацией (1451–1522 гг.) появляются новые центры, некоторые из них в конечном итоге станут протестантскими, например Лейпцигский, Грайфсвальдский и Виттенбергский университеты. Париж остается на прежнем уровне, положение Лувена становится более центральным, а Оксфорд теряет свою роль.

Сеть академической мобильности европейских университетов, 1451–1522 гг.

mobility-4

В период Реформации (1523–1597 гг.) многие университеты начинают играть центральную роль в европейской академической сети, которая состоит из ядра с многочисленными взаимосвязями и периферии, в которой находятся университеты с меньшими связями. Синим цветом выделен новый тип университетов – те, которые были основаны иезуитами или в которых иезуиты играли ключевую роль. В то же время протестантские университеты объединяют различные конфессии: последователи англиканства выделены розовым цветом, лютеране – оранжевым, кальвинисты – желтым и пресвитериане – коричневым.

Сеть академической мобильности европейских университетов, 1523–1597 гг.

mobility-5

В период, когда во Франции терпимо относились к протестантизму (1598–1685 гг.), академическая сеть разделилась на два блока: протестантов и католиков. Католические университеты по-прежнему сохраняют центральную роль, но разделяются на два типа: светские (не управляемые конкретным монашеским орденом) и иезуитские. Главный из всех иезуитских университетов – Папский Григорианский занимает центральное место в их сети. Удивительно, что в этот период на графике не появляются голландские университеты, тогда как многие немецкие университеты оказываются на землях, охваченных Тридцатилетней войной.

Сеть академической мобильности европейских университетов, 1598–1685 гг.

mobility-6

В последний период (1686–1793 гг.) ситуация изменилась на противоположную, по крайней мере с точки зрения центральной роли конкретных университетов. Лютеранские, среди которых доминируют недавно созданные Геттингенский и Галле-Виттенбергский университеты, занимают центральное место, а за ними следуют кальвинистские университеты Голландии. Другие важные центры, включая иезуитские учебные заведения (за исключением Вены), теряют свою роль. Точки иезуитских университетов отмечены жирными линиями, поскольку профессора-иезуиты часто переназначались вышестоящими руководителями.

Сеть академической мобильности европейских университетов, 1686–1793 гг.

mobility-7

Разница между европейскими академическими сетями 1598–1684 гг. и предыдущих периодов выглядит поразительной. После Реформации и Контрреформации университеты разделились на две отдельные группы. Это разделение сопровождалось значительным сокращением связей между институтами, перешедшими в протестантизм, и теми, которые остались католическими: их доля упала с 27,51% всех связей до Реформации до 5,75% в 1598–1684 гг. К 1685–1793 гг. межконфессиональные связи сократились до 3,99%, что свидетельствует о длительном влиянии Реформации на академическую мобильность.

Чтобы оценить влияние Реформации на место университетов в общеевропейской сети, мы построили модели связей как с учетом фактора религии, так и без него. Оказалось, что при гипотетическом сценарии, в котором фактор религии отсутствует, отсутствовали и религиозные барьеры для академической мобильности. Этот анализ позволил рассчитать ожидаемую роль университетов в европейской сети в условиях единого религиозного пространства.

Сравнение двух смоделированных академических сетей показывает, что разногласия, вызванные Реформацией и Контрреформацией, имели преимущественно негативные последствия для университетов. Влияние религиозного фактора варьируется в зависимости от исторического периода, религиозной принадлежности университета и конкретных показателей оценки его роли в сети. Тем временем анализ научных публикаций показал прямую положительную корреляцию с принадлежностью университета к протестантскому движению вне зависимости от его места в европейской академической сети. И этот положительный эффект компенсировал негативные последствия сокращения связей протестантских университетов с другими институтами. Между тем католические университеты, утратив общеевропейские связи, потеряли и общие позиции в академической среде по сравнению с дореформенным состоянием.