Как выиграть в игре, в которой могут победить все

11.03.2024

Результат в игре зависит от того, как и в какую игру вы играете. Этот принцип можно назвать общим и для учебы, и для инвестиций, и для бизнеса, и для жизни в целом. Наибольшего успеха добиваются те, кто перешел от игры конечной к игре бесконечной, считает профессор, проректор РЭШ Максим Буев: от игры с призами и пьедесталами к игре, в которой призом становится сама игра. О бесконечных играх он рассказывал «Экономике на слух», а GURU публикует основные тезисы этого выпуска: о всепогодном портфеле инвестора, политике, элитах, экономическом росте, истории BlackBerry, «пари Паскаля» и о том, как же перейти к бесконечной игре.

Филипп Стеркин

Что такое игра для экономиста

Игра – это оптимизационная задача. Есть некое равновесие, от которого игрокам невыгодно отклоняться, и, чтобы добиться этого, им нужно в ситуации неопределенности определить стратегию и последовательность шагов с учетом вероятности того или иного события. Поэтому очень часто в экономике и математике игру изображают именно в виде «дерева шагов».

Зародившаяся в математике теория игр оказала огромное влияние на разные науки: социологию, политологию, экономику. Классический пример игры – это холодная война, которую США вели с Советским Союзом, используя теорию игр. Коммуникация, переговоры людей – все это области, где она может использоваться. 

Какие бывают игры 

Обычно игры представляют себе в виде состязания, которое должно закончиться вручением призов, победителями на пьедестале и списком участников турнира, расположенных в зависимости от того, насколько они были «быстрее, выше, сильнее». На этом в игре ставится точка. Но всегда ли это так? В действительности и приз в игре, и ее границы зависят от отношения к игре. У игр может вообще не быть границ, о чем пишет американский философ и историк Джеймс Карс в книге «Конечные и бесконечные игры», опубликованной в 1986 г.

Как следует из ее названия, Карс делит игры на два типа. В конечные люди играют, чтобы выиграть: есть цель, известны игроки и правила и должен быть исход. В бесконечных играх иная цель – не выиграть, а остаться в игре, что требует совсем другой ментальности. Могут измениться правила, участники, границы игры – она будет продолжаться, пока останутся игроки. Примеры таких игр – и бизнес, и инвестиции, и политика, и собственно жизнь. 

Разница между двумя типами игр очень конкретная, но, чтобы понять ее, требуется определенное ментальное усилие. Как только ты начинаешь получать удовольствие в первую очередь от самого процесса игры, ты совершаешь переход к бесконечной игре. Тебе в принципе не важно, выиграешь ты или нет, ты понимаешь, что бывают взлеты, бывают падения, главное – продолжать. Эту разницу отражает поговорка There are Old Climbers and Bald Climbers, but there are no Old Bald Climbers, т. е. «Есть старые альпинисты, есть отчаянные альпинисты, но не бывает старых отчаянных альпинистов». Отчаянные альпинисты играют в конечную игру, и эта игра для них порой быстро заканчивается. Другие альпинисты просто любят ходить в горы. Этот принцип – получай удовольствие скорее от процесса, нежели от результата любой ценой – и есть граница между двумя типами игр.

У игрока с бесконечным мышлением нет врагов, а есть другие игроки, которые учатся на его примере и на примерах которых учится он, поскольку реальный соперник в бесконечной игре – это вы сами. 

Пример разницы между двумя типами игр – это государство и культура. Государства рано или поздно исчезают, их границы, названия, режимы меняются, но цивилизация продолжает жить. Даже наследие цивилизации индейцев, которые местами были почти полностью уничтожены европейскими завоевателями, сохраняется до сих пор.

В политике автократия, безусловно, конечная игра, а демократия – это последовательность конечных игр в виде электорального цикла в бесконечном процессе.

Очень наглядный пример из жизни – изучение иностранных языков. Допустим, человек сказал: «Я выучил итальянский язык». А что значит «выучил»? Можешь объясниться в кафе? Можешь читать Умберто Эко в оригинале? Или даже Данте? Это все разный уровень. 

Игра в бизнес

Книга Карса – очень непростая и философская – имела серьезное влияние. Его концепцию описал в более практическом применении для бизнеса Саймон Сайнек в книгах The Infinite Game («Бесконечная игра») и Start With Why («Начни с почему»). В самом простом изложении его идея будет выглядеть так: есть победители – они играют в бесконечную игру – и есть проигравшие, которые играют в конечную игру. 

Сайнек дает три совета. Первый – бизнес нужно вести не ради денег, должна быть более высокая цель, которую, в принципе, невозможно достичь, но к которой компания постоянно движется и тем самым развивается. Второй – нужно сколотить команду из исполнителей и клиентов, которые объединены общими ценностями и видением. Третий – гибкость, готовность переделать бизнес-модель, начать все сначала, понимая, что людей, клиентов, которые вам верят, вы не потеряете.

Apple для Сайнека – пример компании, ведущей бесконечную игру. Пример, напротив, конечной игры – история BlackBerry, компании, про которую недавно был снят фильм. Эта канадская компания стала сначала символом успеха, а потом символом провала. Причина – нежелание адпаптироваться: вместо того чтобы менять свою модель, BlackBerry бросила все силы на борьбу с iPhone. 

Пример такой бесконечной игры бизнеса – ESG. Существует политическая задача ограничить потепление 1,5–2 градусами. Можно спорить о достижимости этой цели, но само движение к ней является благом. Его можно сравнить со знаменитым «пари Паскаля»: лучше верить в бога, чем не верить в бога. Ведь если бога нет, то ты ничего не теряешь, веря в него. Если же бог существует и ты в него веришь, то проживешь достойную жизнь и попадешь в рай, а если не веришь, то окажешься в аду. 

Лишние KPI 

Игрокам, которые привыкли к конечным играм, нужно все время достигать какого-то результата, им нужны KPI и другие понятные ориентиры. Они движимы не благородной целью, а конкретным результатом. 

Но эффективность, KPI – это характеристики конечной игры. Поэтому систему KPI в менеджменте уже считают устаревающей. В чем ее смысл? В том, чтобы поддерживать мотивацию людей, потому что за выполнение KPI они получают бонусы и продвигаются по карьерной лестнице. Но это может иметь побочные эффекты: менеджеры начинают работать на выполнение KPI, а не на общую цель компании. Например, менеджер банка может раздувать кредитный портфель, глава компании – ее капитализацию, чтобы получить бонус, хотя их достижения могут создавать риски для бизнеса. 

Ущербность такого подхода наглядно продемонстрировал мировой финансовый кризис. Он показал, насколько велика в финансовом секторе проблема шорт-термизма: KPI мотивировали менеджеров играть в конечные игры, раскачивать лодку, что привело к масштабному кризису. Он, в свою очередь, побудил регуляторов заняться изменением KPI, чтобы они стали более долгосрочными: вам дают бонус, но получаете вы его не в конце этого года в зависимости от стоимости компании на фондовом рынке, а по ее средней капитализации за три последующих года. 

Безусловно, какие-то KPI нужны, чтобы поддерживать мотивацию и оценивать прогресс. По таким отсечкам мозг оценивает движение, это создает ощущение прогресса. Но за решением микрозадач легко потерять макрокартину. Именно поэтому Сайнек говорит о важности заряженной команды. 

Задача менеджера – создать конечные игры в бесконечной игре, цель – продолжение игры с ощущением прогресса. Пример проекта, где успешно используется такой подход, – приложение для изучения иностранных языков Duolingo.

Игра в инвестиции

Историк Питер Бернстайн написал книгу «Против богов. Укрощение риска» об истории риска – о том, как люди на протяжении веков воспринимали риск, неопределенность, вероятность. Он пишет, что долгосрочная цель – это ориентир в окутанном туманом будущем. И это очень точное описание процесса инвестиций: не зная, что впереди, мы должны преследовать долгосрочную цель. 

Мы не должны быть краткосрочными трейдерами, которые часто торгуют, и, хотя некоторые из них порой могут оказаться на коне, только очень-очень немногие постоянно обыгрывают рынок. Почти невозможно годами противостоять более опытным игрокам, институциональным игрокам с колоссальными ресурсами. Задача – быть инвестором, а не трейдером, сформировать и сохранить капитал, избегая серьезных потерь. На этом и основаны все стандартные базовые советы инвесторам: четко определить цель, диверсифицировать риски, учесть системные риски, понять, какие риски вы психологически готовы принять, и в зависимости от этого составить инвестиционный портфель. Это отношение к потерям – ключевое свойство характера, которое нужно выработать любому человеку, выходящему на фондовый рынок. Нужно сразу сказать себе: вероятность того, что я потеряю 10 или 20% портфеля, не нулевая, а очень значительная, но, если я буду играть вдолгую, у меня будет в итоге больше денег. Тогда задачей становится оставаться на рынке, выработав определенные привычки, базовая из которых – регулярно откладывать деньги. Пусть это будет по чуть-чуть, но капитал будет расти как снежный ком в силу сложных процентов. 

Существует много простых концепций портфелей, например всепогодный портфель Рэя Далио или вечный портфель Гарри Брауна. Идея очень простая: положить в портфель активы, которые будут по-разному реагировать на изменения на рынке. Например, если вы распределите портфель поровну между четырьмя разными типами активов – золотом, деньгами (краткосрочные облигации), долгосрочными облигациями и акциями (пусть даже это индекс акций), то в долгосрочной перспективе ваш портфель немного обыграет инфляцию, т. е. понемногу у вас будет становиться все больше денег. 

В этом и состоит идея бесконечной игры: поскольку ваш единственный соперник – вы сами, то задача – сделать так, чтобы завтра было лучше, чем вчера. Часть вашего портфеля может сильно сокращаться, но остальные сегменты вытянут, и в итоге вы избежите сильных потерь. Психологическая задача – сформировать портфель и забыть о нем примерно на год.

Разумеется, в бесконечной игре на фондовом рынке инвестор ведет много конечных игр, но с достаточно долгосрочным горизонтом: купить дом, оплатить образование детей, скопить на пенсию. По сути, это очень похоже на стратегию бесконечной игры.

Игра в денежную политику

На принципе бесконечной игры основана денежно-кредитная политика последних десятилетий. Есть экономический тренд и колебания вокруг тренда, и цель макрополитики – создать условия для того, чтобы тренд был восходящим, желательно под хорошим углом. Поэтому задача центральных банков – максимально погасить колебания вокруг тренда, а успеха экономика достигает за счет создания благоприятных условий для бизнеса, развития образования, здравоохранения, науки.

Но что создает условия для такого развития? Оксфордский профессор Стефан Деркон в книге «Ставка на развитие» пишет, что устойчивый экономический рост появляется, когда элиты начинают играть вдолгую, когда они понимают, что если они хотят быть элитами, то должны создать систему, которая бы помогала обществу быть сытым и довольным, и тогда люди будут продолжать считать их элитой. 

Игра в образование

Образование сегодня стало бесконечной игрой – люди учатся всю жизнь, потому что жизнь меняется и знания устаревают. Очень показательный пример – это научная работа, диссертация. Бывает, что человек никак не может ее закончить, потому что хочет написать идеальную работу. Но это неверный подход: нужно понять, что ты ученый, а не автор одной работы, что диссертация – это только ступень в твоем развитии. Нужно закончить конечную игру и начать вести бесконечную.