Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Цифровые платформы и рынок труда – этой теме был посвящен недавний выпуск «Экономики на слух». Какие они создают возможности и как их использовать, рассказывали выпускница Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ Надя Котова, которая после получения PhD Стэнфордской высшей школы бизнеса ушла в LinkedIn, и Павел Пикулев, председатель Ассоциации финансовых аналитиков и сооснователь профессиональной соцсети EMCR. Они делятся рекомендациями, как составлять резюме и использовать силу слабых связей в поиске работы. А еще в подкасте есть отдельный блок о том, что происходит с рынком аналитиков. GURU публикует основные тезисы этого выпуска.
Филипп Стеркин
Надя Котова: Соцсети увеличивают силу слабых связей. Как ни странно, но люди чаще находят работу через знакомых, чем через лучших друзей. Этот парадокс объясняется тем, что знакомых у нас гораздо больше, чем близких друзей, а потому суммарная вероятность найти работу через знакомых гораздо выше.
К тому же слабые связи еще и очень разнообразны. Мой коллега показал на основе данных LinkedIn, что слабые связи позволяют людям находить работу в совершенно разных индустриях, расширяя тем самым наш выбор.
Павел Пикулев: IТ-платформы помогают взаимодействовать членам разных сообществ, хотя, строго говоря, сами не являются социальной сетью. И соцсети, и платформы, на которых эти соцсети функционируют, были всегда. Такой платформой были городские площади (о чем пишет, в частности, экономический историк Нил Фергюсон в книге «Башня и площадь»). Другой пример – синагоги, где люди могли получить помощь или вместе начать бизнес-проект. IT-платформы – это лишь новая оболочка для соцсети.
Н. К.: В теории, когда у людей больше возможностей найти работу, а у компаний – талантливого сотрудника, им проще создавать взаимовыгодные пары, что должно привести к росту средних зарплат и производительности в экономике. И социальные сети помогают расширять эти возможности. На практике тем не менее все не так просто.
Данные LinkedIn показывают, что вакансии делятся на две категории: популярные и непопулярные. К чему это приводит? Одни работодатели долго не могут найти подходящих работников, а на других обрушивается поток резюме, которые они не в состоянии изучить, и в итоге хорошие специалисты могут остаться незамеченными. И чем шире становится соцсеть, чем она глобальнее, тем сложнее ей определить, кто соответствует вакансии. В итоге она просто вынуждена заваливать рекрутеров резюме.
П. П.: На мой взгляд, большие платформы исказили мотивацию рекрутеров, превратив их в операторов платформы. Рекрутеры привыкли думать о найме в категории воронки – собрать как можно больше резюме, а потом отобрать из них наиболее подходящее. Они просеивают тонны песка, чтобы случайно найти жемчужину, и в итоге стабильно игнорируют качественных специалистов. На рынке высококлассных сотрудников, на дефицитном рынке труда это неправильный подход: нужно понимать, кто именно и зачем вам нужен, в чем ценность вашего работодателя.
Плохо понимая это, рекрутер не может менять критерии поиска. Наниматель увидит, что соискатель не соответствует вакансии, но подходит для другой работы, поэтому нужно его брать, перераспределив обязанности внутри команды. В большинстве случаев рекрутер не способен принять такое решение, он не знает идеально бизнес и потребности заказчика. Поэтому заказчики лучше, чем рекрутеры, формулируют запрос, но не умеют упаковать его так красиво, как рекрутеры.
Н. К.: Очень сложно попасть на интервью, если просто подать заявку на LinkedIn, скорее всего, на нее просто никто не откликнется. Обязательно нужно искать в компании друга, знакомого, который может представить вас рекрутерам, показать резюме нанимателю.
В чем поможет соцсеть? Она покажет, где сейчас работают члены вашего сообщества и есть ли интересные позиции в компаниях, в которых они работают. Например, мне платформа помогает отслеживать карьерный путь выпускников РЭШ и Стэнфорда. Если я буду искать работу, я начну с просмотра вакансий на LinkedIn, а найдя интересный вариант, посмотрю, кто из моего сообщества работает в этой компании, напишу ему или ей, отошлю свое резюме и т. д. Соцсеть сводит нас вместе.
П. П.: Для начала нужно определить, кого считать аналитиками. Моя специализация – макроэкономика, это суперузкий рынок, людей в основном ищут напрямую, все более-менее друг друга знают.
Рынок таких аналитиков во всем мире очень сильно сокращался после кризиса 2008 г. Из-за того что регуляторы ограничили финансовые риски, которые могут брать на себя крупные банки, снизились их доходы, а с ними – бюджеты на аналитиков. Инвестиционные фонды столкнулись с ростом пассивного инвестирования и снижением комиссий, что тоже вынудило их сокращать бюджеты на аналитиков. Начала снижаться доля профессиональных инвесторов и расти количество розничных. Такие компании, как Robinhood и «Тинькофф», вывели на рынок множество розничных инвесторов, которые не знают, как инвестировать, что такое акция, облигация, опцион, но тем не менее активно торгуют. Их надо образовывать, но оказалось, что индустрия не приспособлена к этому. Во-первых, аналитики привыкли общаться с управляющими хедж-фондов, а не с людьми, которые даже базовых представлений не имеют о финансовых инструментах. Во-вторых, этих инвесторов миллионы.
Получается, предложение аналитики сжалось, а спрос вырос колоссально, в том числе со стороны бизнеса. Аналитика сейчас нужна везде: вы запускаете, делаете, покупаете бизнес – его нужно анализировать. Вы запускаете отдельный продукт внутри компании – нужно проанализировать его влияние на финансы, на другие продукты, всевозможные каннибализации и кросс-эффекты, оценить это все в деньгах и дать информацию менеджменту для принятия управленческих решений. Дата-аналитика, продакт-аналитика, стратегическая аналитика, консалтинг, маркетинг – все это о том, как построить бизнес, как создать продукт, который принесет деньги инвесторам. Спрос на аналитику колоссальный и сильно превышает предложение, а предложение не всегда соответствует спросу.
Но и нанимателям нужно учиться правильно пользоваться аналитиками. Мы не хрустальный шар, который предсказывает будущее, мы скорее навигатор, который предлагает несколько маршрутов, а по мере движения еще предлагает их корректировать. И управляющий должен выбрать, по какому пути пойти.
П. П.: В демографической пирамиде России люди 20–35 лет через пять лет будут самым дефицитным ресурсом, медианному сотруднику будет 40–45 лет. Этим людям сложно переучиваться, и советы менять карьерную траекторию ближе к теории, чем к практике. И дело не только в том, что это сложно психологически. Для рекрутера главное – релевантный опыт: он ищет человека, который на прежнем месте работы делал примерно то же, что нужно заказчику. Получается, что не удастся свернуть со своего пути без серьезной потери в доходе. А мир меняется, поэтому так много разочарованных и потерянных людей 40–50 лет, которые не могут сменить карьеру, даже если захотят. В той или иной степени это характерно для многих стран, ведь мир стареет.
Н. К.: Миграция между индустриями действительно довольно редкое событие. На практике один из лучших способов поменять карьерную траекторию – учиться. Например, получить степень MBA. Образовательные программы позволяют найти новое сообщество, расширить сеть контактов, встретить возможных инвесторов, будущих коллег, работодателей. То же можно сказать и про смену индустрии – без образовательного диплома это будет сделать сложно, поскольку опыт работы очень ценится. Степень PhD позволила мне расширить возможности выбора, но думаю, что мой карьерный рост мог бы быть похожим, начни я работать в IT сразу после РЭШ вместо учебы на PhD.
Н. К.: Резюме должно демонстрировать компетенции, которые я делю на три категории: лидерство, профессиональная экспертиза и способность довести дело до конца.
Самая распространенная ошибка, которую я встречала, – нехватка в резюме деталей, которые бы подчеркивали эти компетенции. Например, недостаточно примеров конкретных результатов, размытые фразы. Так, люди, которые переходят из науки в бизнес, часто ограничиваются перечислением своих исследований и датой публикации. Для академического резюме этого довольно, но не для бизнеса. Бизнес хочет знать, что именно ты сделал, когда писал статью, какие навыки использовал, какой был результат. Нужно, например, указать, что вы проанализировали данные по продажам 1 млн объектов недвижимости в США, используя Python, регрессионный анализ и другие эконометрические методы, и обнаружили способ повысить эффективность рынка недвижимости на 10%. Это произведет большее впечатление, чем просто название статьи и год ее публикации.
Нужно внимательно читать описание заинтересовавшей вас вакансии и стараться составить резюме под нее, отразить именно те навыки, которые нужны для этой работы.
П. П.: Невозможно составить одно резюме на все случаи жизни. Для каждой цели и индустрии нужно по-разному упаковать свой опыт и подавать резюме именно туда, куда ты хочешь попасть.
С какими проблемами сталкиваются выпускники вузов? Открываю резюме: прекрасная академическая успеваемость, кажется, можно сразу брать стажером. Но в профиле указано, что работал в непонятной конторе непонятно кем. И если работодатель редко, но все же может посмотреть такое резюме, то рекрутер сразу отправит его в корзину, даже не посмотрев, что это блестящий выпускник ведущего вуза.
Выпускнику нужно пытаться преодолеть барьер отсутствия опыта – показать не только отличную успеваемость, но и какими навыками он обладает, описать участие в проектах, демонстрирующих инициативность: студенческие клубы, профсоюзы, сообщества, волонтерство. На горизонте двух лет мотивация всегда бьет опыт, поэтому ищут горящие глаза. Но, к сожалению, мотивацию очень сложно показать в резюме, а до собеседования доберется далеко не каждый.
Н. К.: Тренд последних лет – удаленная работа. Казалось, после пандемии ковида она открыла больше возможностей для работодателей расширить географию найма и снизить затраты на оплату труда. На деле же мы наблюдаем обратное: доля вакансий, которые обещают или гарантируют удаленную работу, падает – за год вдвое примерно с 20% в прошлом мае. А спрос на удаленные вакансии, напротив, очень большой – около половины всех заявок претендует на вакансии с удаленной работой. Мне кажется, что рынок будет двигаться к гибридной удаленно-офисной работе. Хотя в последние месяцы мы видели небольшое падение количества вакансий и в этом сегменте. Посмотрим, что покажет следующий год.