Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Новая книжная «полка» от выпускницы РЭШ, соосновательницы и директора компании Funexpected Math Натальи Перельдик. Это книги о психологии, о том, как добиваться успеха (начнем с полезных привычек?) и работать с фактами. А еще о том, как рождаются великие компании.
Дэн Ариэли – живой классик поведенческой экономики. Его книги – must-read для понимания процессов принятия решений. Спойлер: все мы нередко иррациональны – и, как следует из названия книги, предсказуемо иррациональны.
Вот что Ариэли пишет о себе: «Мое погружение в иррациональность произошло много лет назад, когда я лечил травмы, полученные при взрыве. Огромное количество процедур в ожоговом отделении (особенно ежедневная «ванна») заставило меня испытать на себе разнообразие нелогичных, болезненных и постоянно повторяющихся форм поведения. Именно тогда меня захватила идея, что мы снова и снова принимаем предсказуемо «плохие» решения во многих областях нашей жизни и что наука может помочь нам избежать некоторых из них».
Ариэли – отличный рассказчик и все выводы иллюстрирует увлекательными экспериментами. Он рассказывает, например:
● как люди воспринимают ценность товара или услуги (и как маркетологи пользуются этим);
● о силе «бесплатного предложения» и во что оно нам обходится;
● почему более дорогой аспирин работает лучше дешевого;
● почему многие компании используют социальные стимулы, которые работают лучше простого повышения зарплаты.
Можем ли мы избавиться от иррациональности? Вряд ли. Но мы можем научиться обращать внимание на свое иррациональное поведение.
Сейчас компанию Netflix знает почти каждый. С ее названия начинаются многие популярные фильмы и сериалы. Неудивительно, что по результатам опросов за 2019 г. подписка на Netflix была самым желанным подарком для подростка. Эта компания изменила то, как мы потребляем видеоконтент. Поэтому невероятно интересно прочитать рассказ ее сооснователя и первого CEO о том, как все начиналось. Книга показывает, через какие тернии лежит путь к успеху. А еще – как менялась на этом пути компания: от пересылки DVD по почте до интернет-стриминга.
Книга написана очень легко и изобилует живыми и веселыми историями, например (спойлер!) о том, как, перепутав DVD, вместо выступления Билла Клинтона Netflix разослала пользователям… порно. После такого вы вряд ли будете переживать из-за отправленного по ошибке письма.
Интереснейший обзор, рассказывающий, как устроен мир вокруг нас: насколько общество зависимо от ископаемых и как менялась эта зависимость; как мы производим еду; как развивался и работает процесс глобализации и многое другое. В некотором роде эта книга – результат 40 работ Смила на разные темы. В большинстве своем они были интересны достаточно узкому кругу читателей. Например, всем, кто любит мыслить числами, будет интересно почитать его отдельные труды про энергетику.
Эта же книга создавалась как более популярный обзор его размышлений о процессах, которые формируют наше настоящее и будущее. Смил, безусловно, имеет очень ярко выраженную точку зрения, с которой можно не согласиться, но то, что вам будет интересно читать книгу, гарантированно. А еще вы столкнетесь на ее страницах с множеством неожиданных фактов.
Смил призывает читателей внимательно изучать факты, чтобы не жить в мире стереотипов, непроверенной информации и стол же красивых, сколь и ложных теорий. О понимании фактов – одна из его книг, которая так и называется: «Цифры не лгут».
Как маленькие шаги ведут к большим изменениям – об этом книга исследователя из Стэнфорда Би Джей Фогга. Он предлагает готовую систему приобретения новых привычек, построенную на моделировании человеческого поведения.
«Мелочи могут выглядеть не такими привлекательными, но они действительно помогают добиться успеха. Забудьте про принцип «все или ничего» – это залог самокритики и разочарования. Мы уже знаем, что мартышка мотивации подталкивает нас к серьезным поступкам, а потом сбегает, как только становится тяжело».
На этих мелочах построена система Би Джей Фогга. В книге очень много практических советов, хотя, стоит признать, местами она может показаться затянутой. Но если у вас еще остались невыполненные новогодние обещания себе, эта книга must-read. «Добро пожаловать на курс дизайна поведения!» – приглашает Фогг.
Спойлер: чтобы успешно создавать привычки и менять свое поведение, нужно соблюдать три условия:
- перестать винить себя;
- разделить большие цели на маленькие, достижение которых не будет вызывать дискомфорта;
- относиться к ошибкам как к открытиям, которые прокладывают дорогу вперед.
Также предлагаем послушать выпуск «Экономики на слух» об онлайн-образовании с участием Натальи Перельдик.