Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Новую «книжную полку» представляет выпускница РЭШ Ирина Назарова, гендиректор международной компании Evil Martians, занимающейся разработкой интернет-продуктов. Она подобрала очень разные книги – от великого романа «Уловка-22» до литературы о стартапах.
Начать 2022 г. с чтения романа Джозефа Хеллера «Уловка-22» (или «Поправка-22») казалось мне необходимым. Все-таки нужно знать классику и видеть «ссылки» на нее в нашей жизни.
В «Уловке» мысль, изначально простая и безобидная, совершая многочисленные обороты внутри «коллективного сознания» (в форме бюрократии), превращается в удавку на шее, которая с каждым кругом затягивается все туже. И это рождает мысли о поиске свободы – личной и коллективной – от безумной государственной машины.
Мертвец, числящийся живым, и живой, числящийся мертвым. Битва генералов за власть, которыми кукловодит рядовой. Командир эскадрильи, получивший назначение только благодаря имени (так в реальности люди часто получают должности благодаря семье и связям). Он не способен принимать никакие решения, избегает встреч, и войти в его кабинет можно, только когда его там нет. Начальник столовой, который строит торговую империю – синдикат, члены которого и американские, и немецкие военные. За деньги от немцев он устраивает налет на собственную воинскую часть; заключает двойной контракт – с американскими военными на уничтожение немецкого моста и с германскими военными на защиту этого моста. И всякий раз объясняет, что действует во благо всех участников синдиката.
«Послушай, <…> не я затеял эту войну. Я только пытаюсь поставить ее на деловую основу. Ну что здесь такого особенного?»
Главный герой Хеллера всеми силами старается выжить. Но есть препятствие – безумная бюрократическая уловка-22. Она всесильна, ее невозможно даже отменить, так как не существует «реального документа, текст которого можно было бы отвергать или опровергать».
У «Уловки-22» есть продолжение «Лавочка закрывается». В ней этот абсурдный мир приходит к своему логичному концу.
Если взглянуть на буддизм как на интерпретацию современных данных о работе мозга и нервной системы, то получится эффективное практическое руководство о том, как использовать буддийские практики для достижения вполне мирских целей – крепкого здоровья, долголетия и ясности ума. Человеческий мозг, обладая способностью проигрывать реальные и воображаемые ситуации, подвергается кратно большему стрессу, чем мозг животных. Но наши тела неустойчивы к постоянным инъекциям адреналина и кортизола и от этих вспышек быстро приходят в упадок – вместе с нашими интеллектуальными способностями.
Предлагаемые в книге «Мозг Будды» практические советы сами по себе всем известны – дело лишь в расстановке акцентов и поиске причинно-следственных связей. Медитации, прогулки, дыхательные упражнения вместе со специальными практиками по преодолению negativity bias (склонность к негативу) – это те привычки, которые выработали буддийские монахи и которые действительно помогают.
Позаботившись о здоровье и взяв стресс под контроль, пора заняться работой. Именно об этом легендарная книга инвестора Джона Дорра – из всех бизнес-книг она оказала на меня самое сильное влияние за последние пять лет.
Чувство, которое вызывает эта книга, ни с чем не перепутать: она еще не закончена, но в тебе борются два жгучих желания – дочитать ее, умирая от любопытства, или броситься скорее применять прочитанное, не теряя ни минуты. То же самое я испытала 10 лет назад во время чтения «Бизнес с нуля» (см. ниже), после чего ушла из финансов работать над своим стартапом.
От учения об OKR никуда не скрыться. Objectives and key results (цели и ключевые результаты) ставят себе все вокруг, но эта книга еще и вдохновляет. Она помогает почувствовать, как большие цели и измеряемые результаты, которые пронизывают всю организацию, превращают ее в живой организм, способный добиваться впечатляющих результатов.
«Кажется, у нас есть все нужные ингредиенты: щепки, дрова, бумага, спички, даже искры иногда бывают. Но костер никак не разгорается!» – жаловался Рису менеджер крупной корпорации на проблемы с запуском инноваций. Как разжечь костер, не истратив слишком много дров и спичек (или даже все), – об этом весьма практичная книга Эрика Риса, консультанта и предпринимателя. Почему стартапы терпят крах, какие типичные ошибки допускают их основатели и как их избежать, что является главной задачей стартапа – его советы актуальны и для стартапов, и для больших компаний, и для государства. Свои подходы Рис иллюстрирует многочисленными примерами и предлагает поучиться на его ошибках.
Работу стартапа Рис сравнивает с вождением автомобиля: он должен управляться так, чтобы можно было изменить маршрут легким поворотом руля. Разработанная им концепция «бережливого стартапа» получила свое название от концепции бережливого производства в Toyota. Главная идея – проводить огромное количество экспериментов, которые помогают избежать лишних расходов (денег и времени). Эти эксперименты Рис рассматривает как цикл «создать – оценить – научиться» – он поможет понять, нужно ли круто повернуть руль или продолжать движение в выбранном направлении.
Тщательно продуманный план, основанный на стратегии и всесторонних исследованиях рынка, может только помешать. Он становится клеткой для стартапа, мешает сменить курс, если вдруг окажется, что идеальный продукт вовсе не идеален, поскольку просто не нужен аудитории. Рис считает ошибкой боязнь запустить несовершенный продукт и разочаровать покупателей. Ведь не запустив несовершенный продукт, не понять, каким должен быть совершенный. «Если мы не знаем, кто наш клиент, мы не знаем, что такое качество», – пишет Рис.
Он предлагает как можно быстрее создать «минимально рабочий продукт» (MVP). Это версия продукта, позволяющая запустить цикл «создать – оценить – научиться» с минимальными усилиями. Какие продукты действительно нужны клиентам? Как будет расти бизнес? Кто целевая аудитория? К каким клиентам нужно прислушиваться, а каких можно игнорировать? На все эти вопросы нужно ответить как можно быстрее. Усилия, которые не приводят к пониманию желаний клиентов, не нужны, настаивает Рис.
Он пишет и об организации работы. Например, как не превратить выявление проблем с помощью метода «Пять «Почему?» в «Пять обвинений», когда вместо того, чтобы «выяснять, что пошло не так, расстроенные члены команды начинают тыкать друг в друга пальцами в поисках виноватых».
«Я прошу всех следовать двум простым правилам:
- Будьте терпимы к ошибкам, которые возникли впервые.
- Не позволяйте, чтобы одна и та же ошибка повторялась дважды».
Рынки похожи на языки. Эти древнейшие инструменты сотрудничества, конкуренции, самоорганизации и т. д. «играют определенную роль во всем, что мы делаем: без них мы не можем даже заниматься любовью, не говоря уже о том, чтобы вести войну». Так описывает роль рынков в книге «Кому что достается – и почему» Элвин Рот, лауреат Нобелевской премии по экономике, крупнейший специалист в области теории игр и дизайна рынков.
Начинает он книгу с описания рынка трансплантации человеческих органов. Для этого рынка традиционная для экономистов задача – эффективно распределить дефицитные ресурсы и повысить их доступность – более чем актуальна. Ведь речь идет о главной ценности – жизни.
«Большинство рынков работают в весьма широком пространстве разных принципов – от «невидимой руки рынка» Адама Смита до пятилеток председателя Мао», – пишет Рот. В рыночной системе ее участники сами определяют, кто и что получает, но это не вседозволенность, а работа по правилам. Эти правила и есть дизайн рынка: он «устраняет проблемы, которые мир коммерции не сумел решить естественным образом». Рынок с хорошим дизайном «напоминает легко и свободно вращающееся колесо, а для этого ему нужна ось и хорошо смазанные подшипники».
«Каждому известно, что в любом саду только некоторые растения прекрасно растут без ухода, и чаще всего это сорняки».
Хороший рынок должен быть безопасным и простым для его участников. Эту задачу нужно решать постоянно по мере эволюции рынков. Создание хорошего дизайна Рот сравнивает со стрельбой по движущейся мишени. Нередко дизайн формируется медленно, путем модификации прежних правил и норм. Но и плохой дизайн меняется медленно: он сохраняется не только потому, что нет лучшей замены, но и потому, что многие участники рынка заинтересованы в сохранении статус-кво.
Попытка решить проблемы рынка может породить новые. И правительства, и маркетмейкеры могут регулировать рынки либо слишком медленно, либо, напротив, с излишней поспешностью. Хорошо, например, что паровые двигатели не были запрещены законом сразу после их изобретения – ведь «эти устройства, очевидно, иногда взрываются или способны оставить без работы честных рабочих», иронизирует Рот.
В конце книги он приглашает читателей на ужин, чтобы достойно отпраздновать окончание ее чтения. Выбор места ужина он превращает в еще один рассказ о дизайне рынка – на этот раз ресторанов.
Мой любимый «подкаст выходного дня», который приятно не спеша послушать за завтраком либо во время долгой вечерней прогулки, – это acquired.fm от двух венчурных инвесторов из Сиэтла и Сан-Франциско.
Изначально меня зацепил эпизод про Slack. Он начинается с истории американца, который учится в Гарварде в 1968 г. и после Summer of Love решает бросить колледж, но тут же получает повестку в армию. Во Вьетнам он не едет, а вместо этого убегает в Канаду, встречает там будущую жену, а затем у них, живущих в коммуне хиппи, рождается будущий основатель компании Slack. Той самой, которая создала самый удобный чат для работы. Стоило ли ради этого бросать Гарвард?
Дальше – больше: девятичасовой трехсерийный профиль о Berkshire Hathaway начинается уже с 1867 г. и истории прадеда Уоррена Баффетта.
Мне этот подкаст нравится не только умением рассказывать истории. Фокус сделан на попытке научить на примере его героев, к которым авторы подкаста присматриваются очень и очень внимательно. Он помогает понять, что помогло героям подкаста преодолеть трудности, с которыми они сталкивались.
Также предлагаем послушать выпуск «Экономики на слух» с Ириной Назаровой.