Подписаться

Диалоги

Какие существуют модели экономического роста и как найти свою

Почему российская экономика, всякий раз начав подъем, срывается, подобно сизифову камню, вниз? И так на протяжении десятилетий, а то и столетий. Что не дает перейти в клуб богатых стран и создать механизм долгосрочного развития? О моделях экономического роста был недавний выпуск «Экономики на слух» с двумя макроэкономистами – профессором РЭШ Валерией Чернооким и Сергеем Егиевым, выпускником программы PhD Брауновского университета и автором портала РЭШ GURU. Как был устроен экономический рост в разные эпохи и как его описывают разные модели? Чем отличалось развитие в доиндустриальную эпоху от современного и как различаются рецепты роста передовых стран и догоняющих? Как бедной стране стать богатой? Что показывает история СССР и России? GURU публикует интервью, подготовленное на основе этого выпуска.

В чем рецепт счастливой экономики?

Как связаны культура и экономический рост? Каким образом институты определяют его траекторию? Почему страна может попасть в колею, из которой ей не дают выбраться культура и институты, и как преодолеть их сопротивление? Сколько лет нужно обществу, чтобы переизобрести себя? Этим фундаментальным вопросам долгосрочного роста была посвящена завершающая дискуссия Просветительских дней РЭШ памяти сооснователя школы Гура Офера с участием декана экономического факультета МГУ Александра Аузана и научного руководителя РЭШ Рубена Ениколопова. Модерировали дискуссию ректор РЭШ Антон Суворов и главный редактор просветительского сайта РЭШ GURU Филипп Стеркин.

Гендерный баланс – игра с ненулевой суммой для экономики

Снижение гендерного неравенства стало одним из важных трендов XX в., и тем не менее неравенство все еще велико. В чем оно проявляется, с какими препятствиями сталкиваются женщины в карьере, какие меры могут использовать государства для достижения гендерного равенства и в чем их политика, напротив, мешает этому, обсуждали выпускники РЭШ на Просветительских днях Школы – профессор РЭШ Наталья Волчкова, первый вице-президент Газпромбанка Наталия Пузырникова и ректор РЭШ Антон Суворов.

Рынки привыкли, что правительство и центробанки их спасут

За последние годы глобальная экономика столкнулась с целым набором шоков, многие из которых оказались для нее уникальны. Как экономика отреагировала на них и что эти шоки рассказали об экономике исследователям, эти вопросы обсудили на Просветительских днях РЭШ памяти сооснователя Школы Гура Офера советник председателя Банка России Ксения Юдаева, профессор РЭШ Наталья Волчкова (обе – выпускницы РЭШ) и профессор, проректор РЭШ Максим Буев. Они говорили о том, что изменилось на финансовых рынках, в торговле, экономической политике, об уроках, которые преподали шоки последних лет, и том, сколько же нужно экономике государства и когда помощь уже не помогает, а мешает. GURU публикует основные тезисы их дискуссии.

Как измерить ценностный выбор потребителя

Недавний выпуск «Экономики на слух» был посвящен влиянию этических норм на поведение – компаний и потребителей. Выпускники Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ – аспирантка Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Анна Щеткина и сооснователь стартапа в области ментального здоровья Dr. Jay Антон Воробьев рассказали, как ценности влияют на потребительские предпочтения и как измерить их влияние. Почему, например, покупатели склонны подозревать компании в неискренности намерений и что важнее для инвесторов – прибыль или этика? GURU публикует основные тезисы выпуска.

Каким курсом плывет рубль

Что за товар валюта и как определяется цена на нее? Об этом на Просветительских днях РЭШ памяти сооснователя Школы Гура Офера говорили заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин, профессор РЭШ Олег Шибанов (оба выпускники школы), а также главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. Они рассказали, какие четыре ключевых фактора влияют на валютный курс, как на самом деле устроена взаимосвязь курса и инфляции, когда мы узнаем (и узнаем ли), какого курса рубля ждет Центробанк, и что должно случиться, чтобы цена российской валюты вернулась к 70 руб./$.

 

Как климат влиял и влияет на экономику

Климат и экономика – об их непростых отношениях был недавний выпуск «Экономики на слух». Не развивалась ли вся экономика с древнейших времен под влиянием перемен климата и не переоценило ли человечество свою независимость от погоды? Об истории, примерах воздействия климата на экономику, способах адаптации человечества к смене погоды, о ее влиянии на конфликты, институты и культуру, о той цене, которую человечество платило за похолодание и теперь может заплатить за потепление, в «Экономике на слух»рассказывали профессор Техасского университета в Далласе Наталия Ламберова и выпускник РЭШ Олег Демидов, сооснователь CarbonSpace, технологической компании, которая занимается мониторингом выбросов парниковых газов. Возможно, у природы и нет плохой погоды, но, как показывают исследования, не всякая погода хороша для экономического роста. GURU публикует интервью, подготовленное на основе этого выпуска.

«Вводить торговые барьеры намного проще, чем потом снижать их»

Как зарождалась глобализация и что ее ждет? Об этом «Экономике на слух» рассказывал в двухсерийном выпуске выпускник РЭШ, профессор экономики Сиднейского университета Владимир Тяжельников. Он говорил о драйверах мировой торговли, роли валютной системы, о промышленной политике. Всегда ли свободная торговля делает богаче всех ее участников? Нет, признает он. Но за лозунгами защиты рынка часто оказываются лоббисты, за выигрыш которых платит вся страна, особенно когда эти лозунги подхватывают популисты. GURU публикует интервью, подготовленное на основе этого выпуска.

«Один из уроков истории – все может резко измениться»

Какие уроки мы можем извлечь из истории и как учиться их извлекать? Об этом был недавний выпуск «Экономики на слух» с экономическим историком, профессором РЭШ и старшим преподавателем Университета Хельсинки Андреем Маркевичем. Выучить эти уроки полностью нам пока что не под силу, признает он, но кое-что узнать мы можем, превратив прошлое в лабораторию для тестирования теорий. Он рассказывает о методах экономистов, объясняет, почему важно знакомить историю с сослагательным наклонением, говорит о наследии прошлого – и все это на примерах: от римских дорог до крепостного права в России. GURU публикует интервью, подготовленное на основе этого подкаста.

Институты, культура, география, религия – из чего состоит экономический рост

Томас Гоббс в XVII в. писал: «Жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Как она стала богаче, длиннее, просвещеннее, в двухсерийном выпуске «Экономики на слух» рассказывал научный руководитель и приглашенный профессор РЭШ Рубен Ениколопов. Как начался и из каких слагаемых состоял экономический рост? Какие существуют теории, предлагающие ответ на вопрос, как мир разбогател и почему одним нациям это удалось, а другие сильно отстали от них? С редактором «Экономики на слух» Филиппом Стеркиным Рубен Ениколопов разбирает разные факторы процветания и бедствия: институты, географию, образование, технологии, культуру, религию, войны, эпидемии и, конечно, случайность. Вряд ли кто-то из исследователей скажет, что секрет успеха кроется в одном-единственном факторе, – все они оказываются шестеренками в механизме развития. Но как именно, через какие каналы они влияют на экономику? GURU публикует интервью, подготовленное на основе этого подкаста.

Рациональность вовсе не тождественна эгоизму

В моделях экономистов люди, как часто кажется, ведут себя совершенно не так, как в жизни: они предельно рациональны и в среднем не ошибаются. Но так ли далеки эти модели от реальности? Вовсе нет, объясняет ректор РЭШ Антон Суворов в подкасте «Экономика на слух». Он рассказывает о достижениях поведенческой экономики, когнитивных искажениях, природе и механизме нашего выбора. Почему, например, фраза «О вкусах не спорят» была так важна для экономистов? Как эволюция научила нас ошибаться, быть наивными и действовать, казалось бы, иррационально? Почему доля самообмана сопутствует успеху? Как мы оказываемся в плену когнитивных искажений? Ответы на эти вопросы не опровергли парадигму максимизации полезности, но сильно обогатили подходы экономистов. А еще позволили по-новому подойти к изучению связи экономики и этики, подтвердить, что стремление к равенству и справедливости, забота о слабых – это тоже максимизация полезности. GURU публикует интервью, подготовленное на основе этого выпуска подкаста РЭШ.

Оканчивая университет, человек получает нечто большее, чем набор знаний

Егор Матвеев, выпускник РЭШ и профессор Школы менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института (MIT Sloan School of Management), рассказывает GURU, как эпидемия ковида повлияла на образование, рассуждает о «конкуренции» между дистанционным и традиционным университетским образованием и о будущем классических университетов, а также рассказывает о программе MicroMasters in Finance, директором которой он являетсяВ 2021 г. РЭШ заключила с Массачусетским технологическим институтом (MIT) соглашение о сотрудничестве в рамках программы РЭШ «Мастер финансов». У студентов программы «Мастер финансов» появилась возможность совмещать обучение на онлайн-программах MITx MicroMaster in Finance и углубленное изучение финансов с фокусом на актуальные для России направления на программе РЭШ «Мастер финансов», получив сертификат MITx и диплом РЭШ по окончании программы. Об этом здесь. 

Теги

Авторы