Сравнительное преимущество или почему страны не производят все сразу

30.03.2022

Анастасия Небольсина

 

История международной торговли прошла долгий путь от индийских специй до полупроводников. Понятно, что ряд стран заинтересован в обмене товаров, которые невозможно вырастить самостоятельно в силу, например, климатических условий, но почему мы покупаем бытовую технику, которую потенциально можно производить где угодно? Экономисты заметили эту проблему еще в XVIII в. и предложили объяснение, основанное на идее преимущества стран в производстве тех или иных товаров.

Принято считать, что первым, кто задался вопросом о том, почему страны торгуют, был Адам Смит, который изложил теорию абсолютных преимуществ  в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идея заключалась в том, что если страна может произвести больше товара, используя то же количество ресурсов, то она обладает абсолютным преимуществом. Например, если затрачивая одинаковое количество труда и капитала, Англия производит больше сукна, чем Испания, то она обладает преимуществом. Если Испания, в свою очередь, имеет абсолютное преимущество в производстве вина, то она может продавать его в Англии в обмен на сукно, тем самым участвуя в торговле. 

Тем не менее эта концепция не позволяла объяснить, почему, например, страна, имеющая абсолютное преимущество в производстве обоих торгуемых товаров, импортирует эти блага. Этот вопрос был решен моделью сравнительных преимуществ, предложенной в XIX в. Давидом Рикардо. Его идея заключалась в том, что одна страна обладает сравнительным преимуществом в производстве товара А, если она отказывается от меньшего количества товара Б, чтобы произвести единицу товара А. Например, если Англия может произвести 2 единицы сукна и 1 единицу вина, то стоимость единицы сукна в вине равняется 0.5. В отличии от абсолютного преимущества, относительное преимущество у страны может быть только в производстве одного товара из двух, поэтому международная специализация и обмен позволяют эффективно организовать производство.

Именно концепция сравнительного преимущества позволяет понять природу международного разделения труда: например, Китай производит бытовую технику эффективнее других, поэтому продает ее на мировом рынке, в то время как Германия фокусируется на производстве автомобилей. Они меняют автомобили на бытовую технику, тем самым обеспечивая население обоими благами, но производя совместно больше, чем если бы каждая из стран производила оба блага. Именно поэтому страны завязаны на торговле, и выход из этого международного обмена в краткосрочном периоде чреват дефицитом товаров, которые не производились внутри страны, а импортировались из стран, обладающих сравнительным преимуществом в его производстве. В долгосрочном периоде закрытие экономики вынуждает производить все товары самостоятельно, что приводит к снижению эффективности.