Подписаться

Как культура влияет на развитие экономики

Президент, профессор РЭШ Шломо Вебер и член Ассоциации профессиональных директоров АНД Анна Ярвиц

24.05.2021 (Выпуск 8. Сезон 2)

Таймкод

 

01.58 — Почему экономика так мало внимания уделяла культуре

04.10 — О культурно-исторической памяти, Столыпинской реформе и отношении к приватизации

05.48 — Историческая память сохраняется на сотни лет

06.20 — Шломо Вебер о своем культурном коде

08.52 — Подход — мы приедем и расскажем, как надо делать бизнес, не работает в России

09.00 — А вот какой подход работает в России. В России надо быть своим

10.40 — Мы выросли в периоды очень больших изменений и привыкли принимать решения

11.42 — Иногда в России надо принять некие факты и не пытаться задавать вопросы, на которые ни у кого нет ответа

12.43 — Культурная формула роста азиатских экономик

14.16 — Величие некоторых религий — сохранить свою основу, адаптируясь к изменениям

15.00 — Экономика в Библии

15.25 — Как язык влияет на развитие экономики и стремление к сбережениям

17.08 — Религия и язык определяют, кто мы есть

22.29 — В России преодоление важнее монетарного успеха

22.53 — Как смена поколений создает спрос на новых лидеров

24.08 — Российский потребитель — один из самых лучших

25.30 — Презрительное отношение к обогащению мешает развитию бизнеса; нужна поддержка государства

27.22 — Дружба отличает российскую культуру от многих других. Друг — он навсегда

28.47 — Отношение к власти — это часть культурного кода. Мы делегируем «наверх»

33.33 — Важен не просто рост экономики, но и как он распределяется по разным регионам и социальным группам

34.58 — Экономическая политика должна быть основана на общих принципах, но учитывать разнообразие России

 

Описание

Культура имеет значение? Бесспорно, и ее влияние на экономику может быть решающим. Именно в культуре мыслители прошлого видели причины богатства и процветания или бедствия народов. О культурном коде экономики и бизнеса — новый выпуск «Экономики на слух». Религия, язык — определяют, кто мы есть, но культурного детерминизма не существует, говорит профессор и президент РЭШ Шломо Вебер. Мы живем в эпоху перемен, у новых поколений новые запросы, считает и гостья нашего подкаста Анна Ярвиц, член Ассоциации профессиональных директоров АНД, топ-менеджер, возглавлявшая российские подразделения международных корпораций.

Второй сезон подкаста выходит при поддержке Россельхозбанка.

Тезисы

Шломо Вебер о влиянии культуры

Экономика уделяла недостаточно внимания культуре, потому что была слишком молода. Много времени ушло на выработку базовых принципов, и только выстроив фундамент, молодая наука обратила внимание на культуру, на то, что эти базовые принципы по-разному работают в разных странах.

Культура, культурно-историческая память очень важна. Она сохраняется надолго, на сотни лет. Например, регионы, которые сопротивлялись столыпинской реформе в начале ХХ века, выступали против приватизации в конце ХХ века. И наоборот — в одних и тех же регионах поддерживали и столыпинскую реформу, и приватизацию. В Германии регионы, где было больше еврейских погромов, голосовали за нацистов.

 

Анна Ярвиц о корпоративной культуре

Вопросу корпоративной культуры придается очень большое значение. Есть определенный порядок внедрения этих принципов, ценностей, традиций в странах, где международная корпорация работает, и Россия не исключение. Но в России подход: мы приедем и расскажем, как надо действовать, — не работает. Россия не настолько гостеприимна. Здесь надо быть, конечно, все-таки своим.

Национальная особенность России — высокая степень интуитивности, духовности, неготовность к светским беседам, но способность к большим, широким дискуссиям, к глубокой дружбе. Есть фанаты наших особенностей, которым нравится делать бизнес в России, нравится взаимодействовать с российским офисом и приезжать в Россию для того, чтобы научиться чему-то новому.

Мне с трудом верится, что высоко централизованная культура может помогать развиваться предпринимательской культуре внутри российского офиса. В России готовы принимать решения и брать на себя ответственность, для нас это комфортная бизнес-среда. Конечно же, глобальным офисам следует больше доверять российскому менеджменту. 

 

Шломо Вебер о языке и религии

Религия и язык определяют, кто мы есть, и, конечно, влияют на экономические отношения. Например, конфуцианский подход, в котором все построено на уважении, доверии к монарху, учителю и отцу, способствовал более быстрому развитию экономики. Протестантские страны до сих пор относятся к числу наиболее развитых, хотя их лидерство уже не так очевидно.

Величие некоторых религий — сохранить основу и в то же время адаптироваться к изменениям. Иудаизм продемонстрировал эту гибкость. Некоторые религии оказались менее гибкими.

Исследования показывают и влияние языка на экономику. Носители языка, в котором есть прямая связь между будущим и настоящим временем, больше вкладывают, откладывают на будущее и меньше тратят. Лингвистическое разнообразие тоже является очень важным элементом экономического развития. Есть исследования, которые показывают, что чрезмерное лингвистическое разнообразие способствовало политической нестабильности в Африке, что стало тормозом для экономического роста.

 

Шломо Вебер об отношении в России к деньгам и бизнесу

Российской культуре не свойственно стремление к обогащению, и этим может объясняться негативное отношение к бизнесу. Но без развития малого и среднего бизнеса не будет и  развития экономики. Государство должно его поддерживать.

 

Анна Ярвиц 

Суперположительных коннотаций с человеком из бизнеса или с богатым человеком в России, наверное, нет. Во многом это связано с проблемами бедности. Но не только. В России преодоление важнее финансового успеха.

 

Шломо Вебер о разнообразии России

В России география, колоссальные расстояния являются очень существенным фактором, влияющим на развитие. Нужно проводить креативную экономическую политику — с едиными принципами, но учитывающую культурные особенности регионов.

 

Анна Ярвиц о новых лидерах и смене поколений

В офисах появились три поколения, работающие вместе. И это, на мой взгляд, приведет к существенным изменениям культуры компаний, особенно учитывая, что поколение Y является малочисленным и находится в «сэндвиче» между X и Z.

Запрос на лидеров-героев, безусловно, уменьшился, практически до нуля. Нужны, как сейчас говорят, горизонтальные лидеры, коммуникаторы. Лидеры, поддерживающие, опекающие, являющиеся группой поддержки, помогающие своей команде. 

 

Шломо Вебер об отношении к власти

Отношение к власти — это часть культурного кода России: мы делегируем «наверх».

Но молодые поколения вырастают с запросом на диалог. У них абсолютно другое отношение к иерархии. Поэтому роль государственного управления должна снижаться, а роль государственной координации повышаться.

 

Тезисы подготовлены Филиппом Стеркиным