«Я пишу это письмо, наблюдая за опадающими в моем саду листьями». Памяти Гура Офера

14.12.2022

19 ноября, в год 30-летия Российской экономической школы (РЭШ), ушел из жизни ее сооснователь Гур Офер. Экономист с мировым именем, специалист по советской экономике, он вместе с российскими математиками из Академии наук создал в России университет нового типа.

О том, как рождалась РЭШ, 5 декабря на открытии научной конференции памяти Гура Офера говорили те, кто провел с ним много лет своей жизни. 

РЭШ также посвятила памяти Гура Офера Просветительские дни – серию диалогов об экономике, финансах, образовании и карьере. Они проходят в онлайн- и офлайн-форматах с 12 по 17 декабря. 

 

Екатерина Сивякова

 

Барри Икес, член совета директоров РЭШ, декан факультета экономики, профессор Университета штата Пенсильвания 

Я знал о Гуре Офере задолго до того, как познакомился с ним. Изучая советскую экономику, я постоянно читал его исследования. Гур первым описал сферу услуг в советской экономике («The Service Sector in Soviet Economic Growth: A Comparative Study», 1973 г.). Он показал, как развитие этого сектора ограничивалось советской моделью роста, ориентированной на промышленность и сельское хозяйство. Анализируя впоследствии модель советской урбанизации, он показал, что она тоже фактически была инструментом для поддержания структуры советской экономики (работы «Industrial Structure, Urbanization, and the Growth Strategy of Socialist Countries», 1976 г., и «Economizing on Urbanization in Socialist Countries: Historical Necessity or Socialist Strategy», 1977 г.). 

Затем Гур провел очень важное поведенческое исследование, для которого проинтервьюировал советских беженцев, преимущественно еврейского происхождения, которые уехали из СССР в Израиль и США. Это был крупный проект, завершившийся выходом книги «The Soviet Household under the Old Regime: Economic Conditions and Behaviour in the 1970s» (авторы – Гур Офер и Аарон Винокур, 1992 г.). Исследование содержало множество важных открытий, в том числе касающихся сбережений советских граждан. Как показал Гур, подход к ним можно было объяснить стандартной экономической теорией, несмотря на особенности советской экономики. 

В 1987 г. Гур написал обзор «Soviet Economic Growth: 1928–1985», который был опубликован в Journal of Economic Literature. Это настоящий шедевр в области исследований советского экономического роста: работа по-прежнему входит во все списки литературы по этой теме и актуальна до сих пор. Гур был также очень увлечен изучением реформ. В 1990 г. он написал статью «Macroeconomic Issues of Soviet Reforms», которая оказала огромное влияние. Нам нужно организовать отдельную конференцию для обсуждения его научных открытий. 

Первый раз я услышал от Гура об идее создания РЭШ летом 1992 г., когда мы встретились в Вашингтоне. Он тогда работал с Всемирным банком, а я – с Международным валютным фондом. Гур спросил меня, хочу ли я поучаствовать в этом проекте, в том числе в качестве преподавателя. Я сразу же согласился. Тогда я и не подозревал, что Гур заберет 30 лет моей жизни, но произошло именно так. Сейчас уже довольно понятно, что РЭШ не просуществовала бы 30 лет без Гура Офера. Я помню, как был счастлив, когда Школе исполнилось 5, а потом 10 лет! 

Гур был визионером: у него было глубокое понимание того, чего можно достичь. Познакомившись с Валерием Макаровым и Виктором Полтеровичем, он был очень удивлен, когда обнаружил, что у них была схожая идея и уже сформулированная концепция будущей школы. Однако именно Гур сделал так, что эта идея заработала. Открыть школу уже осенью 1992 г. было идеей Макарова, Гур же хотел еще поработать над планом. Однако Макаров сказал: время действовать, если ждать, не известно, что может произойти. Это предположение оказалось правильным, хотя пришлось проделать огромную работу в очень короткие сроки. 

Одним из двух главных достижений Гура было приглашение зарубежных преподавателей. Ему удалось заполучить для РЭШ ученых с мировым именем: экономистов Цви Грилихеса, Андреу Мас-Колелла, Майкла Бруно и др. Он создал Международный комитет советников (МКС) РЭШ, участники которого стали помогать Школе с приглашением зарубежных профессоров. Вторым направлением его работы был поиск финансирования, которому он тоже уделял много внимания. 

Гур обладал способностью видеть не только всю картину целиком, но и мельчайшие детали, что и было ключом к успеху. Например, РЭШ нужно было коммуницировать с внешним миром, поэтому Гур привез факсимильный аппарат из Иерусалима в Москву – прямо в своем чемодане. Быть визионером – это тяжелая работа. 

Я также никогда не забуду историю с баннером. Во время подготовки к первому выпускному РЭШ в 1994 г. Гур сказал: нам нужен баннер! Сначала я не понял зачем, однако Гур настаивал на своем. Он хотел разместить баннер на сцене, на которой будет происходить вручение дипломов первым выпускникам РЭШ. Мы сами должны были сидеть за подиумом на этой сцене, а сзади нас – располагаться баннер с надписью New Economic School. Разумеется, выпускной РЭШ и близко не был бы таким успешным, если бы студенты не сфотографировались на фоне баннера РЭШ! Стараниями людей из ЦЭМИ РАН мы нашли человека, который смог нарисовать этот баннер. Гур звонил мне из Иерусалима каждый день, чтобы проверить статус работ. Нарисованный баннер высох только утром перед церемонией. Однако к самому мероприятию он был на сцене на втором этаже ЦЭМИ. Мы это сделали. 

Гур очень многому меня научил – в том числе «стратегическому терпению», как я его называю. Если между сторонами есть разногласия, то иногда лучше всего выждать, чтобы не ты, а кто-то другой поднял проблемный вопрос. Иначе ты же и окажешься виноватым. Иногда лучше, чтобы вину пришлось взять на себя кому-то еще. Конечно, есть проблемы, которые решать необходимо, однако бывает и так, что ожидание приводит к тому, что они разрешаются в хорошем смысле без твоего участия. Это более высокий уровень разбора полетов. За этот урок я был очень благодарен Гуру. 

Наконец, Гур понимал, что РЭШ никогда не сможет добиться успеха, если в Школе не произойдет смены поколений управленцев. Поэтому, несмотря на то что РЭШ была ему невероятно дорога, вскоре после 10-летия Школы он решил, что у нее будут новые руководители. В 2004 г. Валерий Макаров ушел с поста ректора, а Гур – с поста координатора МКС РЭШ. Примечательно, что Гур всегда называл себя именно координатором МКС, хотя на самом деле масштаб его работы можно было описать скорее словами «исполнительный директор», «президент», «суперпредседатель». И он, и Макаров ушли со своих постов добровольно. Несмотря на то что смена руководящего состава Школы сопровождалась организационными сложностями, в конечном счете именно эта идея помогла РЭШ выжить. Гур был предан этой идее, несмотря на все свое служение РЭШ. 

 

Валерий Макаров, академик РАН, научный руководитель ЦЭМИ РАН, почетный президент РЭШ

Для меня РЭШ началась не в 1992 г., а в 1990 г. Уже тогда у меня была идея создания школы по эконометрике на базе ЦЭМИ, в которой преподавали бы и российские специалисты, и международные эксперты. В 1990 г. Марк Левин предложил мне встретиться с его другом Гуром Офером. Я ответил: почему бы и нет, давай поговорим. Это была наша первая встреча с Гуром. Помню, что между нами сразу возникло взаимопонимание. Он рассказал, что хорошо знает советскую экономику, потому что занимался ею много лет. А с эконометрикой у нас дела плохи, ответил ему я. Гур воскликнул: нам нужно создать школу, но не по эконометрике, а с гораздо более широкой программой! Тогда мы и договорились о том, что начинаем работать над этим проектом. 

Подготовка к открытию РЭШ заняла два года. Гур взял на себя в том числе приглашение иностранных профессоров – у него было много связей с учеными в Израиле и США. Поскольку учредителями РЭШ были ЦЭМИ и МГУ им. М. В. Ломоносова, первыми студентами школы стали в том числе выпускники экономфака МГУ, среди которых были [первый зампред ЦБ России] Ксения Юдаева, [бывший вице-премьер] Аркадий Дворкович, [профессор Парижской школы экономики] Екатерина Журавская и др. 

В течение этих 30 лет мы много общались с Гуром, часто ездили друг к другу в гости. Гур на протяжении всей жизни считал создание нашей школы одним из своих главных достижений. Думаю, что сейчас, в своей новой жизни, он тоже вспоминает о РЭШ. 

 

Виктор Полтерович, академик РАН, почетный профессор РЭШ 

Память человеческая несовершенна, и воспоминания разных людей об одних и тех же событиях не вполне совпадают. Но в целом, конечно, я помню события примерно так же, как и Валерий Леонидович Макаров. Начну с того, что при советской власти я был невыездным. И лишь на ее закате, в 1989 г., впервые побывал в настоящей капиталистической стране – США. Герберт Левин, известный советолог, профессор Пенсильванского университета, пригласил меня поучаствовать в школе молодых экономистов, занимавшихся Россией. С этого момента меня стали выпускать за границу на конференции, и на одной из них я обратил внимание на выступление израильского профессора Гура Офера. Однако наше знакомство состоялось позже. 

Весной 1990 г. в Москве одновременно оказались Левин и мой старый товарищ Владимир Шляпентох, работавший после эмиграции из России в Университете штата Мичиган. Я пригласил их обоих на обед. Каково же было мое удивление, когда Володя пришел со спутником, которым оказался Гур Офер. Мы долго сидели за домашним столом в моей квартире на Ленинском проспекте. Для России это было время тектонических сдвигов – нам было что обсудить.

А в январе 1990 г. мы с супругой и младшим сыном побывали уже в доме Гура в Иерусалиме. Мама Гура, свободно говорившая по-русски, читала наизусть лермонтовского «Демона». Провожая нас на станцию, Гур спросил меня, чем могли бы западные экономисты помочь России, и я ответил, что Россия остро нуждается в современном экономическом образовании. И мне показалось, что Гур размышлял в этом же направлении. Мы даже побеседовали о ЦЭМИ РАН. Должен оговориться, что позднее Гур сказал мне, что не запомнил этой беседы.

Осенний семестр 1991 г. я провел в Пенсильванском университете, а когда приехал, включился в разворачивавшуюся подготовку к открытию РЭШ. Начались плотная череда деловых и дружеских встреч, разработка программ обучения, наем на работу сотрудников, приемная кампания и т. д. Я перебираю пожелтевшие страницы ежегодных отчетов, которые Гур писал как координатор Международного комитета советников РЭШ. Грандиозные усилия потребовались для реализации этого проекта. 

В 1999 г. мы с Гуром начали работать над совместной статьей, опубликованной летом 2000 г. в журнале Comparative Economics Studies. Статья называлась «Modern Economics Education in TEs [Transition Economies]: Technology Transfer to Russia» и была во многом посвящена опыту создания РЭШ. Для Гура образцом был [экономист] Дон Патинкин, и статья начинается с рассказа о том, как в 1948 г. Патинкин эмигрировал из США в Израиль и сумел перестроить израильское экономическое образование, базировавшееся тогда на устарелых традициях. Через несколько десятилетий дети, внуки и правнуки Патинкина сделали экономическое образование в Израиле одним из лучших в мире. Хочу отметить, что Патинкин, приняв приглашение Гура, преподавал в РЭШ в первые годы ее существования и внес немалый вклад в ее становление. 

В статье мы исходили из того, что современное экономическое образование жизненно необходимо России, в том числе для успешного проведения реформ. И мы попытались, опираясь на опыт ряда стран и опыт РЭШ, описать предпосылки и препятствия для решения этой задачи, а также возможные пути преодоления препятствий. В статье, например, обращалось внимание на то, что более половины статей, опубликованных в ведущем российском экономическом журнале «Вопросы экономики» в 1997 г., содержали не более одной ссылки. Отмечалось, что зачатки недогматической экономической науки в России существуют в рамках экономико-математического направления, так как формулы помогали авторам скрывать крамольные идеи от цензоров. Выбор ЦЭМИ в качестве соучредителя РЭШ был, таким образом, не случаен. 

Говорилось в статье и о том, что современная западная экономическая теория не дает глубокого понимания переходных экономик и не предлагает эффективных методов их трансформации. Развитие такой теории – важнейшая задача. Отмечалось, что формирование сообщества квалифицированных преподавателей экономики облегчается благодаря высокому уровню математических кадров в России. Вместе с тем важнейшим препятствием является крайне низкий уровень зарплат в университетах и научно-исследовательских институтах, что должно приводить к уходу экономистов в бизнес и утечке мозгов за границу, а также отсутствие институциональной и культурной инфраструктуры, порождающей усилия гражданского общества по созданию частных университетов. Грустно констатировать, что эти препятствия не преодолены до сих пор. 

С учетом опыта РЭШ в статье обосновывались рекомендации по развитию современного экономического образования в переходных экономиках, целесообразность формирования коллективов иностранных и отечественных специалистов, указывались желательные направления модификации западных программ обучения. Приводились также результаты инициированного Гуром опроса российских преподавателей экономики – преподавателей курса математики для экономистов, а также экономистов-аспирантов. Респондентами были слушатели школ повышения квалификации, которые были организованы РЭШ в разных городах России. Респондентам предлагалось выделить из заданного списка четыре главных препятствия для улучшения экономического образования в России. Со значительным отрывом от остальных были названы унаследованная традиция преподавания экономики, нехватка квалифицированных преподавателей, недостаток экономических журналов и книг в библиотеках и, конечно, низкая зарплата преподавателей. 

Известная всем нам очень яркая книга Гура «The Miracle of NES» носит публицистический, описательный характер. Но исследователь по природе Гур, прежде чем писать историю РЭШ, стремился осмыслить, обобщить опыт создания школы. В 2007 г. он публикует еще одну статью, посвященную РЭШ, в сборнике [«Capacity Building in Economics Education and Research], изданном Всемирным банком. Статья Гура называется «Teaching and Research in Modern Economics in the Russian Federation: the Experience of the New Economic School». 

Гур пишет, что, когда осенью 1991 г. он пришел к Валерию Макарову с предложением создать экономическую школу, тот показал ему написанный им план создания совместной с МГУ, одним из западных университетов и фирмой «Тройка Диалог» The CEMI Econometric School. В числе задач, которые ставили перед собой создатели РЭШ, указывались кроме обычного «замена марксистской политической экономии современной экономикой» и целый ряд задач, в частности дополнение государственной системы университетов независимыми институтами высшего образования как частью растущего, зарождающегося гражданского общества. 

Я хочу процитировать заключительные два абзаца упомянутой статьи Гура [под заголовком «Эпилог»]. «За последнюю дюжину лет люди спрашивали меня, почему я принял участие в проекте. Есть два ответа. Первый заключается в том, что после 25 лет изучения советской экономики, в течение которых мне не разрешали въезжать в страну, мне казалось нецелесообразным продолжать заниматься рутинными исследованиями перед лицом революционных изменений, которые я впервые мог наблюдать воочию. Я почувствовал желание сделать что-то реальное. Второй ответ гораздо проще объясняет большинство важных изменений в жизни человека: это большая доза чистой случайности или вмешательство небесных сил. Работа над РЭШ и в РЭШ была тяжелой, но было очень приятно наблюдать, как РЭШ формируется, растет, цветет и развивается. Работа была особенно приятной, поскольку она была результатом тесного сотрудничества со многими близкими партнерами в России и по всему миру, которые стали дорогими друзьями». 

Гур не только очень хорошо знал Россию как профессионал. Он ее чувствовал и ей сопереживал, стремясь вникнуть в детали происходящих в стране изменений. В руках Гура советология оказалась прикладной наукой, направленной на благо России. После 2004 г. Гур стал реже появляться в Москве. Почти при каждом его приезде мы выделяли вечер, чтобы провести его в обществе наших жен за бокалом вина – делились впечатлениями, спорили. Он был замечательным человеком, очень добрым, честным и ответственным. Мы не всегда были согласны друг с другом – были недоразумения, сложные моменты. Но сегодня, когда я вспоминаю наши встречи, сердце щемит от невосполнимой утраты. 

Гур внес огромный вклад в развитие экономического образования в России. Я уверен, что его имя навсегда останется в памяти российского научного сообщества. 

 

Шломо Вебер, президент РЭШ 

После смерти Гура я много беседовал с коллегами из Иерусалимского университета и других вузов. Все они понимают, каким великим делом было создание РЭШ, какое влияние Школа оказала на международную экономическую науку. Люди помнят настойчивость Гура, его желание и силу создать что-то великое и стоящее. Нам стоило бы провести отдельную конференцию, посвященную вкладу Гура в науку. 

В середине 1980-х гг. Гур уже занимал административные позиции: он был заведующим отделением экономики в Еврейском университета в Иерусалиме и президентом Израильской академии наук, а потом директором Института здравоохранения в Иерусалимском университете. Гур сочетал довольно редкие качества: он и был выдающимся ученым, и обладал управленческими и административными способностями. Когда Гур участвовал в выборах на пост ректора Иерусалимского университета, то включил описание РЭШ в свою предвыборную кампанию. Выборы он не выиграл, но все помнят, как они проходили и какое значение имел успех школы для Иерусалимского университета. 

Помнят его и в Университете Хайфы – как его профессора ездили преподавать в РЭШ. Прошло уже 25 лет, а люди помнят об этом до сих пор.

В этом году исполняется 30 лет не только РЭШ, но и ее идее. Я надеюсь, что РЭШ будет развиваться и дальше. Конечно, все меняется, но идея и миссия Гура продолжают жить. И мы все ему очень благодарны за это. 

 

Далия Офер, жена Гура Офера 

В январе следующего года исполнится 64 года со дня нашей свадьбы с Гуром. Это вся моя жизнь, и теперь я учусь смотреть на нее по-другому. Я очень благодарна РЭШ за это мероприятие. РЭШ была чрезвычайно важна для Гура – именно здесь он смог воплотить свое видение в жизнь. Его идея заключалась в изменении судьбы целого общества и трансформации российской экономики. Я была очень тронута, когда Катя Журавская позвонила мне, чтобы сказать: мало кто изменил жизнь такого количества людей. Если люди, которые будут учиться в РЭШ, добьются успеха, то надежды на новую Россию, на новую демократию, на все то, что дает возможность людям жить так, как они хотят, сохранятся. Гур много сделал и для израильской экономики.

Мы с Гуром создали замечательную семью. И я благодарна ему за все годы, которые мы провели рядом друг с другом, благодарна ему за то величие, которое меня всегда в нем восхищало, и, конечно же, за любовь, которая у нас с ним была. 

 

Письмо Гура Офера (1934–2022 гг.), почетного профессора Еврейского Университета в Иерусалиме, основателя РЭШ 

Дорогие выпускники, друзья, студенты и сотрудники РЭШ, а также все, кто поддерживает Школу! 

Я бы хотел выразить свои теплые чувства и любовь ко всем вам. Я восхищен тем, что сегодня РЭШ празднует уже 30 лет самоотверженной работы, которая знаменуется исключительными и впечатляющими результатами. Я пишу это письмо из Израиля, наблюдая за опадающими в моем саду листьями, но мое сердце и мысли сейчас полностью с вами, поэтому мне хочется поделиться своей радостью и волнением по поводу этой даты. 

Десятилетия назад, когда мы основали РЭШ, мы были уверены в том, что наша мечта станет реальностью, и планировали праздновать годовщину создания Школы на протяжении многих лет. Мы верили в то, что политическая среда и развитие страны, а также талант студентов и самоотверженность преподавателей и сотрудников РЭШ приведут к плодотворным результатам. Я пишу эти строки с надеждой на то, что инновации, прогресс и свобода исследований продолжат процветать и что и в следующем десятилетии мы будем смотреть на нашу работу с большим удовлетворением. 

В этот 30-летний юбилей мы чествуем институт, который стремится к совершенству и не останавливается на достигнутом. Сегодняшний момент дает нам возможность по достоинству оценить достижения Школы: обретение собственного дома, создание и развитие новых современных программ для студентов. Мы также гордимся нашими выпускниками и их вкладом, который они вносят в экономику, бизнес, научные исследования и образование. 

Несмотря на то что мы достигли такой важной вехи, наша работа еще не завершена. Мы должны искать пути для развития РЭШ и продвижения вашей работы как ученых, экономистов и предпринимателей. Я призываю вас больше учиться, продолжать улучшать ваши навыки и развивать достижения, заботясь о себе и благе всего общества. 

Гур Офер, 2 ноября 2022 г.