Российское образование: отдача с разных точек зрения

11.08.2022

Мы продолжаем знакомить читателей с наиболее интересными, по мнению профессоров РЭШ, выпускными квалификационными работами. Роман Солнцев, выпускник МАЕ’2022, рассказывает о своей работе «Российское образование: отдача с разных точек зрения» (научный руководитель – профессор РЭШ Евгений Яковлев). 

 

В своей работе я исследую, как качество высшего учебного заведения влияет на будущую заработную плату выпускника, количество часов работы, занятость и другие характеристики.

Экономисты смотрят на высшее образование как на инвестицию в будущее. Студенты тратят много времени, посещая лекции и семинары, сдавая зачеты и экзамены, чтобы в конечном счете иметь престижную, высокооплачиваемую и комфортную работу. Как и на финансовом рынке, привлекательность инвестиций в образование зависит от того, сколько денег или других благ оно принесет человеку. Это некоторое упрощение действительности, ведь для многих высшее образование само по себе ценность, а некоторые специальности могут не гарантировать высокооплачиваемой работы, но тем не менее пользуются спросом у абитуриентов. Однако, по всей видимости, для большинства людей именно высокие заработные платы являются основным стимулом для поступления в университет.

Исследователи используют два основных подхода к определению ценности высшего образования для работодателя. Первый подход более очевидный – это теория человеческого капитала. Образование дает навыки, которые выпускник будет использовать в будущей работе. Более ценный работник будет получать более высокую заработную плату. Однако человек с высшим образованием имеет более выгодные позиции на рынке труда, даже если его образование не связано с той работой, которую он ищет. Эти соображения привели к появлению второго подхода – теории сигналов на рынке труда. Университеты не только дают людям знания, но и помогают отобрать тех, кто талантлив, терпелив, умеет учиться и слушать других. Этот набор качеств делает работника более привлекательным для фирм и повышает заработную плату.

В обществе бытует миф о том, что в России очень много людей с высшим образованием, а это является результатом больших инвестиций в науку в СССР. На самом деле в России примерно 30% населения имеет высшее образование. В целом это хороший показатель, близкий к среднему среди развитых стран. Для сравнения: этот показатель в Германии – 30,7%, в США – 35,5%, в Польше – 32,8%, во Франции – 24,8%. При этом почти во всех странах эта доля растет за счет того, что представители молодого поколения больше инвестируют в высшее образование, чем их родители.

Для измерения эффекта от полученного образования используют термин «отдача от высшего образования». Этот показатель равен приросту в заработной плате в процентах от одного дополнительного года, проведенного в высшем учебном заведении. В развитых странах один год высшего образования увеличивает заработную плату при прочих равных примерно на 12,5%. Это значит, что выпускник бакалавриата будет иметь примерно на 50% более высокую заработную плату в долгосрочном периоде, чем человек без такого образования. Для России этот показатель находится на уровне 5–8%, что является одним из самых низких показателей в мире. Если верить этим оценкам, образование для российских граждан является не такой ценной инвестицией, как в других странах. Впрочем, иных надежных оценок нет, все исследования базируются на данных RLMS, которые собираются Высшей школой экономики, остальные базы данных или неполны, или существенно менее качественные.

Необходимые данные были взяты из лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», проводимого в Институте образования НИУ ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. В 2011 г. исследователи опросили обширную выборку девятиклассников по всей стране, с тех пор они опрашивают ее ежегодно. Цель исследования – выявить механизм выбора профессии и образовательной траектории, а также роль последней в профессиональном развитии. В 2021 г. респонденты как раз вышли на рынок труда, так что появилась возможность попробовать оценить связь размера их зарплат с полученным образованием.

В работе я использовал новые данные об образовании и карьере. В них исследуются жизненные пути 5000 человек, которым на данный момент уже 24–25 лет, начиная с 8-го класса. Эти данные включают в себя не только уровень образования, но и название высшего учебного заведения, где учился респондент. Это открывает возможности для исследования того, насколько значимо качество вузов для работодателя. Проблемой являлось то, что для оценки отдачи от образования необходимо сравнивать людей, которые уже реализовали себя в профессии, в то время как в 24–25 лет люди только окончили вуз и не имеют большого опыта работы, что, вероятно, занижает реальную отдачу от высшего образования. Кроме того, высшее образование обычно получают люди из более обеспеченных семей, поэтому оценку необходимо очистить от этого эффекта. Помимо этого в больших городах больше заработные платы и больше учебных заведений, поэтому учесть это также было важно.

Пол респондентов тоже важен для оценки отдачи от образования. На данный момент в России примерно 61% студентов – девушки. Такой гендерный дисбаланс в образовании характерен практически для всех развитых стран. По всей видимости, это связано с тем, что для мужчин существует много профессий, которые хорошо оплачиваются, но не требуют высшего образования, – например, такие, как военный или пожарный. Интересным является факт, что в топе 100 лучших вузов доля женщин составляет уже 55%, это значит, что хорошие вузы более привлекательны для мужчин, чем менее качественные. В лучших университетах США соотношение женщин и мужчин примерно равное (Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет), хотя среди всех студентов женщины составляют 55%.

В результате моей работы я получил следующие оценки: один год высшего образования в России в среднем увеличивает заработную плату людей 24–25 лет на 2–3%. Это означает, что в среднем их заработная плата выше на 8–12%. Это не очень высокий показатель, но нужно при этом учесть, что рост заработных плат для молодых людей с высшим образованием существенно выше, чем для людей без него. Поэтому я ожидаю, что через 15 лет люди с высшим образованием будут получать на 6–8% больше за каждый год, проведенный в вузе.

При этом выпускники 10 лучших университетов России имеют заработную плату на 30–40% выше, чем люди без высшего образования, а рост их заработных плат выше, чем у остальных. Для следующей десятки вузов заработные платы выше уже лишь на 20–30%. Для университетов ниже топ-100 заработные платы выпускников выше примерно на 6–10%, чем у людей без высшего образования. При этом отдача от образования в среднем одинакова для богатых и для более бедных регионов.

Занимательным наблюдением стало то, что люди с высшим образованием работают меньше примерно на 0,7 часа в день, а для 10 лучших вузов число рабочих часов в день ниже на 1,4 часа! Скорее всего, это связано с теми профессиями, которые выбирают люди. Не исключено, что, работая меньше, они устают даже больше, однако данные говорят, что для отдыха они имеют больше времени. Безработица среди образованной и необразованной молодежи находится примерно на одном уровне, согласно данным. И напоследок: печальная статистика говорит о том, что люди с высшим образованием реже работают по профессии по сравнению с выпускниками колледжей. Более того, работа студентов лучших вузов очень часто не связана с тем, что они изучали в университете.