Олимпиадное движение: какие вызовы стоят перед ним

05.06.2025

Олимпиады давно стали частью образовательной культуры в России. Как они возникли, зачем нужны университетам, почему все больше школьников стремится принять в них участие и как устроено международное олимпиадное движение – эти и другие вопросы в подкасте «Экономика на слух» обсудили профессор РЭШ, председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по экономике Дмитрий Дагаев и заместитель проректора ВШЭ, президент Международной олимпиады по экономике Данил Федоровых. GURU рассказывает о самом интересном в этом выпуске.

 

От кружков к всеросу

Олимпиады в СССР появились почти 100 лет назад, и первыми были математические. Они стали продолжением системы математических кружков и вечерних школ – дополнительным способом заинтересовать талантливых школьников и показать им, что за рамками школьной программы существует гораздо более интересный и глубокий мир.

Экономические олимпиады – явление сравнительно новое. Первой олимпиадой считается Сибириада, существующая с 1994 г. Чуть позже, в 1996 г., появилась Всероссийская олимпиада по экономике. С тех пор родилось множество других состязаний, в том числе проводимые вузами перечневые олимпиады по экономике, финансовой грамотности, анализу данных и другим смежным темам.

Экономические олимпиады унаследовали от «классических» математических высокий стандарт: строгость формулировок, открытость для участников и глубину решаемых задач. Они позволяют выявлять и поддерживать талантливых школьников, становясь для них «билетом» в лучшие вузы страны.

 

Международный уровень

Олимпиады проводятся во многих странах. Помимо национальных состязаний существуют и международные олимпиады, где соревнуются школьники, победившие на внутреннем отборе. В 2017 г. была реализована идея Дмитрия Дагаева и запущена Международная олимпиада по экономике (IEO). Первоначально в ней участвовало около 10 стран, с тех пор она набрала популярность и сейчас охватывает уже около 50 стран.

IEO включает туры по экономической теории, финансам и бизнес-кейсам и становится точкой сборки разных моделей преподавания экономики в школах по всему миру. На фоне успеха IEO стали появляться и другие международные состязания – как региональные, так и глобальные. Это пример того, как одна инициатива может запустить целую волну изменений в образовательной экосистеме, отмечают Дагаев и Федоровых.

 

Почему университеты вкладывают в олимпиады

Поддержка олимпиад – не только репутационный жест, но и стратегическое решение для университетов. Участие в организации олимпиад позволяет вузам привлекать сильных абитуриентов, определять стандарты и форматы отбора, продвигать свои образовательные программы. Олимпиады становятся и способом отстраивать образовательную политику: определять, что важно, и получать обратную связь со стороны будущих студентов.

Организация олимпиад – задача дорогая и трудоемкая. Нужны профессиональные составители заданий, члены жюри, организаторы и инфраструктура. Тем не менее университеты готовы инвестировать: они получают взамен талантливых студентов, формируют имидж и обеспечивают приток заинтересованных школьников.

 

Вызовы равенства и доступности

Одна из ключевых проблем – неравный доступ к олимпиадам разных регионов. Школьники из Москвы и крупных городов имеют возможность посещать кружки, получать поддержку от школ и готовиться к олимпиадам системно. В регионах таких ресурсов часто нет. Кроме того, московские премии за участие и победу в олимпиадах создают стимулы переезжать в столицу, что ослабляет региональные школы и кружки. Одним из решений этой проблемы может быть улучшение образовательной системы комплексно путем, например, привлечения окончивших вузы олимпиадников к участию в олимпиадном движении в качестве преподавателей, составителей или членов жюри. 

Кроме того, возникает множество онлайн-школ и платформ для подготовки к олимпиадам. И с учетом развития генеративных моделей создание контента становится дешевле, поэтому можно ожидать, что будет появляться все больше качественного полезного материала. Из устоявшихся источников, с которых начинало множество олимпиадников по экономике, участники подкаста рекомендуют iLoveEconomics – это библиотека задач и решений, которая в ближайшем будущем станет интерактивным порталом для подготовки. 

Но онлайн-отборы, которые дают возможность поучаствовать в олимпиадах всем, несут в себе риски – в первую очередь связанные с нечестным поведением. Поэтому важны системы проверки, а также очные туры, на которых можно удостовериться в том, что участники сами решают задачи. Использование искусственного интеллекта (ИИ) или посторонней помощи легко выявляется, замечают участники подкаста, а последствия – репутационные и карьерные – слишком серьезны, чтобы рисковать.

Изменение форматов: ИИ, междисциплинарность и проекты

Наряду с классическими олимпиадами появляются новые форматы, отвечающие современным трендам. Например, ИИ часто представляется проблемой, поскольку школьники и студенты могут с его помощью выполнять задания олимпиад или экзаменов. Но уже есть опыт его открытого использования – олимпиада ДАНО по анализу данных позволяет участникам использовать любые необходимые инструменты, в том числе ИИ. Создать и защитить проект, ответить на вопросы жюри, не разобравшись в теме, а просто скормив алгоритму данные, все равно вряд ли удастся. В итоге школьники получают опыт грамотного использования новых инструментов, которыми им придется пользоваться в будущем. Такая олимпиада стимулирует развивать более широкий взгляд, а не просто решать стандартные задачи.

Это отражает другой тренд – междисциплинарность. Современные олимпиады все чаще не вписываются в рамки одного школьного предмета. Например, олимпиада ДАНО требует знаний математики, программирования и экономики. Развитие таких форматов – отражение изменений на рынке труда, где все больше востребованы гибридные навыки.

С новыми форматами чуть острее ощущается сложность оценки выступления школьников. Однако эта проблема была и раньше – невозможно обеспечить абсолютно объективную оценку таких интеллектуальных состязаний. Поэтому главным остается формулировка четких правил игры, чтобы школьники понимали, на что обратить внимание, чтобы получить приз. 

Олимпиадники в университете: мотивация, риски, адаптация

Олимпиадники создают ряд вызовов для университетов. Многие из них уже знакомы с частью учебной программы, теряют интерес и мотивацию, рано выходят на рынок труда или даже отчисляются. Университеты ищут способы адаптации: один путь – подготовительные курсы перед началом учебного года, чтобы познакомить с основными концепциям тех, кто прежде не занимался экономикой или имеет пробелы в математике. Другой подход – создавать группы с усложненным материалом для тех, кто хочет выйти за рамки классической программы. Но конечно, основная ответственность по-прежнему лежит на студенте. Он должен следить, чтобы не пропустить момент, когда начнется новый материал, наработанное преимущество использовать как точку старта для дальнейшего развития.