Где рынок успешнее государства и как инвестфонды влияют на устойчивое развитие

09.12.2022

Рынок может обыгрывать государство в самых неожиданных областях, гораздо лучше справляясь даже с задачами, близкими к социальным. О неожиданном примере из области ESG рассказывает в колонке для GURU проректор РЭШ Максим Буев. Попытки государства увеличить долю женщин в управлении бизнесом оказались менее успешны, чем кампании фондов-инвесторов. 

 

Лишь 12% директоров крупных публичных компаний в России – женщины. Среди руководителей малого бизнеса их доля выше – около 20%. Это очень мало. В идеальном мире доли женщин и мужчин должны быть одинаковыми или женщин – даже чуть больше: женщины составляют примерно 54% населения России, а таланты, скорее всего, распределены среди женщин и мужчин одинаково.

Но мы живем в мире, в котором дискриминация женщин на рынке труда, в том числе в органах управления корпораций, – особенность не только России. Например, в США в 2016 г. лишь 13,1% членов советов директоров были женщинами. К 2019 г. пропорция женщин-директоров в американских компаниях выросла в среднем более чем на 50% – до все еще плохих, но гораздо лучших 19,7%. Что же произошло?

 

Акционерный активизм «большой тройки»

Группа исследователей из нескольких американских университетов в недавней работе связала рост доли женщин в руководстве бизнесов с ролью так называемой «большой тройки» индустрии пассивных инвестиций – инвестиционных фондов BlackRock, Vanguard и State Street. 

В 2017 г. «большая тройка» запустила кампании с целью побудить корпорации, акциями которых фонды торгуют, увеличить гендерное разнообразие в советах директоров. Фонды «тройки» как акционеры голосовали против переизбрания директоров сотен компаний, которые, по мнению фондов, не добились достаточного прогресса в гендерной диверсификации. Оказалось, что такой акционерный активизм очень эффективен: к 2019 г. число женщин-директоров увеличилось по меньшей мере в 2,5 раза по сравнению с 2016 г. По оценкам исследователей, как минимум от трети до двух третей этого прироста объясняется именно действиями «большой тройки».

 

Символизм и «золотые юбки»

Это наблюдение интересно по следующей причине. Кажется, что акционерный активизм является более эффективным инструментом борьбы с гендерной дискриминацией в советах директоров, чем государственное регулирование, устанавливающее обязательные минимальные квоты на число женщин в советах.

Например, когда подобные квоты в 2018 г. были введены в Калифорнии, количество женщин среди директоров действительно выросло, однако их назначение часто было символическим: зона ответственности новых директоров по участию в различных комитетах была меньшей, чем у директоров старых. Кроме того, оказалось, что квоты нарушают конституцию штата, и летом 2022 г. закон был отменен.

Еще раньше, в Норвегии, подобное регулирование привело к тому, что компании стали нанимать в совет директоров одних и тех же женщин. В итоге вместо большого пула потенциальных женщин-кандидатов в советы директоров в стране появился пул так называемых «золотых юбок» – небольшой по численности элиты женщин-директоров с непропорционально большим влиянием.

То, чего не удалось добиться чиновникам, добились инвесторы. Действия «большой тройки» значительно расширили список потенциальных кандидатов-женщин, привели к более заметному увеличению их участия в корпоративном руководстве, в том числе на таких ролях, как, например, председатель комитета по назначениям.

 

Почему компании раньше не назначали женщин директорами 

Возникает разумный вопрос: что мешало бизнесу назначать больше женщин директорами еще до активистских кампаний крупных фондов-инвесторов? Оказалось, дело было не в нехватке женщин-кандидатов, а в том, что в руководстве компаний преобладают мужчины, которые при назначении новых директоров делают упор на прошлый опыт кандидатов. Женщины, таким образом, попадали в порочный круг: поскольку их доля мала и в советах директоров, и среди CEO (например, лишь 6,6% постов CEO в компаниях из индекса S&P 500 принадлежит женщинам), то большому числу кандидатов с необходимым опытом просто неоткуда взяться в краткосрочной перспективе. 

«Большая тройка» же заставила советы директоров рассматривать кандидатов-женщин даже без опыта работы директором, а также кандидатов не из сети профессиональных контактов действующих директоров. Влияние фондов также было сильнее в тех компаниях, где еще не было женщин-руководителей и которые с меньшей вероятностью добавляли женщин до кампаний «большой тройки».

 

Что дальше?

Однако даже после трех лет активных действий фондов-инвесторов женщины в США в среднем по-прежнему занимают менее 20% мест в советах директоров. Будет ли их представленность в советах расти дальше и как быстро?

С одной стороны, поскольку женщины лучше представлены в сетях профессиональных контактов женщин, чем мужчин, то рост количества женщин – членов советов директоров может усилиться, причем уже даже без согласованного давления со стороны инвесторов. 

С другой стороны, возможно, есть какой-то фактор, который не позволит доле женщин в советах вырасти более значительно. Например, в экономике может быть недостаточно квалифицированных женщин-кандидатов для достижения доли в 30 или 40% вне зависимости от того, насколько сильным будет давление инвесторов.

 

Потенциал активизма акционеров 

Тем не менее результаты кампаний «большой тройки» означают, что акционеры могут успешно оказывать давление на компании и добиваться ESG-изменений, эффекты которых легко отслеживать. Иными словами, у достаточно крупных акционеров есть потенциал для управления другими подобными изменениями, такими, например, как раскрытие информации об устойчивом развитии, введение ограничений на число бордов, в которых директора могут участвовать (director overboarding), усиление расового разнообразия в советах директоров и др.

Открытыми, однако, остаются вопросы о мотивах, которые лежат в основе подобной активности акционеров, и о конечном влиянии этого активизма на стоимость фирм, т. е. компаний, которые попадают «под горячую руку» фондов-инвесторов. Это все потенциально интересные темы для будущих исследований (позитивное влияние роста доли женщин в органах управления уже было подтверждено, например, в  Великобритании). На данный же момент важно то, что активизм фондов, касающийся женщин – директоров компаний, – это один из пока редких примеров успешных действий рынка по улучшению ESG-показателей компаний. Причем в той области, где действия государства, кажется, оказались не такими эффективными.