Девальвация и ее последствия для импорта и розничных продаж

12.04.2022

В новом выпуске рубрики GURU  своей колонкой делится профессор РЭШ Валерий Черноокий. Он разбирает основные причины и последствия девальвации в разных странах. Из этой колонки вы больше узнаете о том, как происходит девальвация, что думают на этот счет экономисты, и какие примеры существуют. 

 

Крупные девальвации – довольно распространенное явление в странах с развивающимися рынками. Причины их разнообразны: от резкого падения мировых цен на экспортируемое сырье и внезапного оттока международного капитала до введения международных санкций и просчетов в макроэкономической политике. Также разнообразны и их последствия для экономики.

Значительное падение курса национальной валюты в развивающихся странах практически всегда приводит к росту цен на импорт (см. Рис. 1, демонстрирующий влияние девальваций 2008 и 2014 гг. в России). Импортные контракты в этих странах, как правило, заключены в долларах, евро или других твердых валютах, и девальвация автоматически означает сопоставимый по величине рост импортных цен в национальной валюте. В то же время, как отмечают Ариэль Бурштин (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе), Мартин Эйхенбаум и Сержиу Ребелу (Северо-Западный университет) в работе 2005 г., розничные цены на импортные товары растут постепенно и не так сильно, как цены на новый импорт. Они объясняют это тем, что розничные цены включают в себя издержки на локальные транспортные и логистические услуги, в меньшей степени подверженные влиянию девальвации.

 

Джордж Алессандриа (Университет Рочестера), Джозеф Кабоски (Университет Нотр-Дам) и Вирджилиу Мидриган (Университет Нью-Йорка) дают альтернативное объяснение этому факту. Важную роль в их модели играют розничные запасы импортных товаров, накопленные до момента девальвации, а следовательно, приобретенные по старым, докризисным ценам. Именно за счет этих более дешевых запасов импортных товаров розничные продавцы могут позволить себе повышать цены постепенно, а не так же резко, как обесценилась национальная валюта. Более того, эти экономисты отмечают, что наличие розничных запасов импортных товаров может также усилить падение физических объемов импорта, вызванное ростом цен и падением потребительского спроса. Накопленные до девальвации запасы импортных товаров позволяют удовлетворять этот пониженный спрос в течение более длительного времени и снижают необходимость в новых импортных поставках. В итоге импорт падает сильнее, чем розничные продажи.

Однако падение потребительского спроса происходит не всегда. Иногда девальвация приводит даже к кратковременному росту розничных продаж импортных товаров. Такой ажиотажный спрос на импорт мы наблюдали в России в декабре 2014 г. Подобные эпизоды происходили и в других развивающихся странах, в частности в Республике Беларусь в мае 2011 г. и Венесуэле в январе 2010 г. В своей статье я показываю, что в России этот краткосрочный ажиотажный спрос был в основном сконцентрирован на импортных товарах длительного пользования, таких как автомобили, телевизоры или смартфоны (см. Рис. 2), в то время как спрос на товары краткосрочного потребления (продукты питания, одежда или косметика) в первый месяц после девальвации в декабре 2014 г. изменился гораздо меньше.

 

Такое поведение потребителей вполне рационально. Ожидание роста цен на товары долгосрочного пользования вынуждает людей делать запланированные на будущее покупки чуть раньше, тем самым резко увеличивая спрос в первые дни или недели после девальвации и сильно сокращая его в последующие месяцы. Купленный нами телевизор или автомобиль будет служить нам в течение нескольких лет или десятилетий, неважно, купили мы его сразу после девальвации или на месяц-два позже. Но через этот месяц или два стоить он будет гораздо дороже. В то же время многие товары краткосрочного потребления плохо хранятся, и мы не сможем использовать приобретенные по низкой цене запасы таких товаров спустя тот же месяц или два.

Следует также отметить, что такой ажиотажный спрос быстро истощает старые розничные запасы товаров долгосрочного потребления и вынуждает продавцов быстрее повышать цены. От того, как быстро они приведут свои цены к новому уровню обменного курса, зависит и то, насколько большим будет такой ажиотажный спрос. Если реакция розницы будет достаточно быстрой, то повышения спроса на товары долгосрочного потребления после девальвации мы можем и вовсе не увидеть.

Эпизоды ажиотажного спроса могут происходить не только после крупных девальваций. В I квартале 2020 г., в начале первой волны пандемии COVID-19, во многих странах мира можно было увидеть печальные картины пустых полок магазинов. В ожидании локдауна потребители принялись пополнять свои запасы, и розница не поспевала за повышенным спросом. Однако в отличие от ажиотажного спроса после девальвации такие «панические покупки» были в основном сконцентрированы не на долгосрочных товарах, а на товарах повседневного потребления (продукты питания с длительным сроком хранения и предметы личной гигиены) и медицинских товарах (медицинские маски, антисептики и лекарства). Тем не менее специалист по социальной психологии Эвангелос Нтонтис с соавторами в недавней работе отмечают, что эти «панические покупки» также были во многом рациональны, так как были направлены на товары, где ожидался рост цен или дефицит, вызванный повышенным спросом других потребителей или логистическими проблемами новых поставок.

Интересно, что ажиотажный потребительский спрос в России в конце февраля – марте 2022 г. имеет схожие черты как с периодом девальвации декабря 2014 г., так и с эпизодом «панических покупок» во время пандемии коронавируса. С одной стороны, девальвация российского рубля в марте 2022 г. привела к росту спроса на импортные товары длительного пользования, хотя в этот раз розничные продавцы довольно быстро повысили свои цены, чтобы сдержать такой повышенный спрос. С другой – введенные санкции вызвали проблемы с новыми импортными поставками товаров повседневного потребления, таких как лекарства, предметы личной гигиены или корм для животных. В ожидании роста цен или дефицита этих товаров покупатели также резко нарастили их покупки. Тем не менее, как и во время предыдущих эпизодов, этот ажиотажный спрос имеет краткосрочный характер, и в ближайшие месяцы мы будем наблюдать лишь рост цен, снижение розничных продаж и резкое падение импорта.

 

Подготовлено при участии Маргариты Лютовой