Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Олимпиады давно стали частью образовательной культуры в России. Как они возникли, зачем нужны университетам, почему все больше школьников стремится принять в них участие и как устроено международное олимпиадное движение – эти и другие вопросы в подкасте «Экономика на слух» обсудили профессор РЭШ, председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по экономике Дмитрий Дагаев и заместитель проректора ВШЭ, президент Международной олимпиады по экономике Данил Федоровых. GURU рассказывает о самом интересном в этом выпуске.
Олимпиады в СССР появились почти 100 лет назад, и первыми были математические. Они стали продолжением системы математических кружков и вечерних школ – дополнительным способом заинтересовать талантливых школьников и показать им, что за рамками школьной программы существует гораздо более интересный и глубокий мир.
Экономические олимпиады – явление сравнительно новое. Первой олимпиадой считается Сибириада, существующая с 1994 г. Чуть позже, в 1996 г., появилась Всероссийская олимпиада по экономике. С тех пор родилось множество других состязаний, в том числе проводимые вузами перечневые олимпиады по экономике, финансовой грамотности, анализу данных и другим смежным темам.
Экономические олимпиады унаследовали от «классических» математических высокий стандарт: строгость формулировок, открытость для участников и глубину решаемых задач. Они позволяют выявлять и поддерживать талантливых школьников, становясь для них «билетом» в лучшие вузы страны.
Олимпиады проводятся во многих странах. Помимо национальных состязаний существуют и международные олимпиады, где соревнуются школьники, победившие на внутреннем отборе. В 2017 г. была реализована идея Дмитрия Дагаева и запущена Международная олимпиада по экономике (IEO). Первоначально в ней участвовало около 10 стран, с тех пор она набрала популярность и сейчас охватывает уже около 50 стран.
IEO включает туры по экономической теории, финансам и бизнес-кейсам и становится точкой сборки разных моделей преподавания экономики в школах по всему миру. На фоне успеха IEO стали появляться и другие международные состязания – как региональные, так и глобальные. Это пример того, как одна инициатива может запустить целую волну изменений в образовательной экосистеме, отмечают Дагаев и Федоровых.
Поддержка олимпиад – не только репутационный жест, но и стратегическое решение для университетов. Участие в организации олимпиад позволяет вузам привлекать сильных абитуриентов, определять стандарты и форматы отбора, продвигать свои образовательные программы. Олимпиады становятся и способом отстраивать образовательную политику: определять, что важно, и получать обратную связь со стороны будущих студентов.
Организация олимпиад – задача дорогая и трудоемкая. Нужны профессиональные составители заданий, члены жюри, организаторы и инфраструктура. Тем не менее университеты готовы инвестировать: они получают взамен талантливых студентов, формируют имидж и обеспечивают приток заинтересованных школьников.
Одна из ключевых проблем – неравный доступ к олимпиадам разных регионов. Школьники из Москвы и крупных городов имеют возможность посещать кружки, получать поддержку от школ и готовиться к олимпиадам системно. В регионах таких ресурсов часто нет. Кроме того, московские премии за участие и победу в олимпиадах создают стимулы переезжать в столицу, что ослабляет региональные школы и кружки. Одним из решений этой проблемы может быть улучшение образовательной системы комплексно путем, например, привлечения окончивших вузы олимпиадников к участию в олимпиадном движении в качестве преподавателей, составителей или членов жюри.
Кроме того, возникает множество онлайн-школ и платформ для подготовки к олимпиадам. И с учетом развития генеративных моделей создание контента становится дешевле, поэтому можно ожидать, что будет появляться все больше качественного полезного материала. Из устоявшихся источников, с которых начинало множество олимпиадников по экономике, участники подкаста рекомендуют iLoveEconomics – это библиотека задач и решений, которая в ближайшем будущем станет интерактивным порталом для подготовки.
Но онлайн-отборы, которые дают возможность поучаствовать в олимпиадах всем, несут в себе риски – в первую очередь связанные с нечестным поведением. Поэтому важны системы проверки, а также очные туры, на которых можно удостовериться в том, что участники сами решают задачи. Использование искусственного интеллекта (ИИ) или посторонней помощи легко выявляется, замечают участники подкаста, а последствия – репутационные и карьерные – слишком серьезны, чтобы рисковать.
Наряду с классическими олимпиадами появляются новые форматы, отвечающие современным трендам. Например, ИИ часто представляется проблемой, поскольку школьники и студенты могут с его помощью выполнять задания олимпиад или экзаменов. Но уже есть опыт его открытого использования – олимпиада ДАНО по анализу данных позволяет участникам использовать любые необходимые инструменты, в том числе ИИ. Создать и защитить проект, ответить на вопросы жюри, не разобравшись в теме, а просто скормив алгоритму данные, все равно вряд ли удастся. В итоге школьники получают опыт грамотного использования новых инструментов, которыми им придется пользоваться в будущем. Такая олимпиада стимулирует развивать более широкий взгляд, а не просто решать стандартные задачи.
Это отражает другой тренд – междисциплинарность. Современные олимпиады все чаще не вписываются в рамки одного школьного предмета. Например, олимпиада ДАНО требует знаний математики, программирования и экономики. Развитие таких форматов – отражение изменений на рынке труда, где все больше востребованы гибридные навыки.
С новыми форматами чуть острее ощущается сложность оценки выступления школьников. Однако эта проблема была и раньше – невозможно обеспечить абсолютно объективную оценку таких интеллектуальных состязаний. Поэтому главным остается формулировка четких правил игры, чтобы школьники понимали, на что обратить внимание, чтобы получить приз.
Олимпиадники создают ряд вызовов для университетов. Многие из них уже знакомы с частью учебной программы, теряют интерес и мотивацию, рано выходят на рынок труда или даже отчисляются. Университеты ищут способы адаптации: один путь – подготовительные курсы перед началом учебного года, чтобы познакомить с основными концепциям тех, кто прежде не занимался экономикой или имеет пробелы в математике. Другой подход – создавать группы с усложненным материалом для тех, кто хочет выйти за рамки классической программы. Но конечно, основная ответственность по-прежнему лежит на студенте. Он должен следить, чтобы не пропустить момент, когда начнется новый материал, наработанное преимущество использовать как точку старта для дальнейшего развития.