Статья

Интернет-бизнес: последний вагон или все только начинается?

В подкасте «Экономика на слух» Илья Широков, создатель Joom Group, и основатель IT-компании Genesis Владимир Многолетний вспоминают, как зарождался интернет-бизнес в России, как в него пришли деньги, строят прогнозы. И спорят, что главное в формуле успеха – случай, или же удача улыбается подготовленным.  Какими качествами нужно обладать, чтобы создать крупный бизнес? Как российский бизнес становится международным и почему порой это единственный шанс сохранить его и продолжить расти? Почему важен чужой опыт? Мы публикуем основные тезисы выпуска.

 

Не поздно ли открывать бизнес в интернете?

Владимир Многолетний: Наверное, самое фантастическое время для входа в интернет-бизнес было года три назад: денег уже много, конкуренция еще не такая жесткая, рынок еще стремительно растет.

Но рынок все еще бурлит, развивается, возможностей достаточно много. Если есть деньги (несколько миллионов долларов, хотя бы сотни тысяч), желание очень много работать, фундаментальное образование, то интернет – это лучшая среда для молодого предпринимателя. Хотя вагон достаточно стремительно уезжает, и через пару лет будет тяжелее. 

Как развивается любой рынок: сначала темные времена, потом стремительный рост, потом все берут под контроль крупные мультинациональные корпорации. Вот и в интернет-бизнесе время, когда можно было развивать компанию из трех человек, давно прошло.

Илья Широков: Я уверен, что точно не поздно. Каждый год бьет рекорды и по количеству сделок, и по сумме инвестиций в интернет. Когда мы начинали бизнес, мне казалось, что мы впрыгиваем в последний вагон. А теперь я начинаю понимать, что только сейчас мы дотрагиваемся до рынка, до которого интернет и технологии по факту не дошли.

Да, времена, когда несколько человек в гараже или квартире, не имея денег, могли сделать что-то классное, прошли. Тогда конкуренция была очень низкая. Сейчас все очевидные ниши уже заняты. Но появляется очень много неожиданных идей, которые выстреливают. Поэтому мне кажется, что возможностей огромное количество.

В целом интернет стал классическим бизнесом: нужно собрать команду, повести ее за собой и достать деньги. Если посмотреть статистику, то средний возраст предпринимателей в интернете растет и приближается к классическому для старта в офлайн-индустриях.

 

Как начинался интернет-бизнес в России?

Владимир Многолетний: Когда я начинал заниматься интернетом (после работы в «Ренессанс капитале». – Ред.), в России еще не было массового рынка, денег было очень мало и еще меньше – возможностей быстро зайти в какую-то нишу и много заработать. Я помню, как говорил моему коллеге, что будем сайт в Казахстане открывать. Он на меня так посмотрел, что я понял: что-то я не то сказал.

Тогда начинали заниматься рекламой. Только там были деньги и понимание, как их зарабатывать. Мы почесали голову, посмотрели на Mail.ru и решили: «А давайте в других странах «мэйлру» такое же запустим».

Илья Широков: У меня история была еще более экстремальная. Я начал заниматься интернет-бизнесом в 2004 г., сразу после РЭШ. За полгода я сменил порядка семи разных работ, включая хедж-фонды, инвестиционные банки, консалтинговые компании, – мне просто не нравилось. Все мои однокурсники хотели работать в финансах, в инвестиционных банках и смотрели на меня с удивлением, потому что тогда интернет никто не воспринимал как индустрию. У меня и зарплаты не было в тот момент, просто мне было интересно. Я искал то, что будет меня драйвить.

  

Что важнее – везение или умение воспользоваться случаем? 

Владимир Многолетний: На мой взгляд, в жизни человека, в жизни компании выбор играет грандиознейшую роль. Я очень суеверный и считаю, что почти наверняка есть какие-то высшие силы. И что удача фантастически нужна.

Жизнь – это набор решений. Я из Северодвинска, где у меня была точка бифуркации – школа. Я учился в 7-м классе, когда отцу дали огромную квартиру на краю города. Там была плохая школа. А вот школа, где я учился, была отличная! Я пришел к маме и сказал: «Мам, там девочка учится, которая мне нравится, давай я останусь в старой школе». Я до сих пор думаю, что ничего бы не достиг, если бы меня тогда родители перевели.

Илья Широков: Я не согласен с мнением Володи про везение. Я наблюдал за своими знакомыми, с которыми мы начали работать 20 лет назад. Они все стали успешными, потому что умели пользоваться возможностями, которые жизнь перед ними подкладывала. А жизнь эти возможности подкладывает абсолютно перед всеми, просто большая часть людей их не замечает. Чтобы построить системный бизнес, нужна определенная категория мышления, которую дают образование и работа в системных организациях.

 

Какую роль играет образование?

Владимир Многолетний: РЭШ – лучшее образование в России, которое изначально строилось как образование ближе к американскому, чем к российскому. В РЭШ потрясающая возможность для самых разных проектов, что стало для меня потрясающей школой и помогло, когда я начал работать и организовывать работу людей.

Илья Широков: Мне кажется, образование не готовит к тому, чтобы быть предпринимателем, и даже, возможно, отталкивает от этого, потому что учит избегать рисков. У меня четыре высших образования. Если бы те 10 лет, которые я убил на образование, я делал свой собственный бизнес, наверное, я был бы даже более успешен, чем сегодня.

 

Почему важен чужой опыт?

Илья Широков: Бизнес – несложная вещь: сколько-то зарабатываешь, сколько-то платишь, на эту разницу и живешь. Важны здравый смысл и умение работать с людьми. Лидеры умеют вести за собой людей, отбирать действительно самых сильных и назначать их на нужные позиции. У них есть идеалы, ценности и долгосрочная стратегия. 

Владимир Многолетний: Очень важно встречаться с другими предпринимателями. Если пять предпринимателей говорят, что у вас в организации должен работать какой-то процесс, то послушайте их.

На заре моей интернет-карьеры я приезжал к Илье с листочком и записывал итоги встреч как заповеди. Я до сих пор помню, как Илья рассказывал, что все разделил на 20 команд, в каждой по 20 человек, в каждой команде был руководитель, и как он построил работу с этими руководителями. У меня многое сделано по образу и подобию процессов, которые Илья выстроил в «Одноклассниках» (Широков руководил соцсетью «Одноклассники». – Ред.). В большинстве успешных компаний удивительно похожая схема организации работы.

  

Как пережить кризис?

Владимир Многолетний: Нашим первым бизнесом была социальная сеть, которая не взлетела. Деньги у инвесторов кончились, начался кризис 2009 г., денег тогда вообще не было, и приходилось как-то выживать. Мы зарабатывали на всем, на чем могли: сдавали наши серверы в аренду, платили зарплату баннерами, а еще у нас был мегарекламодатель МММ. Их не пускали на телевидение, и они три месяца рекламировались у нас. Потом мы выкинули их. Тогда было другое время.

В истории компании было три больших этапа. Первый – когда мы вообще не понимали, как жить в интернете, как мерить трафик, как с ним работать, как продукт строить. Мы занимались всем подряд. На втором этапе мы уже понимали, как работать, но у нас не было денег. К счастью, нам повезло, и мы привлекли финансирование. Я до сих пор признателен Илье, потому что они тогда поверили в компанию. Третий этап: денег было достаточно много и было понимание, как делать бизнес, был уже опыт. На базе этого построили Genesis.

Илья Широков: Плохие компании от кризисов умирают, средненькие их переживают, а сильные становятся сильнее. Часто предприниматели в панике начинают суетиться и принимать эмоциональные решения. Это вредит бизнесу гораздо больше, чем сам кризис.

У нас была достаточно сложная история во время коронакризиса. Что мы могли вообще сделать, если международная торговля встала? Мы [Joom Group] считали, что через три месяца конец света и мы должны делать только то, что успеем сделать до наступления конца света. Благодаря этому нащупали ниши, которые в десятки, если не в сотни раз потенциально больше, чем та, где мы работали до этого.

 

Как строить международный бизнес?

Илья Широков: Россия – очень нервная страна для интернет-бизнеса. Если это большой локальный бизнес, то надо быть готовым конкурировать с гигантами. А они всегда будут конкурировать стандартным способом: пытаться заливать деньгами, пытаться перетащить тебя в свою команду, твой сервис – в свою экосистему. Когда мы запустили Joom, большие компании, как «Яндекс», Mail, пришли к нам и сказали: либо давайте вместе, либо будем вам всячески мешать и начнем развивать собственные сервисы. Они попробовали, у них не получилось. Нам повезло, потому что у нас был международный бизнес. В западных странах гиганты не пытаются мгновенно замочить хорошую идею или повторить ее.

Сегодня у нас порядка 70, если не 80% выручки приходится на рынки вне России. Я думаю, что через несколько лет на Россию будет приходиться менее 5% выручки.

Владимир Многолетний: Это комбинация многих вещей, но в целом нужно перестраивать почти всю бизнес-модель. Редкие предприниматели могут построить бизнес в русскоговорящем сегменте, а потом из него сделать экспортный бизнес. Очень плохо, когда география вашего бизнеса позволяет стать «мухой в янтаре».

 

Какими вы видите свои компании через пять лет?

Владимир Многолетний: Размер бизнеса имеет большое значение. Мне важно, чтобы несколько наших компаний стали крупными бизнесами с хорошим доступом к рынку капитала.

Илья Широков: Мне, честно говоря, не так важно, где мы будем через пять лет. Мы хотим создать сервисы, которые сделают нас неотъемлемой частью глобальной торговли. Хотим построить крупнейшую IT-компанию. И я уверен, что мы будем стоить $100 млрд. Но мне интересна не сама стоимость, это всего лишь мерило влияния на современный мир. Если мы становимся большими, значит, можем принести бОльшую пользу обществу.