Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
В подкасте «Экономика на слух» Маргарита Лютова обсудила с профессором РЭШ Натальей Волчковой тему импортозамещения. Идея заменить импортные товары отечественными то и дело набирает популярность в разных странах, а сегодня все чаще и чаще звучит в России.
Маргарита Лютова
Импортозамещение предполагает меры экономической политики, которые приводят к замещению импорта какого-то товара внутренним производством. То есть его импорт сокращается, а собственное производство растет.
Импортозамещение может быть добровольным – когда правительство само решает повысить выпуск того или иного товара. Но может быть и вынужденным – когда причиной этих изменений становится сокращение импорта из-за изменения внешней ситуации.
Результат мер импортозамещения – добровольного или вынужденного – будет положительным, если импортный товар заменяется товаром:
- внутреннего производства;
- аналогичного качества;
- по цене не выше импортного;
- в объеме не меньше прежнего.
Успех импортозамещения должен оцениваться с точки зрения положения потребителя. Если оно не ухудшилось по сравнению с исходным, импортозамещение удалось.
Отношение к импортозамещению как к целенаправленной политике государства в экономической науке скорее отрицательное. Историй успеха масштабного импортозамещения мировая практика не знает, а все истории успеха локальны и касаются отдельных комплектующих. Например, страна закрепилась на мировом рынке в качестве экспортера того или иного товара, он конкурентоспособен, но для его производства требуются зарубежные комплектующие. Тогда эти комплектующие можно попытаться заместить, и такие успехи были. Но это очень специфическая ситуация, которая тесно связана с ориентацией на экспорт.
Если же вся цепочка поставок импортных комплектующих разрушена, создавать сектор с нуля внутри страны будет куда труднее, и успех такого мероприятия неочевиден. Например, потребуются высококвалифицированные кадры, а также предприниматели, готовые инвестировать в такой бизнес, и неизвестно, найдутся ли они.
Экономика – это про эффективность, а политика импортозамещения базируется на следующей идее: заменить эффективный импорт на неэффективное сегодня производство в надежде на то, что удастся сделать его эффективным в будущем. То есть в краткосрочной перспективе происходит снижение эффективности, которое может быть оправдано, только если она будет восстановлена впоследствии.
Но проблема этой политики – выбор секторов, где будет замещаться импорт. Критериями оказываются не эффективность и объективный потенциал таких секторов – даже в странах с развитыми институтами выбор происходит под влиянием лоббистов. Именно поэтому импортозамещение чаще всего не срабатывает.
В краткосрочной перспективе за импортозамещение платит потребитель, получая доступ к товарам худшего качества, или в меньшем количестве, или по более высокой цене. Наглядный пример – российские контрсанкции 2014 г. Абсолютно во всех секторах, которые были затронуты российским продовольственным эмбарго, произошло и сокращение потребления, и рост цен.
Как только страна запрещает ввоз какого-либо товара, его предложение на внутреннем рынке сокращается, как следствие, растут цены, снижается потребление. Главный вопрос: что происходит дальше? Если за счет развития собственного производства и появления товаров сопоставимого с импортными качества и в том же объеме, первоначальные издержки потребителей окупятся, тогда можно говорить об успехе. Но если этого не происходит, потребитель будет платить вечно. Именно это мы наблюдаем в большинстве случаев импортозамещения, когда сектор для проведения этой политики выбирается не по соображениям эффективности.
Еще один пример – автомобилестроение. При неудачном импортозамещении потребитель будет переплачивать не только за отечественные автомобили, но и за оставшиеся импортные, ведь цены вырастут по всему автомобильному рынку.
Упрощение регулирования – обязательная предпосылка для импортозамещения. Если мы хотим, чтобы выросло собственное производство, необходимо сделать условия работы для отечественных производителей более благоприятными, чем для зарубежных поставщиков. Один путь – запретить или существенно ограничить импорт. Второй – улучшать условия работы для отечественных производителей.
Опросы бизнеса показывают, что около 30% издержек российских предприятий – следствие неэффективного регулирования, то есть связаны с выполнением разного рода регуляторных требований. Грубо говоря, если устранить некачественное регулирование, можно было бы повысить конкурентоспособность российского производства на 30%. Разумеется, часть регуляторных требований связана с обеспечением интересов и безопасности потребителя, так что важно соблюсти баланс и понимать, что в регулировании – про интересы потребителя, а что связано с желанием государства просто быть государством и устанавливать какие-нибудь правила.
Чаще всего импортозамещение происходит именно с целью развития технологий. В этом смысле вынужденное российское импортозамещение в аграрном секторе, которое начало происходить после 2014 г., – совсем не типичная история. В мировой практике больше распространено импортозамещение в более технологичных секторах – например, в автомобилестроении и в еще более высокотехнологичных отраслях. Точнее, больше распространено такое целеполагание, но на практике это удается крайне редко, причем даже если импортозамещение добровольное, а внешние условия благоприятны.
А в ситуации, когда доступ к технологиям прекращается, потребуются годы на их создание внутри страны. Теоретически это возможно, но будут ли и у государства, и у населения возможности оплачивать такое импортозамещение в долгосрочном периоде – большой вопрос. С большей вероятностью мы в итоге получим гораздо менее сложные товары, для которых не будут требоваться высокие технологии, используемые на глобальных рынках.
Я преподаю международную торговую политику и спрашиваю студентов, почему, по их мнению, идея импортозамещения так популярна и в обществе, и среди многих политиков. Помимо патриотического элемента, как кажется многим, есть и рациональные обоснования: вырастет собственное производство, а значит, появятся и новые рабочие места – такую идею легко продать!
Но чаще всего никто не договаривает, что эти новые рабочие места будут неэффективны: они будут производить товары по более высокой цене или более низкого качества, чем можно было купить за рубежом. И даже получив рабочее место, созданное в ходе импортозамещения, человек может в конечном счете проиграть, ведь покупательная способность его зарплаты снизится.