Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
GURU предлагает вам нестандартное упражнение – по описанию экономической или социологической теории выбрать фильм, который мог бы послужить ее иллюстрацией. Это тест на проверку знаний о науке и кино в одном флаконе. Мы понимаем, что интерпретация художественного произведения у всех личная, так что и наш выбор вы можете счесть субъективным. Но ведь и экономисты спорят друг с другом и при всей строгости анализа находят в жизни общества что-то свое.
Надежда Грошева, Филипп Стеркин
Этот фильм мог бы стать иллюстрацией теории оседлого бандита, сформулированной Мансуром Олсоном и Мартином Макгиром. В нем осевший бандит поддерживает порядок в городе в обмен на ресурсы и лояльность его жителей.
Именно! Недаром один из персонажей говорит: «Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного». Этот вечно актуальный советский фильм был снят по пьесе Евгения Шварца, наполненной остроумнейшими и глубокими диалогами, которые тонко описывают природу власти и ее отношения с обществом. В обмен на защиту дракон забирает свободу и уродует души горожан. «Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твердые убеждения. Наверное, потому, что у них нет выбора», – говорит главный герой рыцарь Ланцелот. Жителей города это устраивает: они готовы отказаться от свободы, даже когда получили ее, предпочитая остаться рабами и обрести нового господина. Они выбирают стационарное состояние и стабильность. В отличие от пьесы финал фильма нельзя назвать оптимистичным. Убитый дракон вовсе не повержен и оказывается среди детей, чьими умами ему только предстоит овладеть. Такая концовка может стать аллегорией эффекта колеи – ситуации, когда прежние институты и культура не дают обществу вырваться из порочного круга. О ней мы говорили в одном из выпусков «Экономики на слух». А о теории оседлого бандита читайте в «Guru.Словаре».
Шедевр Акиры Куросавы, казалось бы, прекрасно иллюстрирует теорию Макгира – Олсона: есть бандиты, грабящие деревню, и защищающие ее самураи. Однако, чтобы появился оседлый бандит, кто-то из них должен был бы осесть в деревне. Разбойники же ее лишь грабят и уходят. На роль оседлого бандита подошли бы защищающие крестьян самураи, но они покидают деревню. Более подходящий, на наш взгляд, ответ – «Убить дракона».
Недаром один из персонажей говорит: «Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного». Этот вечно актуальный советский фильм был снят по пьесе Евгения Шварца, наполненной остроумнейшими и глубокими диалогами, которые тонко описывают природу власти и ее отношения с обществом. В обмен на защиту дракон забирает свободу и уродует души горожан. «Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твердые убеждения. Наверное, потому, что у них нет выбора», – говорит главный герой рыцарь Ланцелот. Жителей города это устраивает: они готовы отказаться от свободы, даже когда получили ее, предпочитая остаться рабами и обрести нового господина. Они выбирают стационарное состояние и стабильность. В отличие от пьесы финал фильма нельзя назвать оптимистичным. Убитый дракон вовсе не повержен и оказывается среди детей, чьими умами ему только предстоит овладеть. Такая концовка может стать аллегорией эффекта колеи – ситуации, когда прежние институты и культура не дают обществу вырваться из порочного круга. О ней мы говорили в одном из выпусков «Экономики на слух». А о теории оседлого бандита читайте в «Guru.Словаре».
Остроумное решение, но такой мотив сложно найти в фильме – визитной карточке Квентина Тарантино. Наш ответ – «Убить дракона». Недаром один из персонажей говорит: «Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного». Этот вечно актуальный советский фильм был снят по пьесе Евгения Шварца, наполненной остроумнейшими и глубокими диалогами, которые тонко описывают природу власти и ее отношения с обществом. В обмен на защиту дракон забирает свободу и уродует души горожан. «Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твердые убеждения. Наверное, потому, что у них нет выбора», – говорит главный герой рыцарь Ланцелот. Жителей города это устраивает: они готовы отказаться от свободы, даже когда получили ее, предпочитая остаться рабами и обрести нового господина. Они выбирают стационарное состояние и стабильность. В отличие от пьесы финал фильма нельзя назвать оптимистичным. Убитый дракон вовсе не повержен и оказывается среди детей, чьими умами ему только предстоит овладеть. Такая концовка может стать аллегорией эффекта колеи – ситуации, когда прежние институты и культура не дают обществу вырваться из порочного круга. О ней мы говорили в одном из выпусков «Экономики на слух». А о теории оседлого бандита читайте в «Guru.Словаре».
Возможно, наш выбор не совпал с вашим из-за разной интерпретации теорий и разного прочтения фильмов. Читайте GURU и слушайте подкасты РЭШ – «Экономика на слух» и «Карьерный алгоритм». А еще наслаждайтесь прекрасными фильмами.
Вы прекрасно разбираетесь и в социальных теориях, и в кино. Возможно, наш выбор не совпал с вашим из-за разной интерпретации теорий и разного прочтения фильмов. Читайте GURU и слушайте подкасты РЭШ – «Экономика на слух» и «Карьерный алгоритм». А еще наслаждайтесь прекрасными фильмами.
Вы великолепно разбираетесь и в социальных теориях, и в кино. Тем более приятно, что наш выбор совпал с вашим. Читайте GURU и слушайте подкасты РЭШ – «Экономика на слух» и «Карьерный алгоритм». А еще наслаждайтесь прекрасными фильмами.