Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
В прошлом выпуске нашего подкаста Максим Ананьев, выпускник РЭШ, а сейчас – научный сотрудник Мельбурнского института прикладных экономических и социальных исследований, рассказал о капитале, который нельзя положить на счет в банке, но от которого может зависеть состояние этого счета. Мы обсудили, как экономисты понимают этот термин, как уровень социального капитала влияет на экономический рост и какое влияние оказывают на него социальные сети. Мы собрали основные тезисы выпуска.
Филипп Стеркин
Социальный капитал – это очень сложный термин, который обычно определяют как совокупность социальных связей между людьми в экономике. И хотя капиталом их можно назвать метафорически, эти связи влияют на экономический рост, на транзакции между экономическими агентами. Например, если вы хотите начать свое дело и вам нужны инвестиции, то чем больше людей вы знаете, чем большему количеству людей вы доверяете, чем большее количество людей доверяет вам, тем проще вам найти финансирование.
Экономисты иногда добавляют другую компоненту – нормы гражданского поведения. Это способность или желание людей вести себя хорошо и не нарушать правила, даже когда их нарушение не повлечет за собой наказание. Например, если большое количество людей не нарушают правила дорожного движения, даже если за ними не следят на каждом углу, то такое общество обладает высоким уровнем социального капитала.
Само понятие «социальный капитал» появилось в работе социолога Джейн Джекобс в ее работе «Смерть и жизнь больших американских городов». Она утверждала, что районы в городах должны быть спланированы так, чтобы максимизировать связи между людьми: когда вы идете по улице, то вы видите магазинчики, лотки с мороженым, кафе, соседей встречаете и т. д. И все это образует социальный капитал.
Позднее исследователи выделили два типа социального капитала – бондинговый и бриджинговый. Первый – это то, насколько вы доверяете людям, которые входят в ваш ближний круг. Шайка разбойников, члены которой очень сильно доверяют друг другу, но совершенно не доверяют никому извне, – это пример высокого уровня бондингового социального капитала. Бриджинговый социальный капитал – это наведение мостов, может быть, с людьми, с которыми вы не состоите в каких-то тесных отношениях. Именно этот вид капитала способствует экономическому росту.
Когда экономисты говорят о социальном капитале, они чаще всего имеют в виду социальное доверие. То есть доверие к людям, с которыми вы либо слабо знакомы, либо не знакомы вообще. Оно измеряется путем опросов. Самый высокий уровень доверия – в скандинавских странах, самый низкий – в странах Африки. В России – средний уровень социального капитала.
Есть исследования, которые показывают корреляцию между уровнем социального капитала и ростом экономики. Еще в 1990-х гг. исследователи обнаружили, что в более богатых странах доверие выше. Кроме того, есть исследование (Янн Алган, Пьер Каю «Унаследованное доверие и рост». – Ред.), которое на основе данных по США показало, что доверие среди жителей США зависит от того, откуда приехали их предки. И экономический рост выше в тех местах, где больше потомков эмигрантов из стран с высоким уровнем социального капитала.
Есть и обратный эффект. У меня есть работа, в которой мы с соавтором показали, что в тех российских регионах, которые сильнее других пострадали от кризиса 2008–2009 гг., и доверие упало наиболее сильно.
Социальные сети на социальный капитал влияют положительно, поскольку они способствуют формированию социальных связей.
Социальные сети помогают в координации. Например, работа Рубена Ениколопова, Марии Петровой, Алексея Макарьина показала роль сети «ВКонтакте» в протестах 2011 года.
Но одновременно социальные сети формируют аддикцию. Это то, от чего люди хотели бы избавиться, но не могут. Безусловно, это отрицательно влияет на психическое здоровье, на производительность.
В кризисных ситуациях важны обе составные социального капитала – социальные связи и следование гражданским нормам. Люди, которые следуют гражданским нормам, с большей вероятностью будут вакцинироваться и носить маску. Другая сторона медали – уровень социальных связей: чем с большим количеством людей вы контактируете, тем больше людей вы можете заразить и тем сложнее вам будет снизить количество социальных контактов.
А как пандемия повлияла на социальный капитал? Она вызвала кризис. Кризис – это плохо. Пандемия способствовала изоляции людей. Изоляция для социального капитала – это тоже плохо.
Пандемия способствовала поляризации в обществе. Ношение маски стало маркером, к какой группе ты принадлежишь. В политологии существует такое понятие – «аффективная поляризация», когда идеологические разногласия превращаются в личные. Например, в США демократы выступают за более высокие налоги, за более высокий уровень перераспределения доходов в экономике. Республиканцы выступают за менее высокие налоги и меньший уровень перераспределения. Казалось бы, это вопрос о том, как управлять государством. Однако по ряду причин, в том числе из-за социальных сетей, одна сторона начинает ненавидеть другую. Например, очень многие люди в США отвечают при опросах, что не хотели бы, чтобы их дети вышли замуж или женились на представителях другой политической партии.
Удаленка должна была бы повлиять на социальный капитал отрицательно, так как она сужает круг связей. Но при этом опросы показывали, что 70% респондентов хотели бы продолжать работать из дома. Поездки на работу и обратно утомляли людей, делали их менее счастливыми. Возможно, негативный эффект от сужения круга общения компенсируется позитивным от того, что люди меньше времени тратят на дорогу.