Что спорт рассказывает об экономике и обществе

02.02.2024

Мы привыкли думать, что задача спортсменов — «быстрее, выше, сильнее», то есть показывать наилучший результат. Но, оказывается, это не всегда так. Порой им выгоднее проиграть, и дело не всегда в коррупции. Почему не каждый клуб стремится быть самым сильным в своей лиге? Ради чего государства строят новейшие стадионы для проведения убыточных международных состязаний? Почему спортсмены стоят, как поместье? Об этих и других неожиданных результатах, «Экономика на слух» поговорила с профессором РЭШ Дмитрием Дагаевым. Подробности в подкасте, а здесь мы делимся основными тезисами. 

 

Анастасия Небольсина

 

Что такое экономика спорта?

Экономика спорта изучает спортивную индустрию, используя методы экономической теории, анализа данных, компьютерных наук, теории игр. Можно выделить три знаковых исследования, характеризующих широту исследований в этой области. 

В 2007 г. вышла статья, показывающая, что оптимальная стратегия обоих игроков в шашках однозначно ведет к ничейному исходу. Другая интересная статья обсуждает коррупционную схему в поединках сумоистов: многие спортсмены в завершающих раундах турниров, от которых зависит, повысится ли их ранг, договариваются с оппонентами, для которых исход поединков уже не так важен. Это показало сравнение поединков: процент побед сумоистов в решающих для них поединках зашкаливает по сравнению со схватками с теми же оппонентами, если это не завершающий раунд. 

Еще одна интересная статья на стыке с психологией рассказывает об эффекте «купания в лучах отраженной славы». Авторы показали, что людям свойственно ассоциировать себя с выигрывающими командами. Особенно это присуще людям с заниженной самооценкой.


О стимулах в спорте 

Первая классическая работа по экономике спорта, опубликованная еще в 1964 г., была посвящена отличиям этой индустрии от других. Почти во всех индустриях фирмы стараются максимизировать прибыль, она является для них критерием успеха, и чем меньше конкурентов, тем лучше. В спорте это не так — спортивные команды часто заинтересованы в сильных соперниках.

Большое направление в экономике спорта — дизайн турниров. Его задача продумать такие правила соревнований, которые стимулировали бы спортсменов. Например, может ли быть выгодно умышленно проиграть и может ли проигрыш помочь получить некий приз? Оказывается, может. Например, в американских лигах после каждого сезона команды разбирают новых спортсменов, и этот централизованный процесс называется драфт. Команды, которые выступили хуже других, получают право первыми выбрать новых спортсменов. Из-за этого команды начинают манипулировать своими результатами — если они уже лишились шансов на удачный сезон, то начинают специально проигрывать, чтобы получить лучшее пополнение в межсезонье. 

Правила спортивных турниров могут искажать стимулы. Если мы говорим про классические форматы, например, игру на выбывание или круговой турнир, то нет смысла проигрывать. Но более сложные форматы соревнований создают такие стимулы. Классический пример – ситуации, когда команды манипулируют результатами, чтобы получить или избежать конкретного соперника. Представим себе две группы, в одной из которых произошла сенсация — лидер проиграл аутсайдеру. На следующем этапе победитель одной группы играет против команды, занявшей второе место в другой группе. Если более сильная команда не сумела занять первое место, то у команд из другой группы возникают стимулы умышленно проиграть какой-то матч, чтобы, заняв второе место, избежать неудобного соперника.

 

Кто и зачем вкладывает в спорт

Инвестиции государств в крупные спортивные соревнования, как правило, не связаны с получением прибыли. Целый ряд исследований показывают, что расходы на их проведение не окупаются. Почему их проводят? Потому что, например, государства могут быть заинтересованы в том, чтобы сделать людей счастливее, и исследования подтверждают этот эффект от проведения в стране крупных турниров. 

Инвесторами в спортивные проекты тоже движет не желание получить доход, а скорее амбиции. Хотя владение, например, крупными футбольными клубами — дорогое удовольствие. Такие ведущие клубы, как, например, «Барселона», испытывают серьезные финансовые сложности, вынуждены продавать активы, чтобы оставаться на плаву.

 

Почему спорстмены зарабатывают так много и что им делать на пенсии? 

Это связано с эффектом суперзвезд. Спортсмены, в отличие от большинства активов,  нереплицируемы. Один более производительный станок может заменить два менее производительных, а в спорте так не получится. Одного Лионеля Месси не заменят несколько средних игроков. И если клуб хочет добиваться очень высоких результатов, то вынужден конкурировать с другими и больше платить за звезд. 

Раннее завершение карьеры — большая проблема для спортсменов, потому что многие жертвовали образованием, чтобы пахать на тренировках все свободное время. Если человек не обладает способностями тренера или судьи, то ему нужно найти себя вне спорта. Сейчас стали появляться благотворительные фонды, которые помогают спортсменам получать образование и вернуться на рынок труда.