Финансовое поведение – как снизить индекс риска

27.07.2023

Как нарушаются наши права на финансовых рынках, как защитить их и почему мы допускаем финансовые ошибки? Об этом был недавний выпуск «Экономики на слух». Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, член совета директоров ЦБ Михаил Мамута рассказывал, как регулятор собирается устанавливать баланс в отношениях потребителя и финансиста. Профессор РЭШ, руководитель Центра макроэкономических исследований «Сбера» Олег Шибанов оценил идеи ЦБ. А спрашивала их про все это Надежда Грошева, управлявшая инвестиционным портфелем в прямом эфире на радио Business FM и занимавшаяся развитием программы финансовой грамотности. GURU публикует основные тезисы этого выпуска. 

 

На что жалуетесь

Михаил Мамута: Для Центробанка жалобы потребителей – это индикатор, показывающий, что происходит во взаимоотношениях финансового рынка и человека и как реагировать на имеющиеся проблемы. В зависимости от их серьезности регулятор может отреагировать не только точечно, но и при необходимости менять правила и участвовать в подготовке законодательных изменений. 

Один из главных поводов для жалоб – навязывание дополнительных услуг при получении кредита: от страховок до телемедицины. Об этом говорится в каждой четвертой жалобе, и их становится все больше в условиях роста потребительского кредитования. 

Еще одна распространенная проблема – мисселинг, т. е. подмена продукта. Обычно речь идет о подмене вклада более сложным финансовым продуктом (например, паями ПИФа). Человеку обещают более высокий доход, но о том, что и риски будут выше, не сообщают – не договаривают или просто обманывают, утверждая, что это такой же застрахованный вклад с более высокой ставкой.

Чтобы бороться с этими злоупотреблениями, в 2022 г. при участии ЦБ заработал так называемый сквозной период охлаждения: в течение двух недель человек может отказаться от любых дополнительных продуктов и услуг, которые были ему проданы при получении кредита (раньше это касалось только страховок). Главное – чтобы человек не начал пользоваться такой услугой, например не активировал подписку на телеканалы.

Кроме того, при участии ЦБ разработаны изменения в закон «О потребительском кредите», задача которых – существенно расширить инструментарий защиты человека. Во-первых, период охлаждения будет продлен до 30 дней, поскольку 14 дней не всегда достаточно, чтобы человек сориентировался. Когда же дойдет до первого платежа по кредиту, потребитель скорее обратит внимание на то, что платеж слишком большой, начнет проверять и обнаружит, что платит еще за какие-то услуги. Во-вторых, кредитор будет обязан на следующий день после сделки уведомлять человека, что вместе с кредитом он приобрел столько-то дополнительных услуг и может отказаться от них по такой-то ссылке. ЦБ считает, что эти две меры дестимулируют нечестные продажи: какой смысл тратить силы на то, чтобы продать человеку продукт, от которого он потом откажется? Впрочем, финансовая культура многих участников рынка тоже растет, руководство финансовых компаний и банков пытается свести к минимуму риски мисселинга и навязывания услуг. Выгоды от долгосрочной лояльности клиента перекрывают краткосрочную выгоду от продажи продукта. 

 

Как мы дисконтируем будущее

Олег Шибанов: Потребители хотят получить товар или услугу прямо сейчас, и то, что платить придется потом, лишь стимулирует их тратить деньги. Поэтому право чуть позже принять решение, воспользоваться услугой или отказаться от нее, может помочь принимать более ответственные решения. Если потребитель будет слишком расслабленным, это, конечно, может иметь неожиданные эффекты, но увеличение периода охлаждения до 30 дней все-таки принесет некоторую пользу клиентам.

На решение приобрести дополнительные к кредиту услуги сильно влияет эффект гиперболического дисконтирования (люди обычно предпочитают немедленное вознаграждение будущему, причем «дисконт» выше для более ранних периодов и ниже для более дальних. – GURU). Насколько далекое будущее мы способны планировать и как это обусловлено эволюцией? Сошлюсь на книгу американского философа Элвина Тоффлера «Третья волна» (три волны – это внедрение сельского хозяйства, индустриализация и постиндустриальная эпоха. – GURU). На первом этапе горизонт планирования был очень коротким. Жизнь была совершенно циклична: день за днем люди делали очень схожие вещи, перемены зависели от времени года, погоды или миграции. Возможности планировать далеко вперед не было. С индустриализацией пространство стало раздвигаться: мы живем дольше, мы поменяли образ жизни, особенно в городе.

Я не уверен, что эволюцию мозга можно преодолеть за короткий период, и это вечный спор – природа против воспитания, но социальная сторона жизни очень во многом определяет человека. В своих решениях, в том числе финансовых, мы склонны ориентироваться на все более длинный горизонт. В то же время мир стал более неопределенным и сложным. И плохое чувство будущего связано скорее с этой краткосрочной неопределенностью, а не с устройством мозга. Очень тяжело стандартизировать жизненные концепции и применить их к своему будущему жизненному циклу.

 

Защита, подталкивание или манипулирование?

М. М.: Безусловно, каждый человек должен отвечать за свои поступки. Но чтобы он мог осознанно принимать правильное решение, у него должно быть достаточно информации и знаний. Правда, когда информации становится слишком много, это мешает восприятию. Информации должно быть не слишком много и не слишком мало, она должна быть полной, но не избыточной.

Осознанность финансового поведения выросла за последние пять лет, например понимание, как защищаются права потребителя на финансовом рынке, как выбирать финансовый продукт и услугу, сравнивать их (в этом помогают маркетплейсы). Люди стали лучше понимать и базовые макроэкономические понятия, такие как инфляция.

Но одной финансовой грамотности недостаточно. На финансовом рынке сильная асимметрия информации: у продавца ее намного больше, чем у покупателя, что позволяет им манипулировать. Поэтому задача государства и ЦБ как регулятора – обеспечивать баланс между ответственностью человека за его решения и ответственностью продавца за соблюдение правил, в том числе предоставления информации, бороться со злоупотреблениями, влиять с помощью регулирования на выдачу банками кредитов с высоким уровнем риска. Сейчас, если за кредитом обращается человек с долговой нагрузкой выше 50%, банк обязан информировать его, что новый кредит может плохо сказаться на платежеспособности заемщика. 

 

Где грань между подталкиванием, манипулированием и навязыванием?

О. Ш.: Вопрос об этой грани очень острый. Даже в подталкивании с благой целью к инвестированию есть элемент навязывания и диктатуры. Почему кто-то считает, что граждане должны тратить деньги не на пиво и чипсы, а инвестировать их в акции производителей пива и чипсов? Где остановиться в подталкивании? Это вопрос даже не этический, а общественного договора. И на него нет простого ответа, тем более что в центральном банке работают не избранные политики, а технократы. 

Когда россиян будут подталкивать копить на пенсию, они могут вспомнить, что уже копили, а потом обязательную накопительную систему взяли и отменили. И сейчас человеку будут говорить: «Не обращай внимания, снова будем брать с тебя 6%, все будет хорошо». В таких мерах нужно очень широкое общественное согласие.

Риски злоупотребления возможностями подталкивания часто ставят в вину известному евангелисту этого подхода Ричарду Талеру, поскольку последствия этого наджинга пока не ясны (архитектура выбора предусматривает, что он не ограничен, но человека подталкивают к принятию определенного решения, например предлагая опцию по умолчанию. – GURU). 

 

Новый стандарт грамотности?

О. Ш.: Довольно много людей, которые хотя бы немного на базовом уровне разбираются в том, чем лечиться, или могут примитивно оценить, насколько безопасно здание. А вот про финансовые рынки этого не скажешь. Они появились в России не так давно и очень сложно устроены. Сейчас огромное количество блогеров занимается, по сути, финансовым консультированием, не разбираясь в финансах. И человеку важно владеть хотя бы базовыми знаниями, чтобы, когда ему говорят, что паи ПИФа – это тот же депозит, у него включалась реакция «бей или беги», во всяком случае, «беги».  

Обучения финансовой грамотности нам всем не хватало в детстве, сейчас ситуация меняется на глазах, в школьные учебники встроено много элементов финансовой грамотности: про банковские карточки, кредиты, сложные проценты, инфляцию и т. д.

 

Деньги не равно квалификация

М. М.: В России исторически сложился определенный перекос в понимании того, что есть квалифицированный инвестор. Подавляющее большинство инвесторов становились квалифицированными по имущественному цензу – нужно иметь на счетах в банках и у брокеров или совершить за четыре квартала сделок с ценными бумагами на 6 млн руб. Это большие деньги для большинства граждан. Но не обязательно человек заработал их, он мог получить их по наследству или продав квартиру, даже в кредит взять. Тем не менее это дает ему возможность совершать сделки со сложными продуктами, даже не понимая их сути. Как наличие 6 млн руб. влияет на квалификацию на рынке ценных бумаг? Никак. Подавляющее большинство жалоб, которые мы получаем, поступают от инвесторов, которые стали «квалами» именно по денежному цензу, а не благодаря опыту работы. Люди жалуются, что вообще не знали или не понимали, что стали «квалами», и получили этот статус, например, подписав одну из бумаг при постановке на VIP-обслуживание в банке. Но даже когда люди сами принимали решение стать «квалами», это не означает, что они осознавали последствия и достаточно разбираются в рынке ценных бумаг. Не очевидно, что они понимают, скажем, что, вкладывая в субординированные облигации, покупают гибрид акции и облигации. А это значит, что доход по ним может в определенных условиях вообще не выплачиваться, что выпускающий их банк может просто приостановить выплату купона или даже обнулить тело долга, что грозит полной потерей вложенных денег. Не все люди эти условия читают и понимают, что покупают. 

ЦБ проанализировал международный опыт – и развитых, и развивающихся рынков. Либо имущественный ценз для получения статуса «квала» намного выше, чем в России, например в Индии в переводе на рубли – примерно 70 млн, при том что ВВП на душу населения намного ниже российского. Либо этот имущественный критерий используется в связке с другими. В ЕС, например, имущественный ценз – это 500 000 евро, его хотят снизить до 250 000 евро, но он используется в связке с другим критерием – наличием опыта, образования. Сейчас мы исходим из логики, что условия получения статуса квалифицированного инвестора должны в большей степени отвечать смыслу этого понятия. Поэтому ЦБ предлагает повысить имущественный ценз (в два этапа до 24–25 млн руб.), а также расширить возможности стать «квалом», если у человека профильное образование или сдав экзамен. Тогда у любого человека будет такая возможность, но он будет более защищен.

 

Стратегия по-взрослому

М. М.: В этом году завершается стратегия повышения финансовой грамотности, которая была рассчитана на 2017–2023 гг. Мы видим, что осознанность выбора выросла, люди стали лучше разбираться в финансах. Но чьи знания растут быстрее всего – школьников, студентов. Вместе с правительством, Минфином, Минпросвещения ЦБ работает над следующей стратегией до 2030 г., которая посвящена главным образом уже не знаниям, а финансовой культуре (о финансовой грамотности и культуре читайте материалы GURU – здесь и здесь). Знания позволяют осмысливать, оценивать информацию, принимать на ее основе решения. Культура же – более емкое понятие, она включает в себя ценности, которые базируются в том числе на воспитании. 

Финансовое воспитание помогает человеку принимать более рациональные, более осмысленные, более выгодные для него решения. Поэтому в фокусе новой стратегии – экономически активное взрослое население, но, конечно, мы продолжим совершенствовать и систему образования.