Как образование помогает перестроить карьеру в кризис

09.06.2022

Очередной выпуск «Экономики на слух» был посвящен образованию: чем оно может помочь во время кризисов. Образование – это не самоцель, а инструмент перенастройки карьерной стратегии в условиях неопределенности. Поэтому сначала нужно определить конкретные профессиональные задачи, а потом уже принимать решение о финансовых и временных инвестициях в обучение, считают профессор, ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов и карьерный коуч, CEO платформы карьерного развития «Карьерум» Ольга Лермонтова. Мы публикуем тезисы этого выпуска: ключевые инструкции, алгоритмы и рекомендации по принятию карьерных решений в кризисные времена.

Екатерина Сивякова

 

Рубен: Во время кризисов всегда растет спрос на образование. Это происходит по двум причинам: во-первых, все ожидают изменений на рынке труда, под которые нужно подстраиваться. Во-вторых, многие теряют работу и у людей появляется время, которое можно использовать для саморазвития. Кризисы – это лучшее время для образования.

Ольга: На кризисную ситуацию нужно смотреть с двух сторон: со стороны компаний и со стороны соискателей. И у тех и у других первая реакция часто эмоциональная. По поведению компаний это заметно и в пандемию, и сейчас. В первые месяцы они держат рабочие места и не объявляют о вакансиях: уже сейчас на российском рынке количество объявленных вакансий снизилось на 45%. Кто-то проводит сокращения, кто-то отказывается от найма. Но потом спрос все равно начинает расти, причем часто как раз по тем направлениям, которые компания предполагала сократить. В кризис заметны противоположные тренды: замереть и одновременно искать новые области, что требует новых специалистов, отсюда и спрос на образование. Соискатели тоже сильно тревожатся, огромное количество людей по понятным причинам предпринимают необдуманные действия, а для многих их нынешняя работа теряет смысл.

 

Как меняется рынок труда в 2022 г.

Рубен: Будет расти спрос на специалистов с цифровыми навыками – в том числе потому, что нужно будет искать замену технологиям, которых Россия лишается. Менее очевидное последствие – рост спроса на инженерные специальности. В стране меняется модель производства. Его нужно будет перестраивать: сначала ремонтировать то, что закупили раньше, а потом уже переходить на собственные инженерные решения или брать азиатские аналоги. Поэтому хороший инженер будет очень востребован. Будут востребованы специалисты, оказывающие посреднические услуги, а также люди, владеющие навыками межкультурной коммуникации. Много интересной работы будет у юристов.

Ольга: Для импортозамещения и налаживания коммерческих связей с зарубежными рынками нужны специалисты, которые будут организовывать эти процессы и восстанавливать нарушенные логистические цепочки. Нельзя думать только о технической стороне бизнеса, а на коммерческую, маркетинговую, операционную инфраструктуру не обращать внимания. Будут важны soft skills: управление изменениями, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, взаимодействие с командами. Будут искать людей, которые объединяют коллективы, двигают процессы. Soft skills – это своеобразный клей, который соединяет процессы в бизнесах.

 

Как увеличить свою профессиональную ценность с помощью образования

Ольга: Образование – это инструмент, поэтому начинать нужно с определения карьерной стратегии. Мы всегда начинаем с вопроса «зачем?». Я хочу учиться, потому что меня сократили? Потому что моей отрасли больше нет или она сильно сузилась? Потому что моя специальность и мой 20-летний опыт больше не актуальны? Нужно поставить задачу. Например, если вы решили сменить профессию и поняли, что без образования вам не обойтись, тогда нужно идти учиться.

Прежде чем начинать двигаться, необходимо понять, в какой точке вы находитесь (оценить свой опыт, достижения, компетенции и сильные навыки), и определить, куда вы хотите прийти. Это поможет понять, каких конкретно навыков и опыта не хватает и что из этого вам даст образование. Это не обязательно должно быть высшее образование. В каких-то случаях можно пойти на краткосрочные курсы, особенно когда речь идет о прикладных навыках. Главный вопрос, на который нужно ответить, – как за короткий срок получить максимум того, чего не хватает для следующего шага.

При этом стать сразу опытным специалистом одно только образование не поможет. Взрослым специалистам я бы посоветовала смотреть на те образовательные программы, которые предлагают возможности стажировок, подготовки конкретных проектов во время обучения, где налажены связи с работодателями или механизмы нетворкинга во время учебы. Тогда к моменту окончания обучения у вас будет опыт, который вы сможете предложить работодателю. Хорошо бы также понять, где учились люди, которые уже прошли этот путь. Но это только один из возможных сценариев. Каждый человек, выбирая образование и инвестируя в него даже не деньги (это восполнимый ресурс), а свое время, энергию, годы жизни, должен понять, зачем ему это образование и как оно поможет ему достичь своей цели. 

Рубен: Я полностью согласен с тем, что начиная с определенного возраста получать образование ради самого образования не стоит. Первое, о чем должен задуматься специалист с опытом, который думает о переменах, – это чем он хочет заниматься в жизни, на что он готов тратить по восемь часов в день. Люди никогда не успешны, когда занимаются тем, что им не нравится. И второе – платят ли за это деньги. А дальше стараться двигаться к своей цели.

Образование – только часть этой карьерной цепочки. При этом нужно понимать, насколько ваша цель далека от вас: чем она дальше, тем дольше нужно будет учиться и приобретать первый опыт. Не нужно недооценивать и важность нетворкинга в образовании: в процессе обучения вы не только получаете знания, но и обзаводитесь знакомствами, которые помогут вам стать частью профессионального комьюнити. Это особенно важно для бизнес-образования.

 

Какое образование нужно для карьеры за рубежом

Ольга: При выходе на любой рынок нужно, во-первых, проанализировать свои «хочу» (профессиональные цели и желания), во-вторых, оценить свои «могу» (опыт, компетенции), а в-третьих, понять, что востребовано на этом рынке. На вопрос, что нужно для конкретного рынка, ответить невозможно: нужно смотреть на сочетание профессии, отрасли и географии. Из этих параметров проще всего менять один или два, если вы меняете все три, ваши шансы на успех стремятся к нулю. Выберите что-то близкое к тому, что вы делаете, и проанализируйте зарубежный рынок. Даже сейчас, с учетом сложных отношений между странами, люди с российским образованием и опытом могут найти за рубежом работу по специальности.

Рубен: Печальный факт заключается в том, что, наверное, в ближайшее время будет все сложнее продолжить карьеру в западных странах, потому что будет просто меньше взаимодействия. При этом переехать в азиатские страны будет все легче: будет больше контактов с азиатскими рынками, партнерами и клиентами.

 

Что ждут международные работодатели

Рубен: Чем сильнее ограничен выбор стран для переезда, тем больше эти ограничения нужно компенсировать своими навыками. Нужно честно оценить свои компетенции и понять, насколько их можно использовать на других рынках. Есть профессии, навыки которых вообще невозможно перенести. Тогда в вашем распоряжении останется только человеческий, а не профессиональный капитал. В этом случае единственный шанс трудоустроиться за рубежом – уехать и учиться той профессии, которая будет там востребована. Если у вас есть навыки, которые там востребованы, то учиться совершенно не обязательно. Тогда нужно понять, в каких именно секторах они востребованы и в каких странах эти секторы сильные и активные, открытые к найму людей из других стран.

Ольга: Очень важно понимать, как вообще устроены рынки, какие цепочки связывают разных игроков в каждой отрасли. Как только вы это поймете, то сразу начнете лучше понимать ценность условной иностранной компании для потребителей и чем именно вы можете ей помочь – чем вы для нее ценны. Должны быть сформулированная карьерная цель и связанная с ней стратегия. Она может предусматривать разные варианты, но нужно хотя бы примерно обрисовать набор опций. Можно расширить список смежных специальностей, понять возможности переупаковки опыта – это увеличит шансы на успех. Если у вас сплошные переменные и вы готовы на любую работу в любой стране, поиск будет бесконечным.

 

Как сохранить стратегическое мышление во время кризиса

Рубен: Если в кризис вы потеряли работу и у вас нет денег, вам нужно решать другие задачи, то речь об образовании не идет. В таком случае кризис – это еще один повод задуматься о том, чем вы хотите заниматься. Главное в тяжелой ситуации – стратегически мыслить. Вы могли, например, потерять работу из-за того, что работодатель запаниковал. Тогда нужно понять: то, что вас уволили, – это ваша проблема или работодателя? Если это проблема работодателя, то его надо менять. Если это ваша проблема и действительно ваши навыки сейчас не так уж востребованы, тогда нужно задуматься о том, что нужно менять в карьере, какие у вас цели и как их достичь.

Ольга: Дополню: речь в таких ситуациях даже не о стратегическом мышлении, а о правильном определении задачи. Ко мне часто приходят люди с запросом: «Ольга, я выгорел, поэтому хочу сменить профессию». Погодите, мы какую проблему решаем: вашего выгорания или смены профессии? Это совершенно разные задачи, и инструменты их решения будут разными. Если вы меняете профессию, потому что не умеете находить смысл в своей работе, то и после смены работы эти проблемы останутся. Если в кризис вы впали в панику, вас одолевает тревога, то нужно не стратегические задачи стремиться решать, а сначала прийти в состояние спокойствия.

 

Как сегодня перенастраивать академическую карьеру

Рубен: Для академической карьеры в зарубежном вузе нужно было изначально нацеливаться на международные стандарты. Я подозреваю, что людям из академии, которые не были интегрированы в международную науку, нужно менять цель. Тем, кто уже был интегрирован, все достаточно понятно: рынки ученых гораздо более централизованны, чем бизнесы, там четкие стандарты и тайминг. Околоуниверситетская наука построена вокруг годового цикла: люди начинают работать с нового учебного года, поэтому большая часть рекрутинговой активности происходит весной. По сравнению с бизнесом в академии куда большее значение имеют личные связи и репутация. При приеме на работу ключевую роль играют рекомендательные письма: именно с их помощью соискатели доказывают, что их работы были оригинальными, а их личный вклад в них был существенным.

Российские ученые могут уехать за рубеж и создать там новую академическую институцию, но ее успех зависит от выполнения двух условий. Во-первых, вы должны доказать, что ваша совместная работа создает дополнительную ценность. Во-вторых, эта деятельность должна иметь международное значение. Если эти два условия выполняются, то можно рассчитывать и на финансовую поддержку за рубежом, и на сотрудничество с международными университетами.