Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Аукционы могут показаться чем-то архаичным или экзотическим: в древние времена на аукционе однажды даже была продана Римская империя, сегодня на знаменитых аукционах разыгрываются произведения искусства и предметы антиквариата. В то же время аукционы – важнейший инструмент современной экономики: от множества самых разных торгов зависят экономические решения государств, компаний и людей по всему миру.
Чем отличаются разные форматы аукционов? Как они помогают укреплять доверие? Помогают ли аукционы в борьбе с коррупцией в государственных закупках? О том, как аукционы работают в теории и на практике - в новом выпуске подкаста «Экономика на слух».
Слушайте выпуск на нашем сайте, а также во всех подкаст-плеерах, а мы представляем вашему вниманию основные тезисы выпуска.
Маргарита Лютова
Сергей Измалков: Каждый раз, когда пользователь интернета отправляет запрос в любом поисковом сервисе, происходит аукцион за право показать ему контекстную рекламу. Только Google, мировой лидер на рынке интернет-рекламы, проводит порядка 6 млрд аукционов в день.
Аукцион – не обязательно формализованная процедура. Когда люди хотят продать квартиру на вторичном рынке или подержанный автомобиль, они фактически проводят аукционы: ждут различные предложения от потенциальных покупателей и выбирают наилучшее для себя.
В развитых странах на госзакупки, которые проводятся через аукционы, приходится порядка 15–20% ВВП, и опосредованно итоги этих торгов и качество их проведения влияют на каждого человека.
Сергей Измалков: Нобелевский лауреат Роджер Майерсон показал, что получить максимальную выгоду продавцу позволяет именно аукцион. Но в реальности, когда есть рынок, товары относительно однородны, а покупателей и продавцов достаточно много, аукционы не используются. Аукционы наиболее эффективны, когда товар уникален, найти потенциальных покупателей может быть затруднительно и, главное, продавцу не известно, насколько это ценный для покупателя товар, – иными словами, не известна рыночная цена.
Например, когда на аукцион выставляется редкая картина, покупатели могут иметь различные оценки ее ценности для себя: кто-то покупает предметы искусства в качестве инвестиции, а кто-то просто хочет пополнить свою коллекцию, а от ценности в представлении покупателя зависит, сколько он готов заплатить за лот.
Денис Ремизов: На рынке подержанных машин в сегменте b2b аукционы эффективны, поскольку найти покупателей на крупные партии автомобилей и получить максимальную выгоду от продажи может быть затруднительно. К тому же бизнесу важно гарантировать, что продажа была прозрачной и соответствовала комплаенс-процедурам. Аукционы на онлайн-площадке позволяют привлечь покупателей из разных регионов и усилить конкуренцию за лот, тем самым увеличивая выигрыш продавца.
Сергей Измалков: Аукционы могут быть закрытыми (то есть участники не знают ставки друг друга) и открытыми (где ставка известна всем). Наиболее известный тип открытого аукциона – английский, или аукцион на повышение, в котором выигрывает участник, готовый заплатить более высокую цену. Однажды на таком аукционе была даже продана Римская империя. Есть и открытые аукционы на понижение, самый известный из них – голландский, на котором, в частности, продаются тюльпаны и другие цветы.
Наиболее распространенный формат – открытый английский аукцион, поскольку его правила самые простые и надежные: победитель платит именно ту цену, которую назвал в ходе торгов.
Сергей Измалков: Но так происходит не во всех форматах. На аукционах второй цены побеждает тот, кто назвал наиболее высокую цену, но продавцу он платит меньше – вторую по величине ставку. Такой аукцион тем не менее выгоден продавцу, поскольку претенденты на лот будут делать ставки, исходя из реальной собственной оценки лота, а на аукционах первой цены претенденты будут в ставках занижать оценку лота. Ведь если они будут делать ставку, равную собственным оценкам, то в случае победы останутся с нулевым выигрышем.
Проблема аукциона второй цены – доверие к продавцу: поскольку аукцион второй цены проходит в закрытом формате, победитель может усомниться, что названная продавцом итоговая цена действительно равняется второй ставке, а не завышена.
На практике аукционы второй цены в начале 2000-х гг. использовались компанией Google для продажи прав на показ контекстной рекламы. Поскольку на онлайн-аукционах легко проверить, какую ставку необходимо сделать, чтобы одержать победу, на этом рынке удалось выстроить доверие.
Денис Ремизов: Доверие участников аукциона к организатору аукциона и предложенным правилам – важнейшая составляющая, поскольку без него не удастся привлекать достаточно покупателей, обеспечивать конкуренцию и, как следствие, продать с максимальной эффективностью для выставившего лот. На площадке Carlink выстроить доверие помогла сама процедура. Участники не знают друг друга, поскольку выступают под случайным образом присвоенными номерами и, как следствие, не могут сговориться между собой. Торги и формирование документов проходят в режиме реального времени.
Сергей Измалков: Поскольку сговор участников – достаточно распространенная практика, в том числе и в России, а большинство государственных закупок распределяется через аукционы, то может сложиться ошибочное представление о том, что аукционы тесно связаны со сговором и коррупцией. На самом деле покупатели могли бы сговориться между собой и если бы продажа происходила на открытом рынке, а аукционы – лишь инструмент, который работает на фоне коррупции, но не порождает ее.
Отдельные особенности аукционов можно использовать для того, чтобы сократить возможности для сговора, но исключить коррупцию за счет процедуры невозможно. Это проблема для судов, проблема недостатка политической воли на борьбу с коррупцией и правильных стимулов для организаторов государственных закупок.