«Книжная полка» читателей GURU: от экономического роста до пропаганды

26.02.2024

GURU публикует вторую «полку» с книгами, рекомендованными нашими читателями. С книгами из первой подборки вы можете познакомиться здесь.

 

Филипп Стеркин, Николай Марушев

 

«Общая теория занятости процента и денег», Джон Мейнард Кейнс (1936)

Это, безусловно, одна из самых влиятельных работ в истории экономики. Многие понятия и концепции родились с этой книгой, публикация которой произвела революцию в экономической мысли. Не зря Кейнса называют основоположником макроэкономики. До него экономисты рассматривали отдельные рынки и их взаимодействие, а также поведение индивидов на этих рынках. Кейнс же предложил рассматривать экономику как единое целое. 

Разносторонне образованному Кейнсу было свойственно сочетание в работах экономики, математики, философии и психологии, внимание к человеку, его эмоциям, иррациональности (за что его часто называют предтечей поведенческой экономики). 

В значительной мере его концепции исходили из понятия неопределенности, поэтому центральную роль в его работах занимают ожидания, влияющие на текущие экономические решения.

«Общая теория занятости процента и денег» держится на трех столпах: эффективный спрос (общий уровень расходов в экономике, который определяет уровень производства и занятости, при этом производители реагируют на ожидаемый спрос. – GURU), мультипликатор расходов и теория процента, пишет автор книги об истории экономической мысли «Богатство идей» Алессандро Ронкалья. 

Кейнс показывает, что классический подход к экономике, основанный на идее минимального вмешательства государства в экономику, не способен обеспечить полную занятость и экономический рост. Поскольку уровень занятости и экономическое благополучие общества определяются не сбережениями и инвестициями в классическом понимании, а общим спросом на товары и услуги, значит, в определенные моменты нужно его поддержать. Так Кейнс сделал революционное для того времени предположение, что в условиях экономического спада государство должно активно вмешиваться в экономику, стимулируя спрос через госрасходы, снижение налогов и управление процентными ставками. Таким образом, Кейнс подчеркнул роль государственной политики в обеспечении экономической стабильности и процветания.

С момента написания «Общей теории занятости…» прошло уже почти 90 лет, и до сих пор экономисты спорят, что хотел сказать Кейнс. «Существует необозримое количество литературы о мысли Кейнса: можно сказать, что не найдется ни одного аспекта из его теорий, который не имел бы множества толкований», – пишет Ронкалья о богатейшем наследии Кейнса, породившем не одно течение экономической мысли – согласной или спорящей с ним.

 

«Экономика для любознательных. О чем размышляют нобелевские лауреаты», под ред. Роберта Солоу и Дженис Мюррей (2017)

Эта книга – сборник статей 12 нобелевских лауреатов о самых разных экономических явлениях, факторах и проблемах: кризисах, занятости, природных ресурсах, пенсионном финансировании, теории игр и т. д.

Например, Пол Кругман в главе о депрессиях рассказывает о различных характеристиках и последствиях экономических спадов, а также о способах их преодолеть. «Депрессия, по определению – по моему определению, во всяком случае, – это ситуация, в которой обычных политических мер, принимаемых нами для борьбы с рецессиями, главным образом снижения процентных ставок центральными банками, недостаточно. Но это еще не означает, что ничего нельзя сделать. Главное – мыслить иначе», – призывает он.

Сам Роберт Солоу (о его наследии читайте здесь, также можно послушать выпуск «Экономики на слух», в котором обсуждается его модель экономического роста) пишет об устойчивом развитии, показывая, как экономические инструменты могут помочь более ответственно использовать природные ресурсы. Нерегулируемое использование позволяет делать это, не неся ответственности за негативное воздействие на других людей или на окружающую среду в целом, пишет Солоу, поэтому «всегда возникает искушение предложить, чтобы некий центральный экспертный орган выработал подходящую схему использования ресурсов и обязал бы соблюдать эту схему». Однако в большинстве случаев предпочтительна политика, использующая рыночные механизмы, поскольку необходимая информация рассеяна по всей экономике и недоступна какому-либо центральному органу, объясняет Солоу, при этом в конкретных ситуациях могут быть разработаны самые разные схемы налогового стимулирования и субсидий.

 

«ВВП. Краткая история, рассказанная с пиететом», Дайана Койл (2016)

Книга Дайаны Койл (см. также статью «ВВП: Великий измеритель) – это исследование о том, как ВВП стал основным инструментом измерения экономического роста и развития. Автор рассказывает об истории возникновения показателя, его роли в формировании экономической политики и влиянии на благосостояние людей.

Койл показывает, что ВВП – это не просто статистический показатель того, насколько хорошо или плохо обстоят дела в экономике страны, но еще и «важная мера свободы и человеческих возможностей, создаваемых капиталистической рыночной экономикой». «ВВП отражает, хотя и не без изъянов, уровень инноваций и возможностей, открывающихся перед человеком. И, измеряя с его помощью экономику, все больше состоящую из услуг и нематериальных товаров, мы измеряем наш творческий потенциал и взаимную заботу друг о друге», – пишет Койл. 

Хотя ВВП как показатель задумывался Саймоном Кузнецом (нобелевский лауреат по экономике 1971 г.) для измерения реального благосостояния людей, он не всегда точно отражает его, в том числе из-за изменения изначального замысла Кузнеца. Тем не менее критические замечания в адрес ВВП часто являются необоснованными: это мера экономической активности, а не индикатор социального равенства, благополучия или экологической устойчивости. «ВВП и благосостояние – это разные вещи, хотя между ними есть тесная связь», – пишет Койл. 

Вместо того чтобы отвергать ВВП, Койл призывает искать дополнительные индикаторы, которые могли бы дать более полную картину экономического и социального прогресса, такие как индекс человеческого развития. 

 

«Пропаганда», Эдвард Бернейс (1928)

«Нами правят, наше сознание программируют, наши вкусы предопределяют, наши идеи нам предлагают, и все это делают в основном люди, о которых мы никогда и не слыхивали» – так буквально с самого начала книги Эдвард Бернейс знакомит читателя с реальностью. Труд племянника Зигмунда Фрейда – это учебник по управлению массами, в котором исследуются механизмы манипулирования общественным мнением, используемые правительствами, корпорациями и общественными деятелями.

Пропаганда для Бернейса является неотъемлемой частью повседневной жизни. Он считает, что современные общества слишком сложны, чтобы каждый человек мог сам сформировать обоснованное мнение по каждому вопросу. Поэтому систематическое использование пропаганды является необходимым инструментом функционирования демократии. «Пропаганда будет жить вечно. И разумный человек должен понимать, что пропаганда, по сути, современный инструмент, с помощью которого можно бороться за плодотворный труд и привносить порядок в хаос», – пишет Бернейс. 

«Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящей силой в нашей стране».

Создание обстоятельств, использование авторитетов и лидеров мнений, обращение к эмоциям – инструментарий пропагандиста, о котором пишет Бернейс, широк. Методы и техники, предложенные им, легли в основу современных практик в области рекламы, маркетинга и общественных отношений. Так, создание обстоятельств – это прием, с помощью которого ранее неочевидная мысль – к примеру, необходимость комнаты для музицирования – внедряется в сознание общественности. Обустроить ее в доме «будет правильно потому, что вам рассказали, что это правильно». Самое главное – чтобы в конечном итоге человек воспринимал идею как собственную.

В нашей сложной цивилизации с ее невидимым правительством пропаганда становится мостиком через пропасть, пролегающую между интеллектуалами и рабочим классом, цинично признает Бернейс, «людям всегда <...> будет свойственно стремление к развлечениям и красоте, будет присуща готовность подчиниться лидеру». Если люди начнут лучше разбираться в своих запросах и устанут от старых методов, то появятся новые, более тонкие (пророческое замечание, не правда ли?). «Единственная разновидность пропаганды, которая в этих условиях сама нанесет себе вред, – это пропаганда лживая или направленная против блага общества», – предупреждает Бернейс.

 

«Мир для продажи», Хавьер Блас и Джек Фарши (2019)

Как небольшая группа трейдеров приобрела большую политическую власть, поддерживая ливийскую повстанческую армию во время «арабской весны» или помогая Саддаму Хусейну продавать его нефть? На этот и множество других неожиданных вопросов отвечают журналисты Хавьер Блас и Джек Фарши в книге «Мир для продажи». Они показывают, как современный мир, ресурсы и сырье стали важнейшим предметом торговли и коммерциализации. Авторы также исследуют то, как корпорации, правительства и организации влияют на формирование и контроль информационных потоков и наше мышление, создавая политическую и экономическую реальность сегодняшнего дня.

В результате у авторов получился обзор самых значимых сделок, что может заинтересовать тех, кто хочет понять экономические механизмы современного общества. 

Ниже список других книг, предложенных нашими читателями:

«Финансист», Теодор Драйзер (1912)

«Курс микроэкономики», Рустем Нуреев (2005)

«Сам себе финансист», Анастасия Тарасова (2016)

«Макроэкономика», Николас Грегори Мэнкью и Марк Тейлор (1994)